Регионам нужны выборы и свои налоги
Провинции нужно не нагружать новыми проблемами вроде увеличение зарплат бюджетников, а помочь им решить старые. Для этого нужно дать регионам немного свободы и вернуть все собранные налоги
Москва. 28 ноября. FINMARKET.RU - "Сытые нулевые" - период сказочно бурного роста цен на нефть - позволили сократить дифференциацию в уровне развития регионов, прежде всего неравенства в уровне жизни населения, и немного снизить вопиющую разницу между Москвой и глубинкой.
В 2005 году отношение душевого ВРП самой богатой нефтегазодобывающей Тюменской области и самой бедной Республики Ингушетия достигало 30 раз, а к 2010 году оно сократилось до 13 раз. Но обильная нефтяная рента не смогла снизить различия регионов по индексу человеческого развития.
- Только 20% жителей страны живут в благоприятных регионах.
- 10% - в регионах-аутсайдерах с нечеловеческими условиями жизни.
- Более 2/З россиян - в регионах со средним уровнем человеческого развития.
Но осмысленной политики по сокращению количества бедных и отсталых регионов в стране пока нет, пишет руководитель региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в своей статье из "Доклада о человеческом развитии в Российской Федерации", подготовленном по инициативе ООН.
Нужно развивать не только Северный Кавказ и Дальний Восток, куда в последние года и так направляется огромное количество бюджетных инвестиций, но и другие проблемные регионы, а также провести общую институциональную реформу, считает экономист. Пора повсеместно вернуть прямые выборы губернаторов и прекратить вручную распределять финансы.
У каждого региона свои проблемы
Есть шесть групп регионов, которые нуждаются в особой поддержке, подсчитала Зубаревич.
- Федеральные города Москва и Санкт-Петербург и их агломерации, которые имеют экологические и инфраструктурные проблемы из-за массовой автомобилизации и масштабного миграционного притока, социальные проблемы максимального неравенства населения по доходу, проблемы адаптации мигрантов.
- Важнейшие регионы добычи ресурсов на севере и востоке страны, которые страдают от острых экологических проблем, истощения ресурсной базы и экономических рисков монопрофильности, миграционного оттока в большинстве регионов, сильного неравенства населения по доходу, более высоких рисков безработицы.
- "Металлургические" регионы Урала и Сибири, отличающиеся неблагоприятным экологическим состоянием, неразвитой инфраструктурой и некомфортными условиями жизни, маргинализацией населения небольших промышленных городов и сельской местности, максимальными рисками роста безработицы, особенно в монопрофильных городах.
- Регионы Дальнего Востока и Забайкалья, где слаборазвитая инфраструктура, невысокие доходы населения с учетом удорожания жизни, повышенная безработица и длительный миграционный отток.
- Среднеразвитые регионы центра и северо-запада, части Поволжья с максимальным старением населения и депопуляцией, невысокими доходами населения, сжатием сети социальных услуг и деградацией сельской местности, невысокой инвестиционной привлекательностью.
- Наименее развитые национальные республики, в которых преобладает теневая экономика, низкая инвестиционная привлекательность, максимальный уровень безработицы, низкое качество образования и здравоохранения.
Регионам нужно вернуть власть и налоги
Однако территориально фокусированных приоритетов региональной политики недостаточно, считает Зубаревич, их сложно реализовать без более широких институциональных реформ.
- Первая насущная реформа - повышение эффективности перераспределительной политики федеральных властей, увеличение доли трансфертов, выделяемых по прозрачной формуле с учетом уровня развития и условий жизни в регионах. Таким же образом должна меняться и перераспределительная политика региональных властей в отношении муниципалитетов.
- Вторая - дерегулирование и децентрализация управления, передача полномочий и налоговых доходов в регионы и муниципалитеты. Несмотря на риски - региональное неравенство усилится, эффективность вырастет далеко не везде, - децентрализация будет способствовать развитию городов, особенно крупных региональных центров.
- Третья - восстановление "обратной связи" для повышения качества управления, оценка управленческих решений населением. Лучшая обратная связь - прямые выборы всех мэров и губернаторов.
- Чертвертая - новая социальная политика, адаптированная к региональным условиям, а не скроенная по одному "лекалу" для всей страны. Устойчивость развития повышается при многообразии "лучших практик", учитывающих региональные условия.
Наталья Зубаревич, руководитель региональных программ Независимого института социальной политики
"На решение экологических проблем у федерального бюджета денег сегодня нет. Это вопросы корпоративных программ. Загрязнители - это основные крупные компании. Регионы здесь выступают регуляторами, и денег у них на экологические программы точно нет.
И поэтому сейчас очень непростое время, когда у бюджетов нет денег, у корпораций тоже не лучшее время для модернизации, но требования по экологизации бизнеса должны все-таки выполняться. Здесь функция государства не в инвестировании, а в регулировании, а исполнитель - это те, кто эти выбросы производит.
Но проблемы решают не только деньгами, а еще и институциональными мерами. Пока рынок жилья такой, как сейчас, никакие проблемы демографические решить невозможно. Деньгами заливается Олимпиада, а все остальное деньгами не заливается. Нужно разумно регулировать, а не шарахаться в миграционной политике из одной крайности в другую.
Необходимо проводить хотя бы одну политику, чтобы рынок понимал, какие сигналы дает власть, а не делать миграционную политику заложницей политической ситуации в стране. Есть регуляторы федеральные, которые должны быть последовательными и прозрачными, это их прерогатива. Демографическую политику регионы могут дополнять, если есть ресурсы, но их нет.
Для устойчивого развития регионов нужны институциональные реформы и только потом все остальное. Главное институциональное решение - улучшение инвестиционного климата во всей стране - раз, и второе решение - переход от ручного манипулирования и управления к более понятным и прозрачным критериям поддержки регионов - два. Но власть сегодня не готова к таким изменениям, им удобнее управлять руками".