Из аварийного жилья россиян переселит только чудо
Чтобы выполнить планы правительства по ликвидации аварийного жилья в стране к 1 сентября 2017 года, во многих городах объемы строительства нужно увеличить в десятки, если не в сотни раз. "Финмаркет" нашел на карте точки воображаемого строительного бума
Москва. 4 декабря. FINMARKET.RU - К 1 сентября 2017 года все россияне должны быть переселены из аварийного жилья. Соответствующее постановление опубликовано на сайте правительства.
На самом деле радостная для очень многих граждан новость лишь отодвигает их "счастье". Постановление вносит поправки в документ, принятый в феврале этого года. Там крайний срок переселения был установлен 31 декабря 2015 года.
Но, возможно, хотя бы достижение цели станет более реалистичным. Вместо 107 млрд руб. на расселение выделяется 127 млрд руб. Размер ветхого и аварийного жилого фонда в стране по итогам 2012 года составил 100,1 млн кв. метров (78% из него ветхое). Это в полтора раза больше, чем строится в стране в год нового жилья. Несмотря на все усилия правительства, объемы пришедшего в негодность жилого фонда только увеличиваются: в 2005 году его было 95 млн, в 2000 году – 66 млн, в 1990 году – 32 млн кв. метров.
"Финмаркет" уже рассказывал летом в своем "трущобном рейтинге", что в России есть городские поселения, где доля малопригодного для жизни жилья превышает 80%. Особенно тяжелая ситуация в небольших промышленных моногородах Сибири и Дальнего Востока. Например, в поселке Кысыл-Сыр в центре Якутии 92% жилого фонда аварийны, в городе Облучье Еврейской АО - 91%, в Курильске (Сахалинская область) и в городе Нюрбе (также в Якутии) - по 44%.
Но такая плачевная ситуация нередка и в европейской части страны: в поселке Медведево в Марий-Эл к ветхому и аварийному относится 86% жилого фонда, в дагестанском Кизляре - 49%. В двадцатку малых городов с наибольшей долей ветхого и аварийного жилого фонда также вошли два тульских города - Белёв и Донской, вологодское Бабаево, калининградский Зеленоградск и Каменногорск Ленинградской области.
Чтобы за четыре отведенных года ликвидировать все аварийное жилье, некоторым городским поселениям потребуется увеличить объемы жилищного строительства в десятки и даже сотни раз. Так, в поселке Новая Чара на БАМе и в Александровске-Сахалинском годовые объемы строительства жилья потребуется нарастить более чем в 180 раз, в городе Облучье Еврейской автономной области - в 110 раз, в городе Кимовске Тульской области - в 70 раз. В Тульской области вообще должен начаться всероссийский строительный бум.
И таких темпов ускорения строительства будет достаточно при условии, что все новое жилье пойдет переселенцам из ветхого фонда. Рассчитывать на это просто глупо: более 40% нового жилья в России строится населением за свой счет: это так называемый самстрой, частные дома. В некоторых городах юга России индивидуальное строительство преобладает абсолютно.
Надежда Косарева, президент фонда "Институт экономики города"
"Задача сложная. Сейчас основной механизм – программа Фонда ЖКХ, который помогает регионам ликвидировать аварийный жилой фонд. Там зафиксированы обязательства по тому жилью, которое было признано аварийным на 1 января 2012 года. Речь идет именно об аварийном, а не ветхом жилье.
Аварийное непригодно для проживания даже не в связи с износом, а, например, по причине аварийных ситуаций. А ветхий – это уровень износа, который определяется годом строительства. Ветхое жилье сносить не обязательно. Если так подходить к решению проблемы, то надо было бы давно снести всю Венецию, построенную не поймешь в каком веке. В Москве, Санкт-Петербурге ведется реконструкция ветхих зданий.
Другое дело, что у нас и аварийное, и ветхое жилье не сносится и не реконструируется, степень износа только повышается. Поэтому его объемы из года в год только увеличиваются. Это не значит, что бюджетных денег на это надо тратить больше и больше. 85% жилого фонда у нас находится в частной собственности. Поэтому теоретически обязанность его реконструкции должна лежать на собственниках, а не на государстве.
Государственные программы в этой области имеют социально ориентированный характер. Вечно такой порядок сохраняться не может.
По программе ликвидации аварийного жилья реально переселяют людей путем строительства в этом или соседних муниципальных образованиях новых жилых домов. Но, когда речь идет об отдаленных депрессивных монопоселениях, нет смысла там строить. Средства надо давать на переезд в другие населенные пункты, где есть работа, развитие. Объемы финансирования на это явно недостаточны. Сроки нереальны.
Чтобы решить проблему комплексно и потратить деньги эффективно, надо комплексно заниматься развитием территорий, в том числе моногородов, заводить туда новый бизнес, чтобы там начиналась новая жизнь. Ну уж если нет никаких перспектив, тогда людей надо переселять. Такого механизма комплексного решения проблемы у нас нет. Это задача не только Фонда ЖКХ, а всех ведомств, всех уровней власти, но фонд мог бы стать координатором".
Мария Литинецкая, генеральный директор компании "Метриум Групп"
"Программы по ликвидации аварийного жилья не окажет никакого негативного влияния на рынок жилья в тех населенных пунктах, где она реализуется. Напротив, можно ожидать, что она оживит там рынок.
Ликвидация аварийного жилья предполагает активное переселение граждан, проживающих в аварийных домах, причем в очень сжатые сроки. По закону им должна быть предоставлена равноценная квартира или денежная компенсация. Первая категория переселенцев с рынком коммерческого жилья никак не связана, а вот вторая окажет на него определенное влияние.
Жители аварийных домов, получившие субсидию от государства, самостоятельно занимаются поиском и покупкой квартиры. При этом чаще всего им приходится доплачивать разницу между предоставленной компенсацией и реальной ценой. В результате можно ожидать повышения спроса и увеличения доли льготников среди покупателей коммерческого жилья.
Кроме того, реализация данной программы предполагает снос старых домов, соответственно, на рынке появятся дополнительные участки под новое строительство".
Сергей Колесников, начальник управления по связям с общественностью Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или, с согласия в письменной форме этих граждан, в границах другого населенного пункта того же субъекта Российской Федерации.
При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Программами Фонда содействия реформированию ЖКХ не предусмотрено полное переселение граждан из каких-то населенных пунктов.
Порядок привлечения на конкурсной основе подрядных организаций и поставщиков строительных материалов, в том числе из других регионов, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Выделение средств фонда на создание собственной строительной базы в регионах законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (185-ФЗ) не предусмотрено.
По программам переселения с участием средств фонда предоставляется новое, благоустроенное жилье. Строительство такого жилья ведется по двум направлениям: в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Уровень комфортности квартир от выбора программы не зависит. Но для строительства малоэтажных домов предусмотрено законодательное стимулирование.
Жилье, построенное по программам переселения из аварийного жилищного фонда с участием средств фонда, обеспечивается всеми необходимыми для комфортного проживания ресурсами и условиями – электроэнергией, отоплением, водоснабжением и водоотведением.
Одной из основных программ фонда с 2013 года является модернизация системы коммунальной инфраструктуры, на которую в 2013 - 2017 годах выделено 15 млрд рублей. Целями региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры являются повышение надежности и эффективности ее эксплуатации, обеспечение установленного нормативами качества коммунальных услуг".