Зарплаты бюджетникам повысят с помощью секвестра

Расходы ведомств в следующем году сократят на 5%. Вырученный триллион рублей потратят на "новые приоритеты" - эксперты уверены, что речь идет о "майских указах" и дорожном строительстве

Зарплаты бюджетникам повысят с помощью секвестра
Фото: РИА Новости, Екатерина Штукина

Москва. 6 сентября. FINMARKET.RU - Минфин предлагает в 2014-2015 годах сократить расходы "практически по всем без исключения министерствам и ведомствам" на 5%. В первую очередь, это можно сделать за счет госзакупок, во вторую очередь, за счет непервоочередных расходов, заявил министр Антон Силуанов в четверг на полях саммита G20 в Стрельне под Санкт-Петербургом.

Это заявление министра противоречит словам, сказанным о бюджетных планах на предстоящие годы, президентом Владимиром Путиным в среду. Он заверил, что секвестра - равномерного урезания средств по всем статьям расходов - не будет. Но в чем-то их действительно придется сократить, исходя из нового весьма пессимистического прогноза Минэкономразвития: расчет был на более высокие темпы роста и большие доходы, а нет ни того, ни другого.

  • Силуанов уточнил, что общие объемы расходов на предстоящие два года, уже утвержденные в действующем бюджете на 2013-2015 годы, меняться не будут. Но "возникают новые задачи, новые вызовы". Для их решения и нужен бюджетный маневр. Следовательно, речь идет все-таки не о тотальном секвестре бюджета, а перераспределении средств в пользу каких-то приоритетных статей и новых проектов.
  • Про новые приоритеты Силуанов сказал только, что их в ближайшее время определит правительство. Эксперты сомневаются, что правительство выйдет за рамки ранее определенных целей и возьмет на себя новые обязательства.
  • Скорее всего речь идет об исполнении оборонной программы и, главное, помощи регионам в выполнении "зарплатной" части майских указов президента Путина по бюджетникам, а также о финансировании масштабных инфраструктурных проектов, о которых заявил Путин на форуме в Санкт-Петербурге: строительстве высокоскоростной железной дороги "Москва-Казань" и ЦКАД в Подмосковье, а также реконструкции Транссиба и БАМа.
  • 5% расходов на 2014 год - это 710 млрд рублей. Ровно половину из них Минфин легко может взять из условно распределенных расходов, то есть пока не приписанных ни к одному ведомству или госпрограмме. Их в бюджете следующего года 355 млрд рублей.
  • Но если речь идет о сокращении именно расписанных по ведомствам расходов, то в совокупности с условно утвержденными это может дать Минфину более триллиона рублей. По странному совпадению, на недостачу именно такой суммы в бюджете на этот год ранее сетовали в ведомстве Антона Силуанова.

Владимир Шишов, Центр исследования бюджетных отношений

"Скорее всего, под новыми приоритетами в Минфине понимают текущие задачи, для решения которых требуются уже заявленные объемы финансирования. В ухудшающихся условиях нынешней динамики цен на нефть и замедления экономического роста, возникает вопрос, где взять необходимые на эти и другие цели средства. За бюджетным маневром скрывается желание Минфина профинансировать те же самые социальные обязательства.

Другие задачи тоже трудно назвать новыми. К чемпионату мира по футболу уже готовимся, Сочинская олимпиада - уже в следующем году. Более 30 млрд может потребоваться на ликвидацию чрезвычайной ситуации на Дальнем Востоке.

Сокращения затронут все направления за исключением, по моему мнению, расходов на оборону и безопасность. Незыблемым останется оборонный заказ. А вот по остальным госзакупкам у нас в конце года традиционно возникает ситуация нереализации контрактов, их незаключения. Отсюда фактически появляются переходящие остатки, в том числе в дорожном фонде. Минфин может задействовать механизм анализа кассового исполнения прошлого года: в первую очередь будут секвестрированы расходы тем, у кого значительная часть бюджетных расходов приходится на самый конец года.

Недавно Минфин уже поднимал проблему неравномерности бюджетных расходов. Кто равномерность не соблюдает - на того первоочередное внимание. Примерно это одни и те же министерства и ведомства. Конечно, прежде всего это гособоронзаказ. Но его трогать нельзя.

В первую очередь, в рамках госзакупок ведомства порежут так называемые бюджеты развития, деньги, предполагаемые на решение новых задач. Те же самые инвестиционные расходы, строительство новых объектов. Текущие расходы на свое содержание они урезать ни в коем случае не будут. В тех же медицине и образовании расходы на зарплаты являются приоритетом, поэтому сокращать будут инвестиционную часть, связанную прежде всего со строительством новых объектов недвижимости.

Сокращение государственных инвестиций не только подорвет темпы экономического роста. Срыв проектов с госучастием негативно скажется на взаимоотношениях с инвесторами.

Одним из альтернативных вариантов сокращения может быть перенос определенных расходов на более поздний срок".

Владимир Назаров, завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара

"Можно предположить, что под новыми приоритетами, задачами и вызовами имеются в виду крупные инфраструктурные проекты, о которых говорил президент Путин на Петербургском экономическом форуме (строительство высокоскоростной железной дороги Москва-Казань, платной ЦКАД в Подмосковье, а также реконструкции Транссиба и БАМа - "Финмаркет"). Они требуют значительных капиталовложений.

Есть майские указы, которые заложены в федеральном бюджете. Но основная тяжесть их исполнения ложится на регионы. Из-за этих указов региональные бюджеты уже трещат. А по указам к 2018 году планируется только увеличение расходов, к этому времени в регионах будет очень грустно. Не исключена необходимость дополнительной помощи регионам из федерального бюджета.

Плюс можно предположить, что есть ряд структурных реформ, которые могли бы привести к сокращению бюджетных расходов, повысили бы их эффективность, но первоначально они требуют определенных вложений. Например, в сфере здравоохранения нет лекарственного страхования. Из-за этого идет перекос в пользу стационарной помощи, где лекарства бесплатные, в ущерб более дешевому амбулаторному. Поэтому надо ввести лекарственное страхование, чтобы люди могли бесплатно или с частичной оплатой получать лекарства, лечась амбулаторно. Только после этого появится возможность сокращать более дорогую стационарную помощь. А никак не наоборот.

Советы по структурным преобразованиям Минфин сделал в рамках своего доклада по повышению эффективности бюджетных расходов, где заявлен ряд преобразований по всем бюджетным сферам. Пока нет политической воли, чтобы их проводить, Минфин предлагает сбалансировать бюджет чисто бухгалтерским способом, "отжавшись" всем ведомствам по кругу на 5%.

Такое сокращение мне кажется реалистичным. Для более сильного требуются дорогостоящие структурные реформы. Отбиться от большого сокращения ведомствам легче. Есть робкая надежда, что они перестанут закупать дорогие автомобили для чиновников. Но с чего на самом деле начнут экономить, спрогнозировать трудно".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });