Российской экономике угрожают свиньи
Инфляция в России в соответствии с прогнозами замедляется - хороший урожай компенсирует июльский рост тарифов. Факторами риска остаются африканская чума свиней в главном мясном регионе страны и стимулирующая политика, которой ждут от Центрального банка
Москва. 16 июля. FINMARKET.RU - Замедление инфляции имеет все шансы стать долгосрочным. Эксперт спешат поздравить россиян с переходом экономики в новой качество: она обретает атрибуты уже не развивающейся, а развитой экономики - низкие темпы роста, низкая инфляция.
Сопровождающее медленный рост потребительских цен замедление экономического развития экспертов не пугает: тормозят сырьевые секторы; обработка активно потребляет инвестиции. Об этом речь шла на организованном во вторник агентством "ПРАЙМ" круглом столе "Инфляция: факторы роста и пути сдерживания" Тревожит только проникновение африканской чумы свиней в Белгородскую область, что грозит ростом цен на мясо. Заодно россиянам советуют не спешить с заявками на кредиты: во втором полугодии их стоимость может снизиться на 1 п.п.
Антон Струченевский, старший экономист "Сбербанк CIB"
"Инфляция серьезно замедляется. Темпы роста цен по сравнению с соответствующим периодом прошлого года пока определяет эффект высокой базы. О текущей инфляции лучше говорит динамика цен на недельном или на месячном уровне. В этом смысле инфляция у нас нормализовалась уже почти два месяца: недельный уровень составляет порядка 0,1%. В августе мы можем увидеть дефляцию.
Годовой уровень инфляции в силу арифметических причин стал замедляться и по последним данным составляет 6,6%. По итогам года ожидаем инфляцию ниже 6%, в районе 5,7%. Основная причина - ускорение инфляции во второй половине прошлого года. Тогда это произошло из-за девальвации рубля более чем на 10% в крайне неудачный период - май. В другие периоды это могло бы пройти незамеченным. Но тогда это совпало с традиционным для мая-июня ростом спроса на импортные овощи-фрукты, на что курс рубля серьезно реагирует. Июньская инфляция прошлого года связана с чудовищным ростом цен на плодоовощную продукцию.
В этом году нам повезло: серьезная волатильность рубля случилась попозже - в июле, и это не сказалось и не скажется серьезно на динамике внутренних цен. В прошлом году на темпах роста цен сказались ожидания не очень хорошего урожая.
Урожай урожаем, но если нет избыточного денежного предложения на финансовом рынке, то эффект для инфляции может быть ниже. В прошлом году ЦБ переусердствовал в своих попытках стабилизировать ситуацию на денежном рынке. Тогда Минфин стал активно занимать деньги на рынке в рамках исполнения бюджетного правила, на что ЦБ отреагировал резким увеличением денежных вливаний, в частности, в виде кредитования под нерыночные активы. Экономика получила дополнительную ликвидность. И прорвало в самом тонком месте - в пищевой отрасли. На фоне шока с урожаем цены начали расти довольно быстро.
В этом году Минфин ведет себя более разумно, заимствования не столь масштабны. Не видим серьезных вливаний ликвидности со стороны ЦБ, что снижает вероятность монетарной инфляции во второй половине этого года. С урожаем должно быть все более или менее прилично. Поэтому инфляцию ожидаем на уровне ниже 6%.
У нас положительная тенденция по оттоку капитала: не $36 млрд по итогам I квартала 2012 года, а $25 млрд в этом году. Отток капитала - это вопрос саморегулирования экономики. Цены на нефть были на уровне $120 за баррель, потом все стали ожидать их снижения, и оно действительно произошло. В этой ситуации многим компаниям было логично сохранить свою прибыль в валюте.
Хочу нас всех поздравить: экономика оздоровляется. Мы перешли в область однозначной инфляции. Это говорит о том, что темпы экономического роста замедлились, но он стал более устойчивым. Более благоприятной стала ситуация на рынке труда: темпы роста зарплат снизились, но они в большей степени соответствуют росту производительности труда.
Более свободным стало плавание валютного курса рубля. Его изменение на 5% или даже 10% не вызывает паники. Рублевые ставки по депозитам положительны.
Нынешние темпы инфляции - это переход российской экономики от развивающейся к, в некотором смысле, развитым странам".
Максим Орешкин, главный экономист "ВТБ Капитал"
"Искать зависимость между операциями Минфина и ЦБ и инфляцией - бесполезное занятие. Вряд ли можно найти зависимость между изменением объемов рефинансирования и стоимостью хлеба. Основную роль здесь сыграло ограничение со стороны предложения.
Рост годовой инфляции в январе этого года выше 7% было практически полностью связано с повышением цен на водку: минимальная цена оказалась впервые выше среднерыночной, из-за чего она увеличилась на 25%. Это дало несколько десятых в общий индекс роста потребительских цен.
Повышение цен в апреле-мае - это история более раннего сезонного удорожания плодоовощной продукции по сравнению с прошлым годом. Частично это эхо плохого урожая прошлого года, а также более прохладной погоды этой весной. В июне мы отыграли назад преждевременное удорожание плодоовощной продукции.
С середины прошлого года до мая этого было не усиление инфляционных тенденций в российской экономике, а удорожание отдельных товаров, что приводило к росту индекса потребительских цен. Базовый индекс потребительской инфляции, который считаем мы, оставался стабильным на протяжении всего года. Продовольственная инфляция в этом году на пике достигала 9,2%, теперь должна опуститься ближе к 4%. Это станет главным фактором для снижения общего индекса потребительских цен: наш прогноз на конец года составляет 5,4%.
Основные риски:
- Со стороны урожая больших угроз нет; он будет существенно выше прошлогоднего, что обеспечить снижение цен на ряд продуктов;
- Регулируемые тарифы хотя и повысились больше, чем год назад, эффект оказался более сдержанный; связано это с тем, что не все повышение тарифов транслируется в рост цен для домохозяйств;
- Ослабление рубля: рубль находится фактически на тех же уровнях, как 12 месяцев назад; влияние на годовые показатели будет ограниченным.
Глобальные тренды по экономике мы видим очень слабые. Плохие показатели роста в обрабатывающей промышленности говорят о слабости конечного спроса. Это подтверждается двузначными темпами снижения продаж автомобилей. Со стороны спроса давления на динамику цен нет.
Поэтому базовая инфляция в июне показала даже снижение к маю, несмотря на то, что в ней должен проявляться фактор ослабления рубля.
Ряд факторов позволяют быть оптимистами по картине инфляции на ближайшие годы.
- Первое важное структурное изменение этого года - с госрасходами. Введение бюджетного правила ограничило рост расходов федерального бюджета до уровня 3-4%. В прошлом году было 18%, до кризиса - 20-30%. Резкое падение темпов роста расходов федерального бюджета будет обеспечивать мягкую картину по инфляции в дальнейшем.
- Второе: на Петербургском форуме президент Владимир Путин пообещал, что в ближайшие пять лет темпы роста регулируемых тарифов будут не выше инфляции за прошедший год.
- Третье: демография, несмотря на стабилизацию общей численности населения, численность трудоспособного населения будет снижаться, и совокупный объем спроса не сможет расти такими темпами, как в 2000-х годах.
- Четвертое - денежно-кредитная политика. Монетарную политику ЦБ надо было смягчать еще раньше. Но первый шаг значительного смягчения на июльском заседании пока еще экспертами недооценен. Новый инструмент рефинансирования приведет к снижению стоимости срочного рефинансирования, что приведет к снижению стоимости кредита до 75 б.п. для реальной экономики и по депозитам до 100 б.п. Эффект от этого экономика начнет ощущать ближе к IV кварталу.
Ключевым тестом для ЦБ и его нового руководства станет следующий год, когда влияние тенденций этого года закончится, а экономика начнет ощущать на себе эффект от монетарного смягчения.
Замедление инфляции происходит с большим лагом к замедлению экономической активности. Все говорят, причина в плохом инвестиционном климате. Но на самом деле, существенный минус по годовому приросту инвестиций мы получили по секторам, связанным с госрасходами и по компаниям сырьевого сектора. При избытке предложения на мировом рынке, увеличивать добычу сырьевым компаниям просто незачем. В несырьевой частной экономике инвестиции растут довольно активно. Это подтверждается в том числе уровнем прямых иностранных инвестиций, которые не показывают сильного замедления по сравнению с прошлым годом".
Максим Петроневич, главный эксперт Центра экономического прогнозирования ОАО "Газпромбанк"
"Замедление инфляции в расчете год к году не заметить невозможно. Но ситуация вокруг инфляции настораживает.
Базовая инфляция на протяжении полутора лет стоит на одном и том же уровне - 5,1-5,3%. Это исторически один из самых низких уровней инфляции в России.
Столь низкий уровень инфляции говорит о том, что спрос в экономике России практически не растет или растет очень слабо. Об этом свидетельствует статистика по обрабатывающей промышленности, которая по итогам полугодия упала на 3%.
Несмотря на то, что инфляция в этом году ускорилась до 3,8% с 3,5% в предыдущем, вклад административных факторов - индексация акцизов на бензин и на водку - упал, вклад фактора удорожания сезонных плодоовощных товаров вырос с 1,5% до 2%. Это означает, что текущие темпы инфляции в 3,5% выросли на 2 п.п. за счет базовых и только на 1,5 п.п. - за счет монетарных факторов, которые зависят от денежно-кредитной политики. Ситуацию, когда инфляция в большей степени зависит от немонетарных факторов, сложно назвать здоровой.
Нам еще предстоит всплеск тарифов на ЖКХ, возможно подорожание мяса из-за появления африканской чумы свиней (АЧС) в Белгородской области, где производится порядка 20% свинины России. Поэтому инфляцию на конец года мы прогнозируем на уровне 6,1-6,2%.
Беспокоит политика, которую проводит Банк России. В своих пресс-релизах он говорит о высокой инфляции и поэтому проводит консервативную политику. В условиях медленного, на грани стагнации экономического роста это не вполне правильно. Инфляция более 6% будет сдерживать ЦБ от стимулирования экономики. Более низкая инфляция приведет к тому, что Банк России более охотно начнет стимулировать экономику.
Почему у нас инфляция не такая, как в развитых странах? Главная причина - индексация тарифов естественных монополий. Таких темпов роста - на 10-15% - нет ни в одной развитой стране мира. Перенос индексации в стоимость товаров дает прибавку инфляции в 1 п.п.; еще 1 п.п. дает перенос в тарифы на коммунальные услуги для населения. Все это делает экономически обоснованным уровень инфляции в 4,5-5%. Но заявление Путина об изменении политики индексации тарифов монополий изменит инфляционные ожидания во всей экономике, в том числе и у населения, которое будет согласно на более умеренные темпа роста зарплат. Все это дает надежду, что через 3-4 года инфляция у нас составит 3-4%".
Николай Кондрашов, ведущий эксперт Центра развития ВШЭ
"Вклад небазового компонента инфляции превалирует, что осложняет прогнозирование инфляции, а с точки зрения ЦБ осложняет принятие решений смягчать или нет денежно-кредитную политику.
Самый важный фактор - продовольственная инфляция. При хорошем урожае, который будет в этом году, вклад этого фактора будет отрицательным. В 2010 году если бы не было засухи, то инфляция была бы на 3,2 п.п. ниже. В 2011 году обратное движение составило 3,3 п.п. В 2012 году ускорение продовольственной инфляции прибавило к общему индексу инфляции 1,4 п.п. Соответственно в этом году при урожае выше среднего можно ожидать, что примерно 1,5 п.п. инфляции отнимется. Так как инфляция июнь к июню 2012 года составила 6,9%, то если вычесть 1,5 п.п., получим примерно 5,5%. Есть очень высокая вероятность, что инфляция опустится ниже 6%. Пока наш прогноз - 6,0%.
Суммарный рост тарифов для населения скорее всего не скажется на изменении динамики инфляции. Для предприятий рынок электроэнергии во многом либерализован. Но здесь есть ограничения спроса. Предприятия в случае, когда не в состоянии перекладывать рост тарифов на население, могут снижать свою прибыль. Плохие данные по сальдированному результату за первые четыре месяца этого года показывают, что прибыль сильно сокращается. Это отражение ухудшения ситуации со спросом. Растущих отраслей почти нет.
На ближайшие 5-6 лет будет оказывать значимое воздействие на инфляцию снижение связанной ставки импортной пошлины, которая с 2012 до 2020 года падает с 9,4% до 5,2%. Это последствия вступления страны в ВТО. Уже в этом году очень значимым фактором оказалось снижение цен на свинину и мясо птицы, как раз за счет уменьшения импортных пошлин.
Произошло кардинальное изменение модели поведения потребителей: замедлился рост розничного товарооборота (с 7% до 3%); практически не растет потребление услуг населением".