Спасение Кипра: 10 шагов по выходу из кризиса
Международные агентства понизили рейтинг Кипра до уровня "выборочный дефолт" в конце июня. Но правительство острова уверяет, что у него есть план по выходу из кризиса. Представитель Минфина опубликовал его черновик
Никосия. 8 июля. FINMARKET.RU - Правительство Кипра запускает радикальный план реформ по модернизации системы управления государственными финансами. Она будет иметь решающее значение для программы восстановления экономики, которая реализуется с помощью Евросоюза, ЕЦБ и МВФ.
Это позволит Кипру привести свой бюджетный процесс в соответствие с практикой ЕС и соблюдать фискальные правила, которые установлены кредитным договором с Евросоюзом. Правительство готово повышать дисциплину и инвестировать в повышение качества образования, здравоохранение и других институтов, утверждает Джордж Пантели, старший сотрудник по экономическим вопросам Министерства финансов Кипра.
По словам Пантели, потребуется несколько лет для реализации плана. Новая стратегия Кипра включает в себя традиционные способы усовершенствования бюджетной системы и инновации: управление бюджетными рисками, развитие государственно-частного партнерства и создание Фонда национального благосостояния.
10 шагов для Кипра
- 1. Для обеспечения совокупной бюджетной дисциплины будут введены лимиты на номинальные расходы и на конкретный год, и на два плановых года. Потолки будут согласованы с программой ЕС, ЕЦБ и МВФ и обязательны для исполнения правительством Кипра. Единственное исключение может быть сделано при росте стоимости обслуживания кредитов в результате более высоких процентных ставок, а проблемы роста безработицы или инфляции должны решаться в рамках существующих потолков.
- 2. Кипр при поддержке со стороны МВФ готовится принять новую правовую базу бюджета - Закон о финансовой ответственности и бюджетной системе (FRBSL) - который станет центральным элементом управления государственными финансами. FRBSL будет состоять из положений из договоров с ЕС и заменит существующую правовую базу. В нем будут изложены налогово-бюджетные правила, нормы финансовой дисциплины и финансовой прозрачности.
- 3. Независимый финансовый совет из трех человек будет создан в начале 2015 года. Совет будет отвечать за контроль над осуществлением бюджетных правил, анализ бюджетной сферы и оценки макроэкономических и бюджетных прогнозов, подготовленных правительством.
- 4. Начиная с 2014 года отраслевым министерствам будет дано значительно больше свободы в верстке своих бюджетов. Вместо того, чтобы каждое министерство управляло тремя тысячами расходных статей, ведомства перейдут на систему гибкого бюджетного планирования. Трансферы между основными главами и внутри них будут запрещены, например, перераспределение от расходов по заработной плате в пользу расходов на капитальные вложения. Для всех других переводов министерства будет свободно перераспределять ресурсы в течение бюджетного года без разрешения Минфина.
- 5. Министерства также будут передраспределять неизрасходованные средства, не связанные с текущими расходами, от одного бюджетного года к другому при условии одобрения Министерством финансов. Это должно оказать благотворное влияние на сглаживание расходов в течение года, и если схема сработает, то Минфин разрешит переводить на следующий год и капитальные вложения, и текущие расходы.
- 6. Из-за большей свободы возникает необходимость в большей подотчетности. Гибкость будет увеличена постепенно, а контроль расходов, в том числе заработной платы, необходимо будет поддерживать все время, пока страна осуществляет фискальную консолидацию. Начиная с бюджета на 2015 год все отраслевые министерства будут представлять свои наработки с предложением стратегических целей своего сектора, промежуточных и конечных результатов на среднесрочную перспективу. Будущее финансирование будет зависеть от того, как министерство выполняет свои ключевые показатели эффективности (KPI).
- 7. Чтобы воспользоваться этими расширенными обязанностями, отраслевые министерства должны укреплять свой потенциал в формировании бюджета и финансового управления через создание сильного бюджета и системы управления. Новое управление будет возглавлять начальник по бюджету и финансовым вопросам (CBFO), который подчиняется непосредственно постоянному секретарю министерства. Финансовый директор будет давать советы постоянному секретарю в вопросах разработки стратегических планов и среднесрочного бюджета министерства, а также по исполнению бюджета, контролю за деятельностью различных управлений, департаментов и подразделений.
- 8. Все эти изменения потребуют от отраслевых министерств развития новых навыков в критически важных областях - стратегическом и корпоративном планировании, разработке и мониторинге ключевых показателей эффективности.
- 9. Дополнительные полномочия будут распространяться на все ресурсы, включая персонал. Закон о государственной службе на Кипре является одними из самых жестких и негибких в Европе, в результате чего передача человеческих ресурсов между министерствами и ведомствами зачастую крайне сложна. Кипр планирует при поддержке Всемирного банка и правительства Великобритании провести обследование государственного сектора, усовершенствовать Закон о государственной службе и оценить работу правительства.
- 10. Эти реформы будут обязывать правительство много и тяжело работать несколько лет. Они потребуют активного включения со стороны Министерства финансов и всестороннего сотрудничества отраслевых министерств и других заинтересованных сторон. Для координации работы будет создан отдельный комитет по реформе под председательством постоянного секретаря министерства финансов.