Как России доказать перспективность
Страны БРИКС замедляются, Россию все чаще называют "слабым звеном" неформального союза развивающихся стран. Чтобы не вылететь с позором из их когорты успешных, Россия должна обратить внимание на то, как развивались Бразилия, Китай, Индия и ЮАР
Москва. 7 августа. FINMARKET.RU - Последнее десятилетие страны БРИКС были центром притяжения инвесторов. Даже во время кризиса 2009 года, когда развитые страны скатились в рецессию, развивающиеся экономики показывали неплохие результаты: экономика Индии выросла на 5%, Китая - на 9%, Бразилии - на 1,5%.
Но только не Россия. Она оказалась хуже не только БРИКС, но и развитых стран, падение экономики в 2009 году составило 7%. Тогда же начались разговоры, что России больше не место в союзе таких успешных стран. Экономисты Нуреэль Рубини и Ян Бреммер на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявили, что в аббревиатуре БРИКС Россию стоит заменить Индонезией или Турцией. Бывший министр финансов Алексей Кудрин признает, что Россия - самое слабое звено БРИКС.
В ближайшее время на долю России выпадет еще одно испытание. ВВП Китая прибавил в первом квартале этого года в сравнении с предыдущим всего 7,5%. В Бразилии экономика в прошлом году выросла лишь на 0,9%, а в 2013 году, по оценке МВФ, ожидается рост всего на 2,5% - в 2010 рост был в три раза быстрее. Темпы рост Индии сократятся в два раза по сравнению с 2010 годом. Российский ВВП, по мнению МВФ, упадет как минимум вдвое, но вполне возможно, что результат окажется еще хуже, и тогда вопрос исключения России из БРИКС решится сам собой.
Для того, чтобы догнать Бразилию, Индию, Китай и ЮАР и не вылететь с позором из числа перспективных экономик, российскому правительству пора засучить рукава и начать работать. "Рекомендации" подготовил ученый коллектив из основных российских научных школ, в который вошли Аскар Акаев, Андрей Коротаев, Сергей и Артемий Малковы, Леонид Исаев, Леонид Гринин, Юлия Зинькина, Анатолий Акимов и Олег Маляров, Альберт Хаматшин и Сергей Баринов.
Они выпустили крупнейшую монографию по странам БРИКС в рамках проекта "Математическое моделирование глобальной и региональной динамики в условиях модернизации системы науки и образования" (программа президиума РАН "Экономика и социология науки и образования").
"Финмаркет" ознакомился с советами правительству и представляет их краткое изложение. Авторы исследования не склонны верить в частную инициативу, поэтому большинство их советов связаны с необходимостью активного вмешательства государства в экономику.
Строим жилье и дороги, как Китай
- Драйверами роста в КНР выступают крупномасштабные инфраструктурные проекты. В России такую роль могла бы сыграть крупномасштабная программа ликвидации бездорожья.
- В Китае удалось создать атмосферу напряженного соревнования и даже жесткой конкуренции за темпы роста, объем привлеченного капитала, ресурсов, создание рабочих мест через поощрение и наказание руководителей, проведение идеологической работы, плановые задания. В результате возник своего рода внутренний мотор экономического развития, который дает до 30% от экономического роста в Китае.
- Китайские руководители активно привлекают к инфраструктурным проектам местный бизнес. С одной стороны, при привлечении бизнесменов на них оказывается давление, но с другой - власть оказывает им для этого покровительство, помощь и повышает их статус.
- Одно из бесспорных достижений Китая - огромный приток иностранных инвестиций. Для решения этой задачи руководство страны и регионов не боится создавать особые условия сотрудничества с отдельными компаниями.
- Приглашение производителей с их технологиями на территорию Китая для производства - главный метод успешного импортозамещения.
- Прямые инвестиции должны быть приоритетными, как в Китае. Это позволит обеспечить темпы роста и быть менее подверженными риску оттока капитала.
- Необходимо создать условия, стимулирующие строительство жилья в регионах: требовать от местных властей пополнения бюджета именно за счет передачи участков под строительство, а при жестком требовании таких доходов это могло бы снизить уровень коррупции при выделении участков.
- Программы массового строительства муниципального жилья, которое остается в муниципальной собственности и сдается в социальную аренду по себестоимости, позволило, во-первых, заметно ускорить экономический рост через строительный сектор, во-вторых, удовлетворить массовую потребность в социальном жилье, а в-третьих - ликвидировать ценовой пузырь на рынке коммерческого жилья, обеспечив реальную конкуренцию.
Плановая экономика и продразверстка, как в Индии
- Нужно развивать государственный сектор экономики для создания и развития тех необходимых отраслей, которые не может или не желает брать на себя частный сектор, для борьбы с частными монополиями и обеспечения необходимых поступлений в бюджет.
- Частный сектор нужно создавать не путем приватизации государственных предприятий, а через поддержку создания новых мощностей.
- Необходимо построить систему государственного планирования, адаптированного к рыночной экономике, для модернизации и социально-экономического развития и объединения усилий научного и экспертного сообществ, формы привлечения общественности.
- Для координации социально-экономических планов и программ отраслевых министерств и регионов нужно создать плановую комиссию: орган из ученых и экспертов, ответственный за разработку плана и контроль за его реализацией.
- Необходимо построить бюджетную стратегию модернизации и развития, где прописаны годовые планы как части пятилетнего плана;
- Функции центрального банка нужно расширить и превратить его в главный орган модернизации и развития в кредитно-финансовой сфере - путем создания соответствующей системы кредитно-финансовых организаций и регулирования их деятельности.
- Банки должны выступать в качестве главного кредитора инвестиционной деятельности государства через включение в состав предписываемой нормы ликвидности государственных низкодоходных облигаций и определение доли приоритетных секторов экономики в сумме банковских кредитов.
- Стимулирование иностранных инвестиций должно быть направлено на капиталоемкие, наукоемкие и технологически сложные отрасли при ограничении притока спекулятивного иностранного капитала.
- Необходимо наладить систему сбыта сельскохозпродукции и уменьшить засилье спекулятивных посредников между ее производителями и потребителями: в начале сельскохозяйственного сезона объявляется гарантированный минимум рентабельных закупочных цен, по которым госорганизации обязуются ее закупать; запасы могут использоваться в качестве буферного механизма на свободном рынке для стабилизации цен; в то же время нужно создать сбытовые и перерабатывающие кооперативы, членами которых будут сами производители.
- Поддерживать нужно не "малый бизнес" вообще, а мелкую промышленность и современную сферу услуг.
Каждому региону - свой инвестор, как в Бразилии
- Давно пора ввести прогрессивную систему налогообложения, стимулирующую экономический рост, как в Бразилии. Там избыточные средства были направлены на развитие образования и здравоохранения, что позволило существенно повысить качество рабочей силы, а соответственно и добиться ускорения темпов экономического роста.
- Бразильская стратегия по привлечению инвестиций может заработать и в России: в каждом регионе выявляются необходимые для развития отрасли, после исследуется мировой рынок на наличие необходимых конкретному штату инвесторов, с каждым из которых ведется целенаправленная работа по привлечению в конкретный бразильский штат.
- Бразильское правительство недавно начало проводить политику, направленную на допуск иностранных банков и венчурных компаний в страну, но только тех, кто готов заниматься кредитованием реального сектора экономики и инвестированием в инновационные отрасли, а не ориентирующихся на финансовые махинации.
Больше прав женщинам и предпринимателям, как в ЮАР
- Развитая финансовая инфраструктура, высокие стандарты аудита и бухгалтерского учета, надежная банковская система - вот рецепт успеха ЮАР, которая находится в десятке лучших в мире по доступности долгосрочного финансирования и выше всех стран БРИКС по качеству условий ведения бизнеса.
- Упрощение процедуры создания компаний за счет изменений в коммерческом праве, как в ЮАР, позволит сократить стоимость и время, затрачиваемые на открытие бизнеса.
- В ЮАР создали программу зон промышленного развития - специализированных технопарков, связанных с международным аэропортом или морским портом, со свободной таможенной зоной внутри. Резиденты освобождены от уплаты НДС и импортных пошлин на оборудование и активы. Существует программа субсидирования иностранных инвестиций, которая предусматривает субсидирование транспортировки новых машин и оборудования в Южную Африку.
- Для России особенно актуален вопрос о расширении прав женщин в политической сфере. Представительство женщин в южноафриканском парламенте благодаря квотированию увеличилось с 27,8% в 1994 г. до 44% в 2009 г., а в законодательных органах провинций с 25,4% до 42,4% за этот же период.
- Программа развития автомобилестроения в ЮАР состояла из двух частей - снижены импортные тарифы на автомобили и предложены меры по увеличению доли вложенного труда местных производителей в производстве автомобилей до 65-70%. В результате, автомобилестроение стало одной из ключевых отраслей экономики страны - 10% экспорта.
- Привлечение частного бизнеса в область науки и технических разработок с помощью программы налогового стимулирования НИОКР, дающая право на 150% налоговый вычет и ускоренную амортизацию активов, привело к тому, что в 2008 году 51,3% НИОКР финансировал местный бизнес.
Андрей Коротаев, Институт востоковедения РАН, Институт Африки РАН, Факультет глобальных процессов МГУ
"Демографические проблемы в России будут очень серьезным барьером для развития. Эти же проблемы возникнут в Китае, но несколько позже, через 15-20 лет. Бразилия отстает на 30 лет. России нужно срочно принимать меры по повышению рождаемости до уровня 2,1 и больше бороться с крайне высокой смертностью, а Китаю - срочно отменять политику "одна семья - один ребенок". В этом была особенность БРИКС - у них был демографический бонус, но Китай его заканчивает получать, а Бразилия закончит через 10-15 лет, а в России - закончился несколько лет назад и ситуация становится угрожающие.
Здесь как раз Россия должна показать Китаю и Бразилии пример, как бороться с этим. Мы думаем, что все-таки у Китая есть чему поучиться больше всего. Прежде всего экономику могли бы вытащить масштабные инфраструктурные проекты. Для России это ликвидация бездорожья. Нужно предоставлять льготы и так далее, но такие проекты могут действительно стать главным драйвером роста. У Индии можно поучиться гармоничному сочетанию плановой и рыночной экономике. Индикативное планирование подошло бы России. В Бразилии интересен опыт привлечения инвестиций и опят борьбы с неравенством, а у ЮАР - система развития инноваций".
Сергей Малков, Институт экономики РАН
"Наиболее близкой к России из стран БРИКС является Бразилия. Основной доход она получает от экспорта сырья в Китай, в отличие от экономики Китая и Индии. Но в России более сильный научный потенциал и более высокий уровень образования. Бразилия находится в ловушке Латиноамериканских стран, в которой системы науки и образования не связаны, и они сильно зависимы от передовых стран. Отдельные отрасли, конечно, можно подтянуть до мирового уровня - авиастроение и нефтедобыча.
Зато страна находится на подъеме, как Китай. Это высокие темпы роста, поэтому население смотрит в будущее с оптимизмом. В России же раскол в обществе, много социальных проблем. У населения и элиты нет общих целей и задач. В Бразилии даже несмотря на волнения и более низкий уровень доходов, население больше хочет работать и настроено позитивно.
Население России не верит, что в жизни что-то можно решить без взяток. Слишком много институциональных проблем, и участники с той стороны и с иной пытаются решить их взятками. Уровень коррупции высок во всех странах БРИКС. Везде, где велико влияние государства, у чиновников возникает искушение. Но с этим надо бороться. В Китае расстреливают, и там боятся. У нас нет неотвратимости наказания: есть задержания, но мало кто получает реальные сроки.
А в инновациях не нуждается сама промышленность - вот в чем проблема. Правительство, конечно, осознало необходимость. Но промышленность не восприимчива. Кто готов вкладывать и развиваться? Сырьевая отрасль. Но они покупают отработанные технологии на Западе и не создают сами ничего нового. У обрабатывающей промышленности нет денег - их уровень рентабельности практически нулевой. Вот и получается коллапс: Сколково будет готовить специалистов, а применения им нет. Готовим высококвалифицированные кадры для других стран. Нужно улучшать не только образование, но и переориентировать промышленность, чтобы они сами начали финансировать научно-технический прогресс".
Леонид Исаев, Лаборатория мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Высшей школы экономики
"Каждая из пяти стран БРИКС имеет свои особенности, стимулирующие развитие их экономик. Скажем, в Китае - это дешевые трудовые ресурсы, в Индии - ресурсы, связанные с интеллектуальной собственность, в России - экспорт углеводородного сырья. В этой связи важно вспомнить историю создания БРИК в 2001 г., когда Дж. О'Нил из инвестиционного банка Goldman Sachs впервые опубликовал в банковском бюллетене свою аналитическую записку "Building Better Global Economic BRICs". В ней, в частности, обосновывались специфические черты каждой из стран.
Так, в отношении России и Бразилии говорилось следующее: обе страны обладают существенным ресурсным потенциалом, в частности, энергоносителями; тенденция увеличения спроса на энергоносители (особенно со стороны Индии и Китая) способствует постепенному росту цен на них, что стимулирует экономики России и Бразилии; правительства России и Бразилии проводят грамотную экономическую политику.
Однако излишняя ориентация российской экономики на доходы от продажи углеводородов является и одной из основных ее проблем, наряду с такими "традиционными" для нашей страны проблемами, как плохой инвестиционный климат и необходимость децентрализации доходов среди регионов.
Конечно же, опыт взаимодействия России с ее партнерами в рамках БРИКС - огромное преимущество для нашей страны. Каждая из этих стран способна найти друг у друга положительный опыт разрешения той или иной проблемы. Мне кажется, что представленные в нашей книге рекомендации являются полезными в отношении России. Скажем, обращение к опыту Китая в развитии крупномасштабных инфраструктурных проектов и импортозамещения является крайне актуальным для современной российской экономики.
Политика Бразилии и Индии по привлечению иностранных инвесторов и эффективное взаимодействие с иностранными финансовыми структурами также могла бы способствовать решению этих злободневных для России вопросов. Не вызывает сомнений и важность привлечения частного бизнеса в область науки и технологий и в этой связи мы могли бы обратиться к опыту ЮАР, где была введена программа налогового стимулирования НИОКР.
Здесь важно подчеркнуть следующее. Обозначенные нами рекомендации носят, скорее, общий характер. Необходимо понимать, что механическое копирование опыта других стран не приведет к положительным изменениям. Его необходимо переосмысливать и концептуализировать с учетом российской специфики".