Дежа-вю: азиатский кризис может повториться
Невероятный скачок фондовых индексов и резкий рост цен на жилье, наблюдаемые в Азии, вызывают у экономистов ощущение дежа-вю. Ровно тоже самое происходило накануне кризиса 1997 года
Даллас. 28 октября. FINMARKET.RU - Долгое время казалось, что азиатские страны как будто не замечают кризис. Пока США и Европа страдали от падения экономического роста, в азиатских экономиках цены на активы росли как на дрожжах.
Последние четыре года фондовые рынки на Востоке значительно опережали американские биржи. С 2009 года по второй квартал 2013 года в Таиланде и Индонезии индексы выросли на 236%, на Филиппинах - на 225%, в Малайзии - на 103%. Стоимость ценных бумаг была выше, чем в 2007 году.
Цены на жилье также достигли невиданных высот. С 2009 года стоимость квадратного метра в Гонконге выросла на 120%, в Сингапуре - на 54%, в Малайзии - на 43%, на Тайване - на 39% и на 38% в Таиланде. Цены на недвижимость в крупных городах Индии также совершили резкий скачок: с 2010 года в Дели квадратный метр подорожал на 88%, а в Мумбаи - на 65%.
История успеха однажды закончилась кризисом
Все это было бы историей невероятного успеха, если бы не одно "но". Не так давно мир уже наблюдал умопомрачительный рост "азиатских тигров", который закончился одним из самых тяжелых кризисов и привел к дефолту в России в 1998 году.
В середине 90-х годов прошлого века в Азию текли реки иностранного капитала, а рынок недвижимости переживал небывалый подъем. Вместе они способствовали росту государственного и корпоративного долга и перегреву экономики. Пожар разгорелся в 1997 году, когда правительство Таиланда было вынуждено девальвировать свою валюту.
За месяц кризис охватил всю Юго-Восточную Азию и докатился до Японии. Спустя несколько месяцев из-за паники на рынках Россия была вынуждена объявить дефолт по своим краткосрочным облигациям.
Похожа ли нынешняя ситуация на кризис конца девяностых?
Ответ на этот вопрос постарались дать экономисты Федерального резервного банка Далласа.
Если судить по счету текущих операций, то наибольшие опасения вызывает Индонезия.
Сальдо счета текущих операций других развивающихся азиатских экономик остается положительным, но в последние годы оно постоянно ухудшалось. Большая часть вины за это лежит на Японии.
Стремясь создать более выгодные условия для экспорта своих товаров, японское правительство с конца 2012 года планомерно обесценивало свою валюту. За год иена подешевела на 24% по отношению к доллару. В результате страна Япония действительно стала продавать за рубеж больше товаров, зато ее азиатские соседи снизили объемы экспорта.
Но в остальном, теперешнее положение Азии сильно отличается от 1997 года, успокаивают в ФРБ Далласа.
В конце 1990-х азиатские страны были чрезвычайно уязвимы из-за большого внешнего долга. Южная Корея и Индонезия накопили большое количество коротких долговых обязательств, при этом у них практически не было валютных резервов. Когда международные инвесторы прекратили финансирование краткосрочного долга, эти страны столкнулись с кризисом ликвидности.
Сегодня объем внешнего долга в процентах от ВВП в большинстве стран Азии значительно ниже, чем это было в 1997 году.
Большинство азиатских экономик извлекли уроки из прошлого кризиса и накопили большие объемы валютных резервов: сейчас они примерно в два раза выше, чем в конце 90-х.
Многие страны имеют гибкий валютный курс, что помогает избежать спекулятивных атак на их валюты.
Инвесторы не убегут, но рост замедлится
Все это делает повторение массового бегства инвесторов маловероятным, считают в ФРБ Далласа. Но темпы роста развивающихся азиатских экономик замедляются. В 2012 году они составили 6,4% против 7,8% в 2011 году. И эта тенденция, как ожидается, сохранится в ближайшие годы.
Зато в США дела налаживаются. А это значит, что местные власти в скором времени могут закончить свою нетрадиционную денежно-кредитную политику, известную как количественное смягчение, и начнут повышать ставки.
В 1997 году инвесторы побежали из Азии, когда американские политики сделали именно это - подняли процентные ставки. Массовый отток капитала из Таиланда, Малайзии, Индонезии и Южной Кореи привел к девальвации местных валюты, падению цен на акции и банкротству банков.
В отличие от Запада, на Востоке об этом отлично помнят. Поэтому китайский министр финансов Лу Дживей уже предупредил ФРС о том, что она должна обратить пристальное внимание на побочные эффекты своей политики для мировых финансовых рынках.