Правительство хочет спровоцировать передел на рынке ЖКХ

Ограничение размеров платежей на "общедомовые нужды" поставило многие управляющие компании на грань разорения. Ничего страшного не будет, говорят близкие к правительству эксперты, рынок давно пора почистить от "любимчиков" местных властей

Правительство хочет спровоцировать передел на рынке ЖКХ
Фото: РИА Новости, Александр Уткин

Москва. 27 августа. FINMARKET.RU - Попытки президента и правительства ограничить произвол управленцев многоквартирных домами, воспользовавшихся правом выставлять платежки за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды для увеличения собственной рентабельности, привели к тому, что теперь они в массовом порядке терпят убытки. В Санкт-Петербурге они составляют десятки миллионов рублей в месяц по каждой УК. Тревогу забили единороссы из комиссии, созданной в свое время для мониторинга тарифов на услуги ЖКХ.

Итоги июльского всплеска тарифов на коммунальные услуги подвели во вторник на организованном РИА Новости видеомосте "Повышение тарифов на услуги ЖКХ". Выводы оказались неожиданными. Правительственные эксперты призывают сохранять спокойствие: даже если половина из них разорится, катастрофы не произойдет. Уйдут получатели нетрудовых доходов. Им на смену придут более профессиональные управленцы.

Владислав Воронков, замруководителя комиссии партии "Единая Россия" по тарифной политике и мониторингу ЖКХ

"Рынок должен быть привлекателен для инвесторов, которым будет интересно работать в коммунальном хозяйстве на протяжении длительного времени, чтобы обеспечить благоприятные условия проживания граждан.

Правительственные постановления №354 от 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам жилья в многоквартирных домах" и №344 с поправками к нему мая 2013 года посеяли полную суматоху в регионах. Санкт-Петербург тоже не стал исключением, было определенное социальное напряжение.

Все связано с несовершенством не только правил оказания коммунальных услуг, но и определения объемов этих услуг в отношении каждого года. Не понятно, как производится мониторинг жилищного фонда, определение состава общего имущества. Появились те самые пресловутые реки и озера якобы потребленной воды. Срочно потребовалось вносить изменения (по настоянию президента Владимира Путина в начале этого года - "Финмаркет") с установлением предельных значений потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды: не более 10% от норматива. В Санкт-Петербурге установлен единый норматив - не более 30 литров воды на квадратный метр общего имущества многоквартирного дома из расчета, что на каждого собственника приходится около 3 кв. метров площади общего имущества.

Мы подтолкнули управляющие компании (УК), ТСЖ, жилищные кооперативы к убыткам, которые они будут нести по результатам неправильного применения 354 и 344 постановлений. По Санкт-Петербургу с июля в среднем каждая организация УК в месяц терпит непокрываемый убыток порядка около 30 млн руб.

Ситуация тупиковая. Требуется более четкая позиция либо в постановлении правительства, либо в законе. Но любой вариант выхода будет негативно влиять на тех недобросовестных собственников, которые не исполняют требования федеральных законов и не установили у себя индивидуальные приборы учета потребления коммунальных ресурсов. Это также владельцы пресловутых "резиновых квартир", где зарегистрирован один собственник, а реально проживает 10-20 человек. Их потребление перекладывается на плечи соседей.

Решение вопроса возможно через установление повышающих тарифов для тех граждан, которые не установили приборы учета. Это предусмотрено только с 2015 года. Ограничение расходов на общедомовые нужды 10% от норматива может быть социально безопасным, но опасным для ТСЖ и УК: до 2015 многие не доживут".

Андрей Чибис, руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ

"По нашим оценкам, если с рынка уйдет порядка 30% или даже 50% УК, не будет никакой катастрофы. Профессиональный управленец должен предоставлять нам новые услуги, повышать их качество и ресурсоэффективность. У нас же большинство УК - это бывшие ЖЭКи, часто тесно связанные с местными властями. Многие из них пришли просто на большие денежные потоки. Они просто сидят и никого не пускают. При этом есть масса компаний, которые способны не увеличивать, а сокращать общедомовые потери.

О чрезмерности ограничений нормативов потребления на общедомовые нужды часто говорят те, кто стали получать нетрудовые доходы при неправильном применении постановления, давшего возможность УК выставлять счета за расходы ресурсов на общедомовые нужды. Им даже не приходит в голову, что при небольших затратах, например, на бесплатное устранение утечек воды в унитазах, можно в разы сократить нерациональное потребление ресурсов и свои расходы на их оплату.

Пусть уходят, свято место пусто не бывает. Надо развивать конкуренцию за сервис в домах.

Подавляющее большинство регионов и муниципалитетов с теми ограничениями, которые задал президент (увеличение тарифов на коммунальные услуги в 2013 году не более чем на 12% - "Финмаркет"), справились. Но единой планки в 6% (в среднем по году - "Финмаркет") не может быть. Есть муниципалитеты, где есть вероятность большего роста платежа - например, если речь идет о преимущественно газовом отоплении, в военных городках, там, где реализуются масштабные программы реконструкции коммунальной инфраструктуры. По предварительным данным, таких муниципалитетов не более 2-3%. Главное, чтобы людям были объяснены причины превышения, чтобы потребитель знал, какую новую услугу он получит, оплатив квитанцию с новым тарифом.

Нельзя переиграть с популизмом. Иначе можно ограничить рост тарифов, но тогда в некоторых муниципалитетах никогда не появится водопровод или канализация. Мы все хотим, чтобы у нас из крана текла питьевая вода. Но при этом забываем, что в Европе для этого в подвалах стоит доочистка.

Большинство жалоб граждан на высокий рост платежа после проверки признаются необоснованными. Например, гражданин несколько месяцев не платил, и теперь ему выставляются счета с учетом долга. Или он резко увеличивает потребление каких-то ресурсов, поставив джакузи или электроотопление.

У нас средний россиянин (без учета детей) потребляет чуть более 2 литров алкоголя в месяц и тратит на это около 2,5 тыс. рублей. Средний платеж за коммунальные услуги по стране - это тоже 2,5 тыс. рублей. Недовольство повышением тарифов на 5-6% или даже 12% у нас связано не с невозможностью платить; возникает просто эмоциональное неприятие самого факта повышения. Цена всех ресурсов в Западной и в Восточной Европе кратно больше, чем в России. Другое дело, что из-за высоких объемов потребления (мы мало экономим), платеж сопоставим с другими странами.

Вода, тепло, электроэнергия - тот же товар. Мы можем его потреблять меньше, эффективнее. Должно быть сознание того, что расходы зависят не только от цены ресурса, но и от объемов потребления. Это то, что зависит от семьи".

Елена Николаева, первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ

"Я не согласна, что уход половины УК не скажется на нашей нормальной жизни. Знаю случай, когда одна компания, управляющая 300 домами, ушла с рынка, и критическая ситуация возникла в управлении всего города. От того, что мы сменим одну управляющую компанию на другую, убытки никуда не денутся.

Претензии УК к 344 постановлению в том, что только они одни должны нести убытки, а не поставщики ресурсов. Баланс интересов должен быть выдержан. Тем более, что с 1 июля 2014 года изменение тарифов на коммунальные услуги будет происходить не выше инфляции.

Сейчас регулируется тариф, но не регулируется платеж граждан. Есть возможность злоупотребления через увеличения нормативов потребления. Депутатами Госдумы, в том числе и мною, внесен законопроект, который даст федеральным властям право устанавливать предельный помесячный уровень увеличения не тарифов, а платежей граждан. Субъектам федерации будет дано право в рамках установленного норматива роста общего платежа определять приоритеты. Например, нужно модернизировать водопровод - тарифы на воду могут быть повышены больше установленного предельного уровня, но тогда тарифы на тепло или электричество должны расти меньше. Ограничение будет только совокупное. При этом отменяется федеральное регулирование конкретных отраслей - водоснабжения, электроэнергетики, производства тепла.

На законопроект пока не поступило официального отзыва правительства. Но на совещании у Дмитрия Медведева он был принципиально одобрен.

Как глава комиссии "Единой России" по мониторингу тарифов ЖКХ, могу сказать, что по итогам анализа за летний период, рост размера платы за коммунальные услуги в целом по стране к декабрю 2012 года не превышает 12%, что означает 6% в среднегодовом исчислении. Это с учетом компенсации гражданам части расходов на оплату коммунальных услуг. В регионах, где преобладает газовое или электрическое отопление, - рост не более 15%. В подавляющем большинстве регионов рост тарифов на водоснабжение составил 7-8%, на электрическую и тепловую энергию - 12%, на газ - 15%.

Отмечались разовые случаи необоснованного повышения тарифов, в частности, в Омской области, Алтайском крае, Новгородской, Тамбовской областях. В подавляющем большинстве случаев выяснилось, что в необоснованном повышении тарифов виноваты действия конкретных УК и ТСЖ. Все нарушения устранены, проведены перерасчеты. В некоторых случаях информация передана в правоохранительные органы".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });