Россию спасут реформы или плановая экономика
Чтобы российская экономика могла расти больше чем на 1% в год, рост конкурентоспособности на внешних рынках должен быть двукратным, а на внутреннем рынке - трехкратным. Помогут реформы, подсказывают эксперты, но, с другой стороны, справится и Госплан
Москва. 3 декабря. FINMARKET.RU - Российская промышленность в 2013 году ушла в минус: выпуск в обрабатывающих секторах в январе - октябре упал по сравнению с тем же периодом прошлого года на 0,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 0,3%. Добыча полезных ископаемых традиционно выросла на 1,2% и частично нивелировала провалы остальных секторов, но только до нуля.
Выйти из стагнации быстро и легко не получится, уверены Валерий Миронов и Вадим Канофьев из Центра развития ВШЭ. При стабильном курсе рубля удельные трудовые издержки в валютном выражении продолжают расти, а значит, конкурентоспособность российских товаров потихоньку падает.
В такой ситуации помогут только реформы - переход к новой модели роста на основе дебюрократизации экономики и честной конкуренции. Или возврат к Госплану.
Российская конкурентоспособность улетучивается
Реальный эффективный курс российского рубля после заметного ослабления (2,7%) в III квартале вновь укрепился в октябре на 0,5% по сравнению с сентябрем. В итоге к началу ноября рубль оказался слабее декабря прошлого года всего на 1,7%. Разница с прошлым годом (январь - октябрь) тоже не превышает 1,7%, а значит, в реальности курс рубля оставался относительно стабильным весь год.
Рост удельных трудовых издержек в валютном выражении показал серьезное замедление в августе - сентябре до уровня 2,5 - 3% год к году, но до этого он составлял в среднем 7% в месяц. Это связано прежде всего с торможением роста заработной платы при продолжающемся сокращении числа рабочих мест.
Казалось бы, торможение роста издержек – это хорошо, но на самом деле рост этого индикатора продолжается, хоть и медленно. И это указывает на падение ценовой конкурентоспособности российской экономики.
Удельные трудовые издержки в рублевом выражении показывают еще более грустную динамику: они начали расти в апреле, до этого не росли год. Их увеличение, правда, является фактором не конкурентоспособности, а инфляции. Процесс ее торможения неустойчив, несмотря на решение правительства заморозить тарифы естественных монополий в 2014 году.
Российской промышленности поможет только чудо...
Есть известная модель, по которой темпы роста промышленности и экономики страны, сильно зависящей от динамики платежного баланса, можно просчитать на основе данных о среднегодовых темпах роста экспорта по секторам и эластичности их импорта. В модели также учитывают рост внутреннего спроса в этих секторах и их доли в импорте.
Миронов и Канофьев применили эту модель к российской промышленности и выяснили, что больше 1,1% роста она выжать из себя не сможет, даже если рост мировой экономики составит 3,5%:
- при такой отраслевой структуре российской промышленности, которая сложилась в России, средняя ретроспективная эластичность товарного экспорта к приросту мирового спроса составляет лишь 0,8, а эластичность импорта к приросту внутреннего спроса, наоборот, заметно больше единицы - 2,4.
- Чтобы к 2030 году поднять среднегодовые темпы роста российской промышленности хотя бы до 6,5%, арифметически нужно, чтобы первый показатель вырос до 1,5, а второй сократился до 0,8.
- Это означает, что рост конкурентоспособности на внешних рынках должен быть двукратным, а на внутреннем рынке - трехкратным.
…или плановая экономика
Добиться такого прорыва непросто, а в рамках существующей экономической модели - невозможно, уверены экономисты. Сегодня ускорение инвестиций является не инструментом, а результатом экономической политики властей (и в основном даже не экономической). Для инвесторов же, которые начнут раздумывать об открытии своих производств в России, будут важны не громкие обещания, а рост издержек и инфляция, которые снижаться уж точно не будут.
Для ускорения роста экономики можно стремиться увеличить долю передовых секторов, где эластичность экспорта высокая, например, АПК, а эластичность импорта низкая, как в машиностроении. Но есть один нюанс - управлять отраслевой структурой можно только в плановой экономике, а не в рыночной.
Можно также стремиться к росту конкурентоспособности в отстающих секторах. Химическая промышленность почему-то забыта российскими властями, а она на фоне общей стагнации пока демонстрирует неплохой рост - 4,1% за январь - октябрь.
Валерий Миронов, заместитель директора Центра развития ВШЭ
"Заморозка тарифов в 2014 году снизит инфляцию примерно на 1%. Но есть и другие издержки помимо тарифов естественных монополий - трудовые, чья доля в цене товаров больше. Доля затрат на оплату труда в себестоимости в промышленности значительно больше, чем доля продукции естественных монополий, причем в несколько раз. И для инфляции издержек рост зарплат - более значимый фактор.
Резкий рост удельных трудовых издержек замедлился, и рост зарплаты замедлился. Возможно, конкурентоспособность не будет снижаться такими темпами. Но существует серьезный дефицит кадров, и независимо от экономической необходимости им вынуждены повышать зарплаты. Поэтому в регионах вероятность роста издержек сохраняется.
Нужно не только снижать издержки естественных монополий, но и проводить реформы на рынке труда, демонополизировать промышленность.
Сейчас уже принято решение о демонополизации газового сектора, нужно и дальше этим заниматься. Тогда и издержки будут снижаться.
Возврата в Госплану быть не может, но в такой сырьевой экономике, как наша, которая страдает от провалов рынка, нужна структурная политика.
Курс укрепляется очень сильно, инфляция высокая, это все снижает конкурентоспособность. Здесь нужны меры по компенсации для промышленности вот этих вот искажений. Например, заморозка тарифов для всех отраслей, потому что это нельзя украсть. С этой точки зрения введение плавающего курса рубля я считаю преждевременным. ЦБ все равно придется вмешиваться, но уже тихой сапой".