В России есть и Люксембург, и Йемен

Регионы России остаются настолько разными, что иногда кажется, будто страна живет в нескольких реальностях одновременно. Одни богаты, как Катар, другие - бедны, как Йемен. Справедливость восстанавливает федеральный центр

В России есть и Люксембург, и Йемен
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 10 июня. FINMARKET.RU - Россия - страна контрастов. Внутри границ одного государства Голландия и Чехия уживаются с Джибути с Йеменом. Федеральный центр не поощряет богатых, изымая часть произведенного продукта у одних регионов и передавая его другим. Опасность такой политики можно представить, если допустить существование центра, который бы отнимал деньги, заработанные европейскими странами, и отдавал их странам Африки.

Такая разная Россия

"Финмаркет" решил проиллюстрировать масштабы различий в экономическом развитии регионов, сопоставив валовые внутренние продукты (ВВП) стран мира и валовые региональные продукты (ВРП) субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения.

  • Данные приведены в американских долларах по паритету покупательной способности, рассчитанному Пенсильванским университетом (UP). Его эксперты оценивали среднероссийскую покупательную способность рубля.
  • Товары и услуги из среднероссийского прожиточного минимума, которые в Краснодарском и Забайкальском краях можно купить на среднероссийский рубль, на Камчатке стоят два рубля, а в Тамбовской области - 72 копейки. Поэтому данные по ВРП российских территорий также пересчитаны с учетом разной покупательной способности рубля.
  • Выяснилось, что ВРП самого богатого российского региона почти в 32 раза больше ВРП самого бедного. В США подушевой ВРП в самом богатом штате Аляска всего в 1,8 раз больше, чем в самом бедном - Миссисипи. В Европейском Союзе ВВП на душу населения в Люксембурге всего в восемь раз больше, чем в самой бедной Румынии.

Объединенные заполярные эмираты

  • Предсказуемым лидером по экономическому потенциалу на душу населения в России оказался Ненецкий округ - $91,8 тыс. Молодой нефтедобывающий регион насчитывает всего 42 тысячи обитателей, но на его территории добывают 18 млн тонн нефти (3,6% от общероссийской добычи). По производству продукта на душу населения округ занял почетное третье место в мире, пропустив вперед Катар и Люксембург.
  • Следом за Ненецким расположился Ханты-Мансийский округ ($75,8 тыс. на душу населения). Всего на семь позиций отстал от них Ямало-Ненецкий округ ($50,0 тыс.).
  • В целом наши углеводородные провинции заняли достойное место среди крупнейших нефтедобывающих районов мира. В соседях у них, кроме Катара, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней, Норвегия и Кувейт.
  • А вот дальше идет провал. Большинство развитых стран мира с ВВП в $35 тыс. - $45 тыс. на душу населения - США, Швейцария, Канада, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Германия, Франция и Япония - расположились между Ямалом и Сахалином ($32 тыс.).

Москва уже в Восточной Европе

  • Пропустив вперед Тайвань, Италию, Испанию, Израиль и Южную Корею, Москва с $25,4 тыс. на душу населения расположилась рядом с Чехией и Мальтой. Столица на $2,8 тыс. обогнала Португалию.
  • Санкт-Петербург с $18,0 тыс. зажат между Венгрией и газодобывающим Туркменистаном.
  • Рядом, между Хорватией и Чили, нашлось место для России с ее средним показателем по стране - $16,3 тыс. на человека. Подавляющая часть наших регионов расположилась ниже.
  • Коми оказалась прямо между Литвой и Казахстаном. Кемеровская область обогнала Малайзию. Оренбургская область лишь немного отстала от Мексики. Магадан - это северная Венесуэла. Хакасия по экономическому потенциалу равна Таиланду.
  • Саратовская, Тверская, Астраханская, Ростовская и Белгородские области являются соседями не только Украины, но и Китая (около $8 тыс. на человека). Липецкая область соревнуется с Кубой и Болгарией. Московская область - среднее между Турцией и Панамой. Нижегородская область - это Ботсвана. Краснодарский край может обогнать Бразилия.
  • Еврейская автономная область не сильно отстает по экономическому потенциалу от среднестатистической провинции Поднебесной.

Холодная экономика горячих точек

Дальше соседями российских регионов все чаще становятся развивающиеся страны Африки и Юго-Восточной Азии.

  • В самом низу российского списка - Ингушетия ($3,3 тыс.) и Чечня ($2,9 тыс.).
  • Ингушетия расположилась между Филиппинами и Вьетнамом, а Чечня немного обогнала Джибути и Йемен и сравнялась с Молдовой.
  • Более слабая экономика у пяти десятков стран Азии и Африки, многие из которых находятся в состоянии перманентных внутренних конфликтов.


Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики

"Все крупные страны догоняющего развития - Бразилия, Индия, Китай - отличаются очень сильными диспаритетами регионального развития. Это норма, потому что в первую очередь развиваются регионы с конкурентными преимуществами. А это - крупные города, портовые зоны, регионы добычи востребованных на мировом рынке ресурсов.

Единая экономическая политика может и должна быть: это правила игры, они должны быть общими. Они не исключают возможности предоставления кому-то помощи.

Но приоритеты госполитики везде должны быть разными: кому-то надо развивать инфраструктуру, кому-то поддерживать сельское хозяйство, готовить кадры.

У нас же кто сколько смог оттянуть, тот и молодец. Пока у нас основная политика - все вбухать в Дальний Восток и Сочи, и Кавказ деньгами залить. Это не экономическая, а политическая политика.

Вы забываете маленькую деталь: наши нефтегазодобывающие регионы свой ВРП не видят: происходит его значительное изъятие через налоговую систему. В эмиратах богатства проедают сами, ну или шейхи. Если смотреть по конечному потреблению домашних хозяйств, то в тюменских округах остается 20-25% их ВРП. Поэтому различия по уровню потребления в России - кратно меньше.

Степень разрыва снижается. Если в 2005 году отношение душевого ВРП самой "богатой" нефтегазодобывающей Тюменской области и самой "бедной" Ингушетии достигало 30 раз, то в 2010 году оно сократилось до 13 раз.

Сумма ВРП всех регионов меньше ВВП страны примерно на 13-14%. Это те виды деятельности, которые территориально привязать нельзя: банковская деятельность, безопасность, военные расходы".

Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor's

"У нас действительно огромный разрыв в уровне экономического развития между регионами. Но отличие ВРП во много раз еще не означает, что у вас и бюджетные доходы отличаются во столько же. Разрыв в бюджетной обеспеченности еще до выравнивания уже не такой высокий, как в уровне экономического развития: есть налоги, которые полностью идут в федеральный бюджет (например, НДПИ). Правда, у нас и после выравнивания (за счет бюджетных трансфертов) разрыв в уровне бюджетной обеспеченности - более чем в десять раз.

Но тут возникает дилемма: чем больше у вас выравнивание, тем меньше стимулов для собственного экономического развития территорий. Если слабые знают, что их в любом случае вытащат федеральной помощью, то зачем развивать экономику? А сильные понимают, что если у них все равно отберут и отдадут слабым, - зачем развивать экономику.

Экономическая политика в разных регионах должна отличаться. И это есть по факту: в Москве один из приоритетов - строительство метро. В других регионах - иные задачи.

Но гибкость регионов, муниципалитетов не так высока. Большинство норм и правил - в бюджетной политике, стандарты социальных услуг, других сферах - регулируются федеральным законодательством. Региональные и муниципальные администрации не так много могут изменить с точки зрения формирования своих доходов и расходов.

Проблема разрыва есть повсеместно, различаются лишь масштабы. В Турции разрыв между муниципалитетами немного меньше, чем в России, но все равно очень большой - в 6-7 раз".

Ирина Ильина, директор Центра региональных исследований ВШЭ

"Ни в одной стране мира такого разнообразия регионов нет. Такой принципиальной разницы, даже по климатическим условиям ни в Бразилии, ни в Индии, ни в Китае не увидишь. К тому же они никогда не были в условиях социализма, когда все пытались привести к одному знаменателю с точки зрения уровня жизни.

Единая экономическая политика для столь разных по уровню развития регионов может быть. Другое дело, что она должна учитывать потенциал каждого региона и стремиться к выравниванию уровня социального развития. Если брать по ВРП, то у нас разрыв между регионами составляет десятки раз. А по уровню заработной платы разница намного меньше. Это есть результат госполитики поддержки отстающих регионов.

Добиться равенства в производстве ВРП невозможно. Многое зависит от природно-климатических условий, национального состава, религиозных особенностей.

Наша региональная политика слаба, много элементов ручного управления. Основы государственной региональной политики были утверждены в 1996 году. С тех пор не обновлялись. Принятая госпрограмма "Федеральная политика и федеративные отношения" содержит не цели, а конкретные управленческие решения и их финансирование для тех или иных регионов.

Федерация должна создавать возможность каждому региону развиваться, исходя из его конкурентных преимуществ. А сила федерации должна заключаться в том, что при решении социальных проблем используются меры бюджетной поддержки.

Мы изучили влияние качества госуправления на экономический рост регионов. Оказалось, что объем господдержки или инвестиций, масштабы миграции мало отражаются на уровне экономического роста. Зато неожиданно сильным оказался фактор инновационной активности: квалификация населения, масштабы вузовского образования, расходы на науку, объем произведенной инновационной продукции".

Примечания:

  • Расчеты ВВП на душу населения по паритету покупательной способности проведены Университетом Пенсильвании (UP). По их данным, $1 равен 19,44 российским рублям. Наши и UP подушевые данные по России расходятся из-за несовпадения данных о численности населения: UP взяла в расчет 139,4 млн человек; по данным Росстата в 2010 году нас 142,8 млн человек.
  • Все данные за 2010 год. Это последние данные UP и Росстата по ВРП.
  • Росстат не производит расчет ВРП на душу населения по автономным округам "в связи с несопоставимостью результатов экономической деятельности, осуществляемой на соответствующей территории". Показатели рассчитаны "Финмаркетом", исходя из данных об объеме ВРП и численности населения в регионах по итогам переписи населения 2010 года. Данные по Архангельской и Тюменской областям даны без учета автономных округов в их составе (по внеокружным частям).
  • Данные по Китаю даются UP в двух версиях, в которых паритет покупательной способности юаня рассчитан по разным методикам.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });