Некейнсианские хроники: когда бюджет мешает росту
Джон Мейнард Кейнс утверждал, что деньги от государства - это всегда хорошо для экономического роста. Не всегда, утверждают эксперты, по крайней мере для России. В ее современной истории регулярно происходят "некейнсианские эпизоды"
Москва. 31 октября. FINMARKET.RU - Российская экономика замедляется уже несколько кварталов подряд. Правительство в страхе продолжительной рецессии пытается разогнать ее, не жалея денег не только из казны, но и из закромов - Резервного фонда.
На самом деле желание государства тратить напугает граждан и заставит сокращать потребление: если правительство много расходует - значит, скоро повысит налоги, так думают россияне. Впрочем, сокращать расходы еще хуже: наученные горьким опытом граждане уверены, что если расходы сокращают, значит, скоро будет новый дефолт, выяснила Ирина Баклакова из Лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ.
Домохозяйства не верят в законы экономики. И не следуют им
Стандартная кейнсианская модель утверждает: увеличение государственных расходов или снижение налогов повышает совокупный спрос и наоборот.
Однако история учит, что существует и обратная зависимость: ВВП может падать при стимулирующей бюджетной политике или расти при сдерживающей. Так было в Финляндии в 1977 - 1980 гг., или в Ирландии в 1982 - 1984 гг., или в Австралии в 1990 - 1994 гг. Для такого некейнсианского поведения также должны существовать особые условия, например высокий уровень госдолга.
Плохия ожидания
Ирина Баклакова решила выяснить, бывают ли в российской экономике такие случаи "непослушания", и обнаружила "особенные эпизоды". Анализ показывает, что в России при проведении активной стимулирующей политики чаще наблюдались именно некейнсианские эффекты. Основным источником возникновения некейнсианских, "неправильных" эффектов фискальной политики являются ожидания.
- Потребители оценивают свой доход, как текущий, так и будущий, исходя из ожиданий относительно государственной политики: они пытаются понять, повысит или понизит государства налоги, увеличит или сократит расходы и так далее.
- Поэтому в теории сильное увеличение государственных расходов воспринимается населением как сигнал перехода в режим высоких государственных трат: домохозяйства ожидают, что для финансирования нового уровня расходов государство в будущем будет вынуждено либо увеличить размер налогов, либо увеличит государственный долг.
- Тогда ожидаемый уровень доходов домохозяйств снижается, что приводит к снижению потребления.
- При высоком или быстрорастущем государственном долге проведение фискальной консолидации - оптимизации доходов и расходов бюджета, часто за счет повышения налогов, чтобы закрыть бюджет без дефицита, - снижает вероятность объявления суверенного дефолта в будущем, что увеличивает доход домохозяйств.
- Таким образом, домохозяйства увеличивают потребление при проведении бюджетной консолидации.
У россиян родовая травма из-за дефолта
Для того чтобы понять, что заставляет людей действовать не по модели Кейнса, Баклакова проанализировала данные по потреблению и темпам роста ВВП.
"Особыми эпизодами" можно считать те, когда изменение структурного баланса государственного бюджета устойчивое и значительное, отношение государственного долга к ВВП выше 70%, а сам долг быстро растет.
Для проведения исследования использовались поквартальные данные за период с 1995 г. по 2011 г. по темпам роста потребления домохозяйств и темпам роста ВВП в реальном выражении, расходам и доходам государственного бюджета как доли ВВП, а также ценам на нефть марки Brent.
- Расчеты показывают, что суммарный эффект от проводимой стимулирующей политики имеет обратное действие на потребление: при увеличении государственных расходов потребление снижается, как и при снижении доходов.
- Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что при значительном увеличении государственных расходов домохозяйства ожидают увеличения в будущем налоговой нагрузки, что снижает располагаемый доход домохозяйств сразу, так как побуждает их к снижению потребления.
- С другой стороны, значительное снижение налогов может вызвать опасения того, что государство не сможет финансировать прежний уровень государственных расходов в будущем.
- Это приведет либо к увеличению налогов, либо к снижению государственных расходов, либо к накоплению государственного долга, что увеличивает вероятность дефолта. Так или иначе, располагаемый доход домохозяйств снижается, что приводит к падению потребления.
- Также выяснилось, что при высоком и быстрорастущем государственном долге проведение фискальной консолидации приводит к снижению потребления, причем этот эффект более выражен, чем в другие периоды времени.
- То есть домохозяйства обеспокоены возможным дефолтом по государственным облигациям и снижают потребление, при этом проведение бюджетной балансировки не воздействует благоприятным образом на их ожидания.
- Дефолт, объявленный правительством в августе 1998 года, стал для россиян родовой травмой: именно тогда их опасения в первый раз оказались не напрасными.