РЖД попросили 26 миллиардов
Якунин просит правительство выделить РЖД субсидию в 26 млрд рублей с соразмерным замещением инвестиционных проектов по развитию БАМа и "Транссиба" за счет средств ФНБ или бюджета. Минэкономразвития и правительство идею поддерживают
Москва. 14 ноября. INTERFAX.RU - Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин попросил правительство поддержать предоставление субсидии РЖД в 26 млрд рублей с соразмерным замещением инвестиционных проектов по развитию БАМа и "Транссиба" за счет средств ФНБ или бюджета.
В частности, выступая на заседании правительства в четверг, глава РЖД попросил предусмотреть рост тарифов для нефтеналивных грузов, как это было предусмотрено планом мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности.
Якунин также попросил правительство оказать содействие в получении 50 млрд рублей заемных средств путем выпуска инфраструктурных облигаций в 2014 году. Он отметил, что в настоящее время в связи с недавними решениями в части пенсионных накоплений вопрос об облигациях на 50 млрд рублей, которые должны быть выкуплены ВЭБом, окончательно не решен.
МЭР идею поддерживает, но просит научиться экономить
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что министерство одобряет идею "поддержки финансового баланса компании за счет переброски 26 млрд" для пополнения уставного капитала бюджетной субсидией. В то же время, по словам Улюкаева, в дальнейшем выпадающие средства для инвестиционной программы РЖД "необходимо искать внутри программы за счет экономии по составным частям затрат". Как считает министр, это вполне посильная задача.
По поводу предложения главы ОАО РЖД изыскать 16 млрд рублей за счет повышения тарифов для нефтеналивных предприятий Улюкаев сказал, что "такое возможно и право у компании такое есть". Однако, как отметил министр, в этом случае пришлось бы отойти от правила нулевой индексации 2014 года. "Поэтому это возможно только как симметричное решение: повышение тарифа для некоторых грузов, но понижение для иных грузов", - сказал Улюкаев.
Министр пояснил, что выигрышным для бизнеса компании было бы понизить тариф на те грузы, которые конкурируют с грузами иных видов транспорта, прежде всего с автомобильными перевозками на короткие расстояния. Это, по его словам, позволило бы преодолеть критическую ситуацию с объемом отправлений по железной дороге и улучшило бы финансовый результат, не затронув базовых принципов тарифообразования на 2014 год.
Улюкаев подчеркнул, что инвестиционная программа ОАО РЖД должна быть увязана с KPI. "Это прежде всего скорость продвижения грузов по железной дороге. Она сейчас критически упала, и поэтому грузовладельцы ставят вопрос о разделении грузового и пассажирского сообщения, прежде всего через обходы вокруг городов, которые стоят на трассах "Транссиба", БАМа и т. д.", - пояснил министр.
Он также поддержал предложение экспертного сообщества о том, что вложения в тягловый подвижной состав могла бы осуществлять не только компания, но и частный бизнес. "Для этого мы должны решать вопросы с допуском операторов тяглового подвижного состава на рынок", - подчеркнул он. Глава МЭР указал также на необходимость завершить работу по формированию долгосрочного тарифа на железнодорожные перевозки.
Риск невыполнения плана грузооборота
Вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании отметил, что существует риск невыполнения прогноза грузооборота РЖД на 2014 г., из-за чего могут возникнуть проблемы с выполнением финансового плана. В связи с этим, по его словам, в конце первого полугодия 2014 года необходимо будет посмотреть, нужны ли дополнительные меры поддержки компании.
Дворкович считает, что для РЖД необходимо сохранить возможность использования дополнительных средств ФНБ. "Но, нужно ли будет ими воспользоваться, будет понятно по итогам технологического и ценового аудита, причем не проекта восточного полигона как такового, а всех основных объектов инвестпрограммы", - сказал он.
Вопрос, понадобятся ли дополнительные средства для РЖД, по мнению Дворковича, зависит от темы реализации непрофильных активов монополии. Это зависит от конъюнктуры рынка, но потенциал продажи ряда активов есть, и необходимо, по его мнению, им воспользоваться.
В общих чертах правительство во главе с премьером Дмитрием Медведевым одобрило инвестпрограмму и финансовый план РЖД. "В целом принимается", - заявил Медведев. По его словам, к некоторым вопросам еще предстоит вернуться на совещаниях с участием представителей компании и руководителей заинтересованных министерств и ведомств. По поводу субсидии в размере 26 млрд руб. Медведев сказал: "По субсидиям мы решение уже принимали, поэтому это можно сделать в протокольном решении, которое выходило несколько раньше. Об этом сказать можно", - сказал он, поддержав таким образом и МЭР, и РЖД.
Финансовый план РЖД
Как следует из пояснительной записке к проекту финплана (имеется в распоряжении "Интерфакса"), объем инвестиционной программы РЖД в 2014 году запланирован на уровне 392,4 млрд рублей, в 2015 году - 411,7 млрд рублей, в 2016 году - 407,7 млрд рублей. Таким образом, общий объем инвестиций монополии в 2014 - 2016 гг. может составить 1,2 трлн рублей.
Основные проекты, на которые планируется направить средства, - развитие железных дорог на востоке страны (включая модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей), реконструкция участка Междуреченск - Тайшет (на него пойдут грузы с ветки Кызыл - Курагино, которую к угольным месторождениям Тувы планирует построить Руслан Байсаров), развитие Московского транспортного узла.
По итогам текущего года РЖД ожидают доходы на уровне 1 трлн 202,4 млрд рублей, расходы - 1 трлн 162,6 млрд рублей, чистую прибыль - 700 млн рублей.