Рецепт стабильного роста

По всему миру правительства и центральные банки судорожно ищут рецепт правильного стимулирования экономического роста. В МВФ исследовали связь бюджетных расходов и роста. Оказалось, что все предельно просто - помогают только расходы на образование

Рецепт стабильного роста
Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Нью-Йорк. 10 июля. FINMARKET.RU - Десятки правительств ставят эксперименты над национальными бюджетами, пытаясь стимулировать затухающий экономический рост. Палитра стимулов поражает воображение: дороги, дешевые кредиты для промышленности, бесплатная ипотека и десятки других стимулирующих бюджетных программ.

Но как выяснили экономисты МВФ, миллиарды долларов уходят в песок, так и не успев оказать влияние на рост. Оказалось, что изменение расходов на оборону, создание инфраструктуры, здравоохранение и социальную защиту мало влияет на долгосрочный рост экономики. Зато есть устойчивая связь между расходами на образование и долгосрочным экономическим ростом. Особенно сильна эта связь, когда при этом сокращаются социальные расходы.

Таким образом, лучший способ ускорит рост экономики в долгосрочной перспективе - вложить значительную часть средств в образование. В последние 40 лет мир идет в противоположном направлении: расходы на образование практически не растут, зато социальные расходы заметно увеличиваются.

Кто и на что тратит

Может ли государство ускорить долгосрочные темпы роста экономики, изменив структуру государственных расходов? На этот вопрос попытались ответить экономисты МВФ. Для этого они изучили статистику по 56 странам мира за период 1970-2010 годы. В выборку попали развитые, развивающиеся и самые бедные страны мира.

Экономисты разбили все расходы на несколько групп, чтобы отделить чистые расходы от затрат на приобретение нефинансовых активов. В отдельную группу они выделили компенсацию и зарплаты госслужащим.

С функциональной точки зрения, все расходы разбиты на 10 групп, не учтены расходы на госзаказ, безопасность и охрану окружающей среды - по ним пока недостаточно информации.

  • Если разделить все страны из выборки на децили, соответственно ВВП на душу населения той или иной страны, то можно оценить изменение каждого компонента расходов.

Для каждого уровня развития характерна своя структура расходов

  • Страны увеличивают госрасходы по мере роста их ВВП на душу населения до тех пор, пока он не достигнет $20 тыс. Затем госрасходы перестают расти и связь роста бюджетных расходов с ростом ВВП пропадает.
  • Величина расходов на оплату труда растет более стабильно, чаще всего рост связан с различными социальными выплатами.
  • По мере того, как страна богатеет, правительство все реже тратит средства на приобретение нефинансовых активов.
  • Для богатых стран характерны более высокие социальные расходы - это траты на здравоохранение и социальную защиту.
  • При этом по мере того, как страна богатеет, расходы на образование, транспорт и связь становятся все меньше.

Богатые страны тратят больше

  • Для более богатых стран характерен более высокий уровень расходов. Правда, в 2000-е годы богатые страны слегка снизили свои расходы. Это связано с тем, что значительная доля транспортной отрасли и связи перешла в честные руки.
  • Расходы на образование в течение рассматриваемого временного периода были для каждой группы стран стабильны, при этом их доля в ВВП практически равна и для развитых, и для развивающихся стран.
  • За последние 40 лет расходы на социальную защиту и здравоохранение в мире в целом выросли, хотя развитые страны остаются лидерами по ним.
  • Расходы на оборону за этот период существенно сократились, значительное падение произошло после окончания Холодной войны.

За последние 40 лет значительно выросла доля социальных расходов в общих расходах

  • По сравнению с 1970-ми годами, доля социальных расходов значительно выросла. Она выше в развитых странах, чем в развивающихся.
  • Эти расходы растут за счет сокращения доли всех остальных расходов, например, на транспорт и связь.

Образование поможет ускорить рост в долгосрочной перспективе

С помощью уравнений регрессии экономисты установили, как изменение доли той или иной группы расходов в общих расходах влияет на долгосрочный рост экономики.

Из-за ограничений, связанных с данными, экономисты не анализировали влияние госрасходов на относительные цены, качество самих инвестиций и другие параметры.

При анализе также использовался и ряд макроэкономических данных, например, динамика обменных курсов.

Временной период они разделили на отрывки по пять лет, чтобы снизить влияние деловых циклов на результаты.

  • Увеличение доли расходов на приобретение нефинансовых активов на 1% и, соответственно, падение всех остальных расходов увеличивает рост на 1,4% в ближайшие 5 лет. В год темпы роста увеличиваются на 0,27 п.п.
  • Рост расходов в целом отрицательно влияет на рост, так как обычно сопровождается ростом налогов.
  • Значительное влияние на рост экономики имеет рост расходов на образование, особенно когда он происходит за счет сокращения расходов на здравоохранение и других социальных расходов. В целом, именно оно может обеспечить более быстрый рост экономики в долгосрочной перспективе.
  • Рост расходов на образование на 1%, который сопровождается сокращением на 1 п.п. доли социальных расходов, ускоряет рост на 1,09% в течение пяти лет. В год это составляет 0,2 п.п. Эффект будет чуть выше, если компенсирующим фактором выступают расходы на здравоохранение.
  • Влияние расходов на здравоохранение сохраняется при различных проверках и в различных условиях. Эффект сохраняется для стран на разном уровне развития.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });