Доходы регионов уверенно снижаются

Регионы за полгода получили на 400 миллиардов рублей меньше доходов, чем в прошлом году. К декабрю напряжение в бюджетной сети может резко вырасти: недобор доходов продолжится, а расходов станет больше

Доходы регионов уверенно снижаются
Фото: РИА Новости, Илья Питалев

Москва. 14 августа. FINAMRKET.RU - Доходы консолидированных бюджетов регионов в целом по итогам первой половины 2013 г., по данным Федерального казначейства, превысили их расходы. Правда, профицит составил всего пять миллиардов рублей. Год назад первые шесть месяцев регионы закончили с профицитом в 403 млрд рублей. Этот год, как и прошлый, регионы завершат с дефицитом, в прошлом году они к тому же отказались от расходов почти на триллион.

На федеральном "этаже" бюджетной системы примерно такая же ситуация. Профицит есть и солидный - 236 миллиардов, но он получился только из-за нерасторопности чиновников: темпы расходования средств в этом году ниже, чем в прошлом. Если бы темпы исполнения бюджета были на уровне прошлогодних, то профицит вышел бы микроскопический, почти как у регионов, - всего 23 миллиарда рублей.

Проблемы в бюджетной сети связаны со спадом деловой активности и "майскими указами" президента Владимира Путина. Доходов у регионов становится меньше - они зависят от налога на прибыль организаций, его выплаты падают почти по всей стране. А расходов у них теперь больше - почти вся социальная нагрузка лежит на их плечах, за "майские указы" тоже должны платить они. К зиме проблемы бюджетов всех уровней обострятся - пиковые выплаты по госконтрактам обычно приходятся на конец года.

Черная дыра растет

В прошлом году первое полугодие завершили с дефицитом консолидированных региональных бюджетов всего 14 субъектов федерации. В этом году - уже 56. Расходы бюджетов Чукотки в два раза превосходят их доходы, Хакасии - на 28%, Новгородской области - на 25%. В бюджетах собственно субъектов федерации (без учета муниципальных бюджетов) уже появился дефицит на 45 млрд руб. Год назад у них был профицит больше чем на 300 миллиардов рублей.

Объемы расходов региональных консолидированных бюджетов выросли по сравнению с прошлым годом на 330 млрд руб. или на 9%. Этого потребовала от регионов реализация "майских указов" о повышении зарплат бюджетникам. При этом уровень исполнения расходов, как процент от годового плана, в регионах практически равен прошлогоднему.

  • Доходы от расходов все сильнее отстают: за шесть месяцев собрано всего 46% от заложенного в бюджеты на год; в прошлом году на 1 июля этот показатель был равен 51%.
  • В региональные консолидированные бюджеты за полугодие в абсолютном измерении поступило на 5,2% доходов меньше, чем за первую половину прошлого года. Поступления в бюджет снизились у 55 регионов: у Тюменской области (без учета округов) сразу на 38%, у Краснодарского края - на 24%.
  • Доходы от использования государственного и муниципального имущества увеличились на 8% по сравнению с прошлым годом.
  • Сборы подоходного налога, акцизов, налога на совокупный доход предпринимателей, земельного налога выросли на 11-12%.
  • Налог на имущество организаций дал прирост на 16%.
  • Поступлений от транспортного налога и штрафов стало больше на 26-27%. На 2% просели доходы от приватизации.

Нет прибыли - нет налогов

Провал этого года - сборы налога на прибыль. Их поступление снизилось на 285 млрд рублей по сравнению с прошлым годом. Налог на прибыль - самый важный источник наполнения казны регионов: в прошлом году по итогам первого полугодия налог на прибыль обеспечил 29% доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации. В этом году - меньше 23%.

Лишь в семи регионах сборы налога на прибыль увеличились по сравнению с прошлым годом: на Сахалине сразу на 61%, в Санкт-Петербурге - на 25%. И там, и там появились новые крупные налогоплательщики.

Лидерами падения по сбору корпоративного налога стали регионы добычи и первичной переработки сырья, а также самые экономически слабые субъекты федерации.

  • "Металлургические" Хакасия (падение сразу на 72%), Вологодская (на 53%) и Кемеровская (на 46%) области.
  • "Нефтегазовые" Ямало-Ненецкий (на 61%) и Ханты-Мансийский округа (на 58%), Тюменская (на 52%) и Оренбургская (на 44%) области.
  • Дотационные Ингушетия (падение поступлений налога на прибыль на 68%), Чукотка (на 63%), Дагестан (на 48%), Чечня (на 45%).

Дотаций из центра становится меньше

Но денег у регионов становится меньше не только из-за проблем бизнеса. Почти на 16% меньше федеральная казна отправила в регионы в этом году. В абсолютных величинах регионы не получили 124 миллиарда рублей.

  • Трансферты из федерального бюджета выросли только для самых слабых регионов: Ингушетии (на 26%), Якутии (на 19%), Еврейской АО (на 18%), Кабардино-Балкарии (на 13%), Бурятии (на 10%).
  • Больше всего федеральных денег потеряли Краснодарский край (63%), Калининградская область (61%), Санкт-Петербург - (54%), Москва - (34%), Татарстан - (27%).
  • Среди лишенных федеральной помощи оказались регионы, в наибольшей степени пострадавшие от падения налога на прибыль. Тюменской области трансферты сократили на 42%, Вологодской - на 32%.

До конца года ситуация станет еще хуже, уверены эксперты. Выхода может быть только три: резкое увеличение поддержки со стороны федерального бюджета, рост региональных долгов, либо увеличение налоговой нагрузки. Замглавы Минфина Татьяна Нестеренко уже говорила о намерении запросить у парламента разрешение использовать 300 миллиардов рублей из Резервного фонда на замещение выпадающих доходов федерального бюджета.

У федерального бюджета тоже проблемы

Помощь может потребоваться не только бюджетам регионов, но и федеральному бюджету. Первые семь месяцев 2013 года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 236,7 млрд руб., сообщил Минфин во вторник. В прошлом году профицит был немного больше - 282,6 млрд руб.

Но проблема в том, что тогда за январь-июль было израсходовано 54,6% от планируемого на весь год. В этом году - только 53,0% (7,1 трлн руб.). Если бы темпы исполнения бюджета в этом году были на уровне прошлогодних, то профицит был бы равен микроскопическим 23 миллиардам

  • Меньше, чем ожидались, доходы бюджета: 57,0% (7,3 трлн руб.) вместо 57,2% в прошлом году.
  • В абсолютных числах доходы этого года всего на 1,1% превышают прошлогодние за тот же период. С учетом почти 7-процентной инфляции они фактически сократились. И это при относительно высокой цене на нефть: нефтегазовые доходы бюджета пока выше, чем ожидалось при верстке бюджета.
  • Ненефтегазовые доходы хотя и растут, но гораздо медленнее, чем рассчитывали в Минфине. Правда, роль ненефтегазовых доходов в наполнении бюджета в этом году выше, чем у нефтегазовых: они обеспечивают более половины доходов бюджета; в прошлом году - 48,5%.

Галина Курляндская, Центр фискальной политики

"Причина тяжелой ситуации с региональными бюджетами не только в сокращении доходов. У субъектов федерации резко выросли расходные обязательства в связи с необходимостью исполнения указов президента, прежде всего, о повышении зарплат бюджетникам. Эти указы - непосильное бремя, особенно для бюджетов собственно субъектов РФ. Муниципалам в прошлом году повысили доходную базу примерно на 6%, а расходные обязательства несколько снизили за счет передачи на уровень субъектов здравоохранения, а со следующего года - дошкольного образования.

Сокращение региональных доходов, одним из основных составляющих которых является налог на прибыль, понятно: вся страна то ли в рецессии, то ли в стагнации. К этому добавился фактор расчета налога на прибыль по консолидированным группам налогоплательщиков, что заметно сократило суммарную налоговую базу, и особенно болезненно отразилось на доходах отдельных регионов (на территории которых располагаются как раз прибыльные предприятия). Минфин намерен во второй половине года выпадающие в связи с этим доходы компенсировать с помощью дотаций на сбалансированность.

Урезание федеральных трансфертов - это обещанная заранее политика Минфина. Их объем резко увеличился в кризисные годы. Это была одна из антикризисных мер. Постепенно она сходит на нет. Сокращение трансфертов не затронет только дотации на выравнивание. Они защищены Бюджетным кодексом. Курс на снижение общего объема финансовой помощи регионам отражен в госпрограмме, посвященной межбюджетным отношениям, и вряд ли будет меняться. Обсуждается только равномерность предоставления федеральных трансфертов в течение года и утверждение субсидий каждому региону законом о бюджете.

У федерации и у самой нет денег (министр финансов Антон Силуанов уже предупреждал, что в 2013 году федеральный бюджет может недополучить доходы в объеме около триллиона рублей - "Финмаркет"). Возможно, некоторым регионам, вроде Вологодской области, которая сильно просела еще в кризис, удастся что-то получить, но скорее всего, в виде бюджетных кредитов. Хотя Минфин проводит политику сокращения объемов бюджетного кредитования, предоставляя деньги только в чрезвычайных ситуациях, и в основном на кассовый разрыв. Ситуация усугубляется еще и тем, что сейчас регионам приходится гасить долговые обязательства, в том числе бюджетные кредиты, привлеченные в период кризиса.

Поэтому рост коммерческого долга региональных бюджетов неизбежен. В целом он не такой уж и большой (порядка 2% ВВП). Настораживает динамика его устойчивого роста, особенно в отдельных регионах (на 25-50% ежегодно).

И очень плохо, что кредиты привлекаются не на инвестиции, от которых можно ожидать окупаемости. Растет количество регионов, у которых дефициты возникают по текущим расходам, и кредиты идут на покрытие дыр, буквально на зарплату, на отпускные учителям. Поэтому кредиты берутся преимущественно краткосрочные, все чаще - на погашение ранее взятых кредитов.

Другим возможным направлением решения проблемы дефицита региональных бюджетов является увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщика. Со следующего года начнется пилотное введение налога на недвижимость: суммы небольшие, но ожидается их рост в несколько раз. Могут повысить транспортный налог. Не исключено, что сделают когда-нибудь прогрессивным подоходный налог. Правда, выиграют от этого преимущественно богатые регионы.

Неравномерность региональных расходов в течение финансового года связана с тем, что итоги конкурсов по госзакупкам подводятся преимущественно во второй половине года, а перенос расходов на следующих финансовый год возможен пока только по инвестпроектам. Поступление межбюджетных субсидий тоже сдвинуто на вторую половину года, поэтому тратить их приходится в большой спешке, в ущерб эффективности. В последнее время стали предприниматься меры по выравниванию бюджетных расходов в течение года, но в этом году они еще не дадут результатов

Во второй половине года ситуация со сбалансированностью региональных бюджетов, судя по всему, к лучшему не изменится. Разве что, в конце года в соответствии с графиком в муниципалитеты поступят местные налоги, и они вздохнут свободнее".

Карен Вартапетов, замдиректора группы государственных финансов Standard & Poor's

"Динамика поступлений налога на прибыль, межбюджетных перечислений от федерального бюджета региональным хуже, чем мы прогнозировали в нашем базовом сценарии по сектору. Учитывая расходное давление на региональные бюджеты, особенно, в связи с необходимостью исполнения указов президента о повышении зарплат, дефициты бюджетов c большой вероятностью будут выше, чем в прошлом году.

Итоги исполнения региональных бюджетов в этом году во многом зависят от тактики поведения федеральных властей, Минфина. Если федерация не захочет допустить ухудшения исполнения региональных бюджетов, то скоро последуют соответствующие решения.

Настораживает, что объемы межбюджетных перечислений в первой половине этого года сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого на 16%. Такого не было последние несколько лет. Перечисления из федерального бюджета идут даже с отставанием от графика по бюджету. И это несмотря на то, что скорее всего регионам потребуется больше средств, чем зафиксировано в законе о бюджете.

В нашем предыдущем прогнозе исполнения региональных бюджетов в 2013 году был мини стресс-сценарий, по которому при нулевом приросте по налогу на прибыль и несокращении региональных расходов от федерального бюджета потребуется дополнительная помощь в районе 1% ВВП (порядка 600 млрд руб.). Сейчас поступления налога на прибыль сокращаются. Поэтому при прочих равных объем необходимой поддержки является существенным.

Часть регионов будут покрывать дефицит за счет наращивания долга. Мы прогнозируем увеличение регионального долга к 2015 году вдвое по сравнению с 2012 годом. По международным меркам сейчас отношение долга к доходам у регионов низкое: порядка 20%. Но проблема в том, что ситуация крайне дифференцирована: по нашим оценкам за год число регионов, у которых долг превышает половину доходной части бюджета, увеличилось с десяти до 15. Долги субъектов федерации, как правило, короткие; каждый год приходится находить возможности для рефинансирования. Самая рискованная ситуация, когда регион занимает на финансирование текущих расходов. В таком положении сейчас оказался ряд слабых регионов, например, Пензенская, Саратовская, Рязанская, Вологодская области".

Валерий Миронов, Центр развития ВШЭ

"Падение налога на прибыль связано с фронтальным, затрагивающим все регионы, сокращением сальдированного финансового результата предприятий. В среднем по стране оно составляет 21,7% при сравнении I полугодия 2013 с тем же периодом 2012 года: от 7,4% в Южном федеральном округе до 35,1% - в Дальневосточном. Интересно, что рост сальдированного результата в Северо-Кавказском округе на 42% не вылился в соответствующий прирост поступлений налога на прибыль.

Причины падения сальдированного результата:

  • В опережающем росте трудовых издержек (зарплат) по сравнению с ростом производительности труда;
  • Рост товарных запасов: издержки есть, а выручки нет;
  • Попытки снижения цен на продукцию также сокращают финансовый результат.

Теперь уже ясно, что не удастся выйти на те темпы роста ВВП (2,4%), которые закладывались при верстке бюджетов на 2013 год. Если цены на нефть останутся на нынешнем высоком уровне, то тотального бюджетного кризиса не будет даже при усилении поддержки региональных бюджетов за счет федерального. Но накапливать резервных фондов не будем; все станем проедать.

Мы попадаем в типичную для сырьевой экономики ситуацию, когда раздутые в период бума соцрасходы в кризис начинают давить тяжелым бременем, вызывают проблемы в социальной и политической сфере. Если еще и нефтяные цены упадут - нас ждет полноценный бюджетный кризис".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });