Менеджмент госкомпаний отстранят от приватизации
Росимущество готовится радикально изменить идеологию малой приватизации. Для ускорения продажи небольших госкомпаний на период приватизации полномочия их менеджмента заметно ограничат
Москва. 17 июля. FINMARKET.RU - Росимущество намерено выставлять на торги "чистые и красивые" государственные активы, которые будет не страшно приобрести стратегическому инвестору. Для этого на период приватизации полномочия менеджмента госкомпаний заметно ограничат. Ряд управленческих функций будут выполнять созданные Росимуществом управляющие компании или холдинги.
- Они займутся предпродажной подготовкой актива, оформлением прав собственности на все имущество, устранением проблем, которые снижают его стоимость.
- После приватизационных торгов УК станут следить за тем, чтобы до регистрации прав нового собственника (а на это обычно уходит не менее двух месяцев) приватизированные активы не выводились на другие компании, чтобы не создавались невозвратные долги и условия для банкротства.
- Взамен для менеджмента, который захочет принять участие в приватизации своего предприятия, но не имеет на это свободных средств, Росимущество готово обсудить с крупнейшими банками страны возможность кредитования потенциальных участников приватизационных сделок под акции продаваемого актива.
- Воспользоваться этой возможностью в равной степени смогут не только управленцы госкомпаний, но и любые другие претенденты на предприятие. "Если на приватизационные торги выходят два участника - это уже хорошо. Если их будет двадцать, значит, есть серьезные основания для увеличения стоимости продаваемого предприятия", - пояснил логику своего ведомства замглавы Росимущества Иван Аксенов на встрече с журналистами, состоявшейся в среду в РИА Новости.
Иван Аксенов, заместитель руководителя Росимущества
"Государственный сектор экономики - это более 2000 акционерных обществ и более 1700 унитарных предприятий, находящихся в реестре федерального имущества.
С учетом программ приватизации на 2011-2013 годы и на 2014-2016 годы подлежат продаже 55% АО и 45% унитарных предприятий. Еще порядка 30% АО - это находящиеся в собственности России миноритарные пакеты акций вертикально-интегрированных структур. К 2016 году они будут внесены в капитал этих структур. Еще порядка 12% АО и 30% унитарных предприятий подлежат ликвидации, присоединению к другим предприятиям или находятся на стадии банкротства. Подлежащие ликвидации предприятия в своем большинстве были созданы для реализации каких-то отдельных задач власти. В них нет ни людей, ни активов. Они не исчезли только потому, что у них есть задолженность перед бюджетом или внебюджетными фондами. Просто так ликвидировать их нельзя.
В итоге до конца 2016 года мы рассчитываем либо приватизировать, либо внести в ранее сформированные холдинги 97% всех АО, которые есть сегодня в федеральной собственности. 3% - это прежде всего крупнейшие компании (их порядка 70), которые останутся в федеральной собственности. С учетом ГУП, которые будут преобразованы в АО, в федеральной собственности будет находиться порядка 200 АО.
Порядка 30% унитарных предприятий Росимущество не управляет: это организации Российской академии наук, Управления делами президента, а также стратегические предприятия и институты развития. С ними будет индивидуальная работа по каждому с целью определения их дальнейшей судьбы.
На федеральном и региональном уровне действует запрет на создание новых унитарных предприятий. Мы обсуждали с ФАС возможность ограничения процесса создания новых МУП на муниципальном уровне. Мы будем последовательно, эволюционно двигаться к цели полного запрета и для них.
Часть остающихся в госсобственности предприятий будут объединены в холдинги по отраслевому принципу:
- Дорожно-эксплуатационных предприятий (возможно, это будут блоки организаций по географическому признаку - по субъектам федерации, по федеральным округам);
- Предприятий полиграфической промышленности;
- Большой пласт предприятий ФСИН: они имеют большие обороты, снабжают учреждения ФСИН, занимаются ремонтом, строительством. Мы не предполагаем их дальнейшую продажу;
- Холдинг предприятий Спецстроя России;
- Предприятий Роскосмоса;
- Фармацевтических предприятий, занимающих практически 90% рынка.
- Всего 18 вертикально-интегрированных холдингов находится в стадии формирования.
Исторически Росимущество продавало порядка 250-300 АО в год. 1200 обществ до 2016 года выглядит вполне исполнимой задачей. Но мы считаем ее очень амбициозной, так как хотим перейти на иной уровень приватизации. Продажа - дело не хитрое. Мы рассматриваем приватизацию как привлечение стратегического инвестора для развития предприятия.
Первое, что мы делаем - усиливаем контроль над деятельностью менеджмента предприятий в приватизационный период. Вносятся изменения в уставы обществ (порядка 100 АО их уже утвердили), которые относят сделки с недвижимостью к компетенции совета директоров или общего собрания акционеров, ограничивают срок избрания гендиректоров одним годом, предусматриваем возможность привлечения управляющей компании вместо юрлица и гендиректора, утверждают ежеквартальную отчетность совета директоров в каждом обществе, вносят новые требования по раскрытию информации.
После утверждения Минэкономразвития уже подготовленного приказа общества будут обязаны публично раскрывать большой массив информации о своей деятельности: перечень земельных участком и объектов недвижимого имущества: кадастровые паспорта на землю, регистрационные документы на недвижимость; всю финансовую отчетность: расшифровку дебиторской задолженности, основных средств. Мы будем во взаимодействии ФСФР и генпрокуратуры следить за публичным раскрытием информации акционерными обществами.
Подобная работа уже ведется. Весной у нас было порядка 250 АО, которые ни разу не предоставляли в Росимущество отчет об оценке их активов и, соответственно, за 2,5 года ни разу не выставлялись на торги. Сегодня этот перечень сократился до 43 обществ. В программе приватизации на 2014-2016 годы есть большое количество предприятий, которые несколько лет назад были отнесены к числу важных и нужных для государства и не подлежали приватизации. А сегодня это банкроты, что не может не вызывать вопросы.
Планируется пилотный проект создания управляющей компании как внешнего исполнительного органа приватизируемых АО. Это позволит дать инвесторам гарантии того, что активы не будут выведены и на них не создадутся дополнительные обременения после проведения торгов и до перехода в собственность (обычно проходит порядка двух месяцев). УК будет страховать ответственность за управление обществом в переходный период.
У нас есть значительное число случаев, когда приватизируемые активы приобретались в спекулятивных целях. Компании приобретали активы, реструктурировали, упаковывали и продавали конечному приобретателю. Хорошо если это не связано с коррупционными правонарушениями или действиями менеджмента.
УК будут работать на повышение капитализации каждой компании: заниматься оформлением прав на недвижимость и земельных участков, разбираться с исками в судах, с обязательствами и долгами предприятий. Чтобы приватизируемая компания не была для инвестора "котом в мешке". Часто у приватизируемых предприятий нет средств даже для правильного юридического оформления прав на имущественный комплекс. Они не могут нанять сами профессиональную команду юристов, финансистов. Первые УК могут быть созданы до конца года.
Идеальная схема приватизационных процедур должна выглядеть следующим образом: государство проводит due diligence АО, видит все подводные камни, проблемы, делает дорожную карту продажи и одновременно снимает обременения с активов, занимается их возвратом и ищет стратегического инвестора, проводит маркетинговые мероприятия. Due diligence будут проводиться на аутсорсинге, с отбором компаний, которые захотят этим заниматься.
Рынок должен получить сигнал: если вы приобретаете актив в ходе приватизации - это лучшее, что можно приобрести на рынке: это чистое, без обременений, вычищенное, все красивое. Не бойтесь, приходите и покупайте.
С сентября на сайте Росимущества будет публиковаться предварительный план продажи АО. Нынешнего срока объявления - примерно за месяц до продажи - недостаточно для того, чтобы потенциальный инвестор смог определиться - участвовать ему в конкурсе или нет. Мы дойдем до того, что вся информация по сделке будет за полгода.
Второе, есть идея предложить потенциальным инвесторам не только сам актив, но и источник средств для приобретения этих активов: кредитование потенциального покупателя под залог приватизируемых акций. Этим механизмом мог бы воспользоваться менеджмент компаний, у которого нет для этого достаточных средств. Переговоры с разным уровнем отклика ведем с крупнейшими банками из Тор-30.
Преимущественного права на приватизацию у менеджмента не будет. Теоретически они и так имеют большое преимущество: никто так не знает финансовое и экономическое состояние компании, как гендиректор.
По сделкам с крупными активами прорабатывается механизм ограничения возможностей приобретения госактивов на офшорные компании".
Виталий Сергейчук, замначальника управления инвестиционных отношений Росимущества
"Хочу обратить внимание, что по сделке с портом Ванино ФАС нарушений не нашел (приобретенный в декабре 2012 года ООО "Мечел-Транс" за 15,5 млрд руб. порт в итоге оказался в собственности кипрских офшоров, возможно действующих в интересах китайских или южнокорейских компаний - "Финмаркет").
А вот по Архангельскому траловому флоту какие-то ограничения будут из-за высокой социальной значимости предприятия для Архангельской области.
Агенты, инвестбанки, занимающиеся организацией приватизационных сделок, отобраны по ОАО "АЛРОСА", по Новороссийскому торговому порту, по Архангельскому траловому флоту, по компании "Мосэнергострой". Но другим активам агентов еще не отбирали. Соответственно, нет представления, как конкретно будут организованы сделки.
Вопрос по проведению IPO "Совкомфлота" скорее не "где" (на Московской бирже или на NYSE - "Финмаркет"), а "когда". Принципиального ограничения по срокам его продажи нет. Компания готова, мы тоже. Как только позволит рынок. Рынок фрахта убит последние три года: ставки фрахта находятся на самом низком уровне и не растут. Как только ситуация на рынке улучшится, будут определены ценовые параметры для компании.
Есть принципиальное решение, что преимущественно сделки по приватизации должны проводиться в России. Мы с Московской биржей в этом солидарны и работаем вместе. Например, была сделка по ВТБ, по "АЛРОСЕ" мы тоже здесь работаем. Но из всякого правила могут быть исключения, продиктованные конкретными причинами".