Евразийские страны заходят в тупик

Советская инфраструктура, ресурсная экономика и вороватые элиты тормозят развитие евразийский государств, уверены во Всемирном банке. Чтобы вызовы нового века не поставили их на колени, им пора строить новые железные дороги и порты и улучшать качество управления экономикой

Евразийские страны заходят в тупик
Фото: Александр Кондратюк, РИА Новости

Вашингтон. 3 сентября. FINMARKET.RU - СССР исчез с карты мира 22 года назад, а его наследники - постсоветские евразийские государства - погрязли в мелочных торговых войнах, спорах и интригах. Белоруссия хочет посадить российского олигарха Керимова, но не прочь и дальше из под полы продавать русскую нефть в Европу, Украина рвет с соседями и стремится в ЕС, Россия то закрывает, то открывает границы для товаров соседей и делает вид, что продолжает интегрировать их в новый политический и экономический блок.

Евразия в кризисе, констатируют экономисты Всемирного банка. Богатство Евразии зависит от природных ресурсов. 85% ВВП региона приходятся на пять стран - Россию, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Все это сырьевые государства, в которых на добывающий сектор приходится 10-25% их ВВП. В России и Азербайджане от нефти зависят соответственно 25% и 64% их бюджетов. Да и остальные страны региона зависят от природных ресурсов, но косвенно, например, для Украины важны доходы от "Нафтагаза".

В зависимости от природных ресурсов нет ничего плохого: страны получают возможность вкладывать доходы от их продажи в капитальные инвестиции, что необходимо для долгосрочного экономического роста в стране. Доходы от ресурсов могут помочь создать физический, человеческий и институциональный капитал. Например, именно доступность природных ресурсов помогла экономике США, Австралии и Канаде. Правда, для стран Евразии избыток природных ресурсов обернулся проклятием: вместо ускорения роста, он тормозит экономику региона.

В Евразии начинается инфраструктурный кризис

Связи между странами не развиты

  • Евразия отделена от остального мира. Это касается всех трех основных географических параметров: плотности населения, расстояний и раздробленности.
  • Меньше трети населения Евразии живет в городах. В Таджикистане и Кыргызстане уровень урбанизации ниже 20%.
  • В России другая проблема: более тысячи моногородов, которые зависят от умирающих заводов. Некоторых из подобных городов расположены в отдаленных и труднодоступных местах с плохим климатом.
  • Расстояния между различными точками России и Казахстана огромны.
  • Страны, которые не имеют доступа к морю, например, Казахстан, Кыргызия, Узбекистан и Таджикистан расположены в более чем трех тысячах километров от него.
  • Индекс разделенности, который учитывают различные аспекты социально-экономической географии, например, религию, язык, национальности, составляет чуть больше 1 против 14 у стран ОЭСР. В Евразии живут слишком разные с культурной точки зрения народы.
  • Вывод Всемирного банка: если не развивать связи между странами, география и разнообразный состав населения континента затормозит его развитие.

Страны Евразии - главные пострадавшие от изменения климата

  • Сложностей добавляет и то, что Евразия в наибольшей степени пострадает от изменения климата.
  • На юге Евразии средние температуры уже увеличились на 0,5 градусов Цельсия, а в Сибири - на 1,6 градуса.
  • К середине XXI века температуры могут вырасти еще на 1,6-2,6 градуса. Это приводит к росту количества стихийных бедствий: засух, наводнений, лесных пожаров и других.
  • Поднимается уровень Черного моря. Это грозит нескольких крупным городам России, Грузии и Украины, расположенным на берегу Черного моря.
  • В наибольшей степени от изменения климата пострадают Россия и Армения, а также Таджикистан.
  • Изменение климата сказывается на инфраструктуре. Например, энергетический сектор должен выдержать не только резкий рост спроса на электроэнергию, но и экстремально высокие температуры.
  • В Казахстане из-за высоких температур отмечаются проблемы с дорогами: приходится ограничивать движение грузовиков из-за плавящегося асфальта. В Кыргызстане ежегодно 200 км дорог оказываются в непригодном состоянии из-за аномально высоких летних температур.

Евразии в наследство от СССР досталась развитая, но неэффективная инфраструктура

  • Страны Евразии получили в наследство от СССР достаточно развитую инфраструктуру. Но большая часть этой инфраструктуры не может функционировать без регулярных субсидий правительства.
  • Доходы от эксплуатации системы водоканалов в России, например, покрывает всего 61% расходов на нее содержание.
  • В ЖКХ явно не хватает инвестиций, здания плохо содержатся, издержки растут, а инфраструктура портится.
  • Последствием спада экономической активности начала 1990-х годов стало падение спроса на ряд услуг ЖКХ. Тогда стало понятно, насколько была избыточна инфраструктура, созданная при СССР.
  • Теперь системной проблемой стала недостаточность инвестиций в инфраструктуру. Уже начались периодические отключения электроэнергии, следующий этап - серьезный энергетический кризис.
  • Проблем добавляют различные стихийные бедствия, например, из-за наводнений в Грузии, России и Таджикистане пострадали дома, дорожное покрытие и железные дороги. Они привели к многочисленным человеческим жертвам.
  • На первый взгляд, инфраструктура кажется доступной, но, на самом деле, это не так. Например, в Армении в 2000 году меньше 20% городских домохозяйств имели доступ к воде в течение 24 часов.
  • Во всех странах Евразии, кроме Казахстана, инфраструктура деградировала в течении 15 лет - с 1991 по 2005 годы.
  • Некоторые виды инфраструктуры в странах Евразии переживают настоящий бум. В первую очередь, это касается телекоммуникационной отрасли.

Спрос на инфраструктуру растет, а она не успевает развиваться

  • Спрос на сервис и инфраструктуру растет по мере того, как богатеет население. В 2000-е годы это начало происходить в странах Евразии. Однако инфраструктура не выдерживает роста спроса.
  • Население начитает покупать дачи и автомобили, быстро растает интенсивность дорожного движения. Дороги не справляются с нагрузкой: увеличивается количество пробок, дороги быстрее изнашиваются, загрязнение воздуха растет и возникают другие проблемы.
  • Причем спрос растет на инфраструктуру второго поколения, которой явно не хватает в бывших советских странах. Например, обычный водопровод просто распределяет воду между странами, а улучшенный пытается это сделать максимально эффективно с помощью современных информационных технологий.

Евразия отстает от других стран по развитию инфраструктуры второго поколения

Инфраструктруктурный кризис мешает росту экономики

  • В целом инфраструктура второго поколения, например, информационно-коммуникационные технологии, экологически чистый транспорт, проекты по зеленой энергетике дают толчок развитию экономики и торговли.
  • В Евразии явно не хватает высокоскоростного интернет-соединения. Это мешает развиваться бизнесу и производить инновации.

Низкая скорость интернет-соединения мешает инновационному развитию

  • Еще одна проблема - это удаленные области, не связанные с экономически развитыми частями своих государств транспортной инфраструктурой. Их внутренний рынок небольшой, а его развитию и развитию местного бизнеса мешает отсутствие дорог. Товары, доставляемые на местный рынок, стоят значительно дороже из-за высоких транспортных издержек.
  • По семибалльной шкале инфраструктура России развита на 4,67 балла, а Казахстана - на 4,46 балла. Это вполне сравнимо с Китаем. У остальных стран показатели значительно ниже.
  • Доставить контейнер с грузом из Узбекистана стоит 429 человеко-дней, а в Китае - всего 20. Подготовка товаров к экспорту или импорту в Евразии занимает 45 дней против 20 дней в Китае.
  • На Евразию приходится порядка 6% мирового ВВП и 8% спроса на энергию - это самый худший в мире показатель энергоэффективности. В регионе множество устаревших электростанций, часто угольных, их срок эксплуатации должен был давным давно закончиться. Фактически, в основе развития экономики Евразии лежит неэффективная модель, которая предполагает все большее и большее загрязнение окружающей среды.
  • Иссякают месторождения нефти и газа. Нужны инвестиции как в новые месторождения, так и в повышение эффективности существующих. Половину текущей инфраструктуры нужно будет обновить или отремонтировать к 2030 году.
  • Проблема и с управлением водными ресурсами: они расходуются нерационально, что грозит их нехваткой. Пример - исчезающее Аральское море.

Плохая инфраструктура снижает конкурентоспособность экономик Евразии

Создание капитала поможет ускорить рост экономики

  • Рост экономик стран региона в 2006-2008 годах во многом зависел от скорости создания физического капитала. Например, рост российской экономики этот фактор определил на 54,7%, казахской - на 47,7%.
  • Правда, столь высокие значения показывают лишь страны со средними доходами, ситуация в странах с низкими доходами обратная.
  • Во время распада Советского Союза объем валовых капитальных инвестиций в странах Евразии был выше, чем в странах Восточной Европы. Но к 2010 году он снизился до 21% ВВП. В целом, в последние 10 лет их доля выросла до 25%, если учитывать запасы готовой продукции.

В последние годы страны Восточной Европы смогли увеличить инвестиции в основной капитал

  • Частный сектор не особенно охотно участвует в подобных инвестициях. За последние 10 лет бизнес инвестировал $143 млрд в 132 инфраструктурных проекта. В среднем в год инвестировалось $14 млрд - этого явно недостаточно.
  • Больше 60% ушло в телекоммуникации, 34% - в энергетику, транспорт и водоснабжение вместе получили меньше 10% инвестиций.
  • На Россию пришлось 73% притока частных инвестиций в регион. Однако это всего 5% ВВП России, да и большая часть этих средств пришлась на приватизацию старых активов, а не на создание новых.

Даже в России бизнес неохотно участвует в инвестициях

  • Во времена СССР большую часть инвестиции делал государственный сектор, но после развала СССР государственные инвестиции резко сократились: в России в 1992 году они были на уровне 28% ВВП, а в 1995 году уже на уровне 3%. Очередной удар по инвестициям был нанесен после кризиса 2008 года, когда правительства вновь начали затягивать пояса.
  • Фактически, основная нагрузка по инвестированию средств в основной капитал легла на частный сектор, но компенсировать потери частному сектору не удалось.

Частные инвестиции не могут компенсировать падение государственных

  • Слабая активность частного бизнеса связана с низким качеством институтов. Индекс социальной инфраструктуры, который рассчитывается на основе оценки законодательства, качества бюрократии, уровня коррупции, показателей соблюдения государством контрактов и риска экспроприации имущества, составляет для региона 3,32 балла по 7-балльной шкале. Обычно, чем хуже качество институтов, тем меньше накопленный основной капитал.
  • В развивающихся странах возникают и проблемы с качеством проектов, которые финансирует правительство. Плохой менеджмент приводит к тому, что проекты становятся слишком затратными. Из-за этого реальный объем капитала, созданного в евразийских странах, может быть в два раза меньше, чем принято считать.
  • Слабая экономическая политика и плохие институты мешают странам Евразии превратить доходы от сырья в капитал

Страны вроде России с обширными запасами природных ресурсов могли бы воспользоваться высокими ценами на рынках. Они уже облагают доходы сырьевых компаний высокими налогами. Эти средства вполне можно пустить на инфраструктурные проекты.

Это поможет застраховаться на будущее. Страны смогут создать основу для роста экономики в виде развитой инфраструктуры.

Правда, на практике этого не происходит: обычно, чем выше рента от природных ресурсов, тем ниже запасы капитала в стране. Это и есть ресурсное проклятие: правительства не превращают ренту от природных ресурсов в более доходные формы, а просто ее расхищают или растрачивают. Это связано с плохими институтами и слабыми правительствами. Как раз это и происходит со странами Евразии.

Основной капитал в таких странах не растет из-за слабой экономической политики этих стран и плохих институтов.

Ресурсная рента мешает странам Евразии развиваться

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });