ПМЭФ-2013: особенности плавания металлургов
Представители одной из главных бюджетообразующих отраслей экономики - металлургии - спорят о пользе и последствиях официального присоединения России к ВТО
Санкт-Петербург. 22 июня. INTERFAX.RU - Спустя 9 месяцев после официального присоединения России к ВТО представители одной из главных бюджетообразующих отраслей экономики - металлургии - спорят о пользе и последствиях этого процесса. Глава "Северстали" Алексей Мордашов и глава "РусАла" Олег Дерипаска разошлись во мнениях на этот счет в ходе пленарной сессии "Вступление в ВТО и повышение конкурентоспособности российской промышленности", прошедшей в пятницу в рамках ПМЭФ-2013.
Полемика была бы чисто оппортунистической - специфика бизнеса "РусАла" и "Северстали" абсолютно линейно определяет их отношение к нормам ВТО - если бы не отражала часть вызовов, которые либерализация торговли поставила перед всеми компаниями отрасли. Причем эти вызовы, как заметил модератор дискуссии Кирилл Андросов (бывший замминистра экономического развития и замглавы аппарата правительства, ныне - управляющий партнер Altera Capital), почти не отличаются от тех, которые живописались участниками обсуждения, как минимум, в 2007 году.
Лейтмотивом оптимистически настроенной части аудитории (в обсуждении участвовали, в том числе, экс-еврокомиссар по торговле лорд Мандельсон, министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев и председатель совета директоров "Русских машин" Зигфрид Вольф) ожидаемо был тезис о том, что ВТО сделает российский бизнес более конкурентоспособным. Впрочем, конкурентные преимущества отечественных компаний тоже не сильно изменились - ни за 18 лет переговоров по ВТО, ни за более обширный срок, прошедший со второй половины 40-х годов, когда советское правительство впервые заинтересовалось участием в международных торговых организациях. Основное из них, как признал апологет присоединения к ВТО Алексей Мордашов, "у нас очень много природных ресурсов". "Колоссальное преимущество отсталости", - так высказался на эту тему министр экономического развития РФ Андрей Белоусов.
Cпасение утопающих - дело рук самих утопающих
Глава "Северстали", по совместительству - председатель комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО - много лет выступал одним из основных лоббистов присоединения к ВТО. "Северсталь" выигрывает от установления общих правил торговли, так как снимаются барьеры и импортные квоты для стран, среди которых есть крупные покупатели продукции российских металлургов. Кроме этого, по словам А.Мордашова, присоединение РФ к ВТО создает "более предсказуемый национальный инвестиционный режим, который позволит рассчитывать на рост инвестиций в нашу страну, что в конечном итоге создаст спрос на сталь".
В ходе дискуссии гендиректор "Северстали" заявил, что после вступления России в ВТО "не так много изменилось в реальном российском экономическом режиме". "Кто-то разорился и исчез, но это было очень давно. Сегодня те компании, которые успешны в России, вполне могут быть успешны и в мире, потому что наши рынки - рынок алюминия, рынок стали, автомобильный рынок - в принципе глобальны".
А.Мордашов не согласился с мнением, что либерализация торговли привела к резкому росту импорта в РФ продукции, вытесняющей российские товары. "С сентября 2012 года (РФ официально стала членом ВТО в августе 2012 года - ИФ) по март 2013 года импорт из стран дальнего зарубежья вырос на 5,4%. Поэтому говорить о всплеске импорта, который мог бы возникнуть в связи с открытием границ, и об ущербе для национального производства не приходится. Говорить о том, что вступление России в ВТО поменяло ситуацию, необоснованно", - пояснил глава "Северстали".
"Проблемы не связаны с ВТО, они связаны с недостатком нашей конкурентоспособности. Кроме того, вступление в ВТО - фактор, заставляющий производителей быть конкурентоспособными по ценам", - подчеркнул А.Мордашов.
"Какое не возьмем традиционное оправдание того, почему мы плохо живем - оно не работает. То же самое касается ситуации с ВТО. Никакого особого ущерба ВТО не наносит, потому что мы - открытая страна. При этом проблем у нас очень много, но они никак с ВТО не связаны. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", - заявил глава "Северстали".
"Мы вполне можем быть конкурентоспособными на мировой арене и быть победителями", - ответил А.Мордашов на аллегорический вопрос К.Андросова, может ли чемпион России победить в Лиге Чемпионов.
Бассейн с акулами
Но другой давний игрок внешнеторговой Лиги Чемпионов - крупнейшая алюминиевая компания мира "РусАл" - с этим не согласился. "ВТО - это не клуб дружелюбных улыбающихся людей, это бассейн с акулами. Мы это почувствуем уже через 3-4 года, если не будем конкурентоспособными", - заявил. О.Дерипаска.
Алюминиевая компания давно высказывала опасения на счет последствий присоединения к ВТО. Рыночный либерализм ударил по высокотехнологичным перерабатывающим отраслям экономики РФ, которые являются главными потребителями алюминия. Условия конкуренции с иностранными производителями неравны, считает "РусАл", из-за высокой ставки кредитования и невозможности хеджировать ценовые риски (российские компании ограничены в операциях по хеджированию из-за препятствий в налоговом и валютном законодательстве). Для того, чтобы российские потребители алюминия не находились в невыгодных условиях, нужно снижение банковских ставок и защита внутреннего рынка, в том числе упрощение механизма антидемпинговых расследований, считает "РусАл".
Закономерно, что глава "РусАла" О.Дерипаска высказал противоположное А.Мордашову мнение. По словам О.Дерипаски, открытие внутреннего рынка "сразу привело к существенным проблемам у наших клиентов". Он отметил, что отечественные потребители алюминия, в том числе компании кабельной промышленности, после присоединения к ВТО пострадали от притока на рынок демпингуемой продукции китайских конкурентов. "Наши потребители оказались не готовы к этой конкуренции. Отсутствие должного таможенного контроля и не совсем честная конкуренция привели к тому, что ситуация для них ухудшилась за последние 9 месяцев", - заявил О.Дерипаска.
Эта ситуация может привести к тому, что емкость российского рынка алюминия (сейчас глава "РусАла" оценил его в 860 тыс. тонн) рискует уменьшиться, а потенциал роста рынка Таможенного союза к 2020 году до 2,5-2,7 млн тонн останется нереализованным.
"Мы хотим видеть наших потребителей сильнее и видеть, что они могут увеличивать объемы, т.к. это важно для развития страны", - заявил гендиректор алюминиевой компании. По его словам, страна не достаточно подготовилась к вступлению в ВТО, и сейчас "придется исправляться, создавая условия для роста промышленности", но уже в режиме открытых границ. "Теперь нужно расхлебывать, используя все ресурсы, которые у нас имеются", - сказал О.Дерипаска.
Всплеска импорта действительно не произошло, согласился О.Дерипаска, но важно качество. "Когда мы вступали в ВТО, мы надеялись, что будет импорт компонентов и материалов, которые мы не производим. К сожалению, пошел импорт готовой продукции. Причем сейчас мы пожинаем только часть плодов. И как только изменятся условия переходного периода, мы увидим совершенно другие данные (по импорту - ИФ)", - заявил глава алюминиевой компании.
Приток импортной готовой продукции, который замещает российские товары и не стимулирует развитие высокотехнологичных отраслей, по оценке главы "РусАла", может привести к росту безработицы до 12%. Страдает, в том числе, автопром, уровень локализации в котором лишен потенциала роста. "Может, кто-нибудь расскажет, сможет ли Россия производить свой пассажирский автомобиль в ближайшие 10 лет?", - задался вопросом О.Дерипаска, владелец автомобильного концерна "Русские машины", созданного на базе активов "ГАЗа".
Преимущества российского рынка, к которым глава "РусАла" отнес неудовлетворенный спрос населения на автомобили и потребительские товары, а также человеческий капитал, оттеняет основной недостаток - высокая стоимость заемных ресурсов. По его мнению, государство должно оказать поддержку производителям, пересмотрев, в том числе, финансовую, налоговую и таможенную политики. Нужно не оттягивать ослабление курса рубля и более активно бороться со случаями недобросовестной конкуренции "Все это - единственный способ остаться конкурентоспособными", - считает глава "РусАла".
Преимущество отсталости
Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов отметил, что попытки присоединиться к международным торговым организациям предпринимал еще СССР после войны, с командно-административной экономикой. "Советские руководители прекрасно понимали, что развивать целый ряд отраслей, в первую очередь высокотехнологичных, в формате национальной экономики невозможно", - сказал министр.
Он признал, что условия присоединения не были самими оптимальными для России, что вызвано, в том числе, особенностью переговорного процесса - "перевернутой пирамидой", когда каждый новый член ВТО получает условия хуже, чем предыдущий. "Я не знаю, кто ожидал автоматического получения каких-то преимуществ, ведь не ВТО к нам присоединялось, а мы к ней", - заметил А.Белоусов.
Став членом ВТО, Россия получила ряд возможностей, заявил он, например, Москва сможет добиваться отмены специального антидемпингового режима, основанного на энергокорректировках (разница в ценах на газ негативно сказывается на стоимости российских товаров за рубежом). Этот протекционистский режим противоречит нормам ВТО, но даже сейчас добиться его отмены непросто, признал глава Минэкономразвития. Одним из бенефициаров отмены этого режима может стать "Северсталь", сталкивающаяся с проблемами при поставках труб потребителям - раскрыл А.Белоусов одну из мотиваций А.Мордашова.
С присоединением к ВТО совпал приток прямых инвестиций в РФ, в отличие от обратной тенденции на развивающихся рынках, заявил глава Минэкономразвития. "Случайно или нет, но именно с момента присоединения к ВТО, в III и IV кварталах 2012 года и I квартале 2013 года появился стабильный приток на уровне $16-17 млрд, без учета сделки с TНК-BP", - отметил А.Белоусов.
За примерами получения отраслью преимуществ от глобализации А.Белоусов далеко ходить не стал, напомнив о модернизации сталеплавильных мощностей в 90-е годы. "Сколько лет в СССР бились за то, чтобы повысить долю непрерывной разливки стали и снизить долю мартеновского производства, повысить долю тонкого листа и листа с полимерным покрытием. В 90-е годы, когда не было вообще никакого инвестиционного климата, мы эту проблему решили моментально. Она сама собой решились - потому что компании всерьез вышли на мировой рынок и начали конкурировать", - сказал глава Минэкономразвития.
Россия обладает важнейшим резервом для роста конкурентоспособности - "преимуществом отсталости", считает А.Белоусов. "Это ровно та модель, которую реализует Китай. Возможность быстрого технологического развития и роста производительности труда. Но реализовать это преимущество можно, только выводя компании на открытый рынок", - резюмировал министр.
К.Андросов, как и подобает человеку, много лет проработавшему в Минэкономразвития, согласился со своим коллегой в том, что ВТО - это хоть и суровая, но необходимая среда. "Да, ВТО - это бассейн с акулами: кого-то в нем сожрут, но кто-то научится плавать. В основном для развивающихся рынков присоединение к ВТО становится хорошим стимулом изменить национальную среду, развить институты поддержки экономики, без которых невозможен нормальный инвестиционный климат", - сказал К.Андросов.