Обама в последний раз попросил по-хорошему

США буксуют. Федеральная резервная система честно признается, что в одиночку не сможет поднять экономику с колен. Ей нужна немедленная помощь в виде увеличения бюджетных расходов, но республиканцы в Конгрессе требуют сокращения расходов

Обама в последний раз попросил по-хорошему
Фото: Reuters

Вашингтон. 11 апреля. FINMARKET.RU - В среду Барак Обама представил Конгрессу свой проект бюджета США на 2014 год. Президент США пошел навстречу республиканскому большинству: в проекте заложены сокращения выплат по социальным программам, вроде Social Security и Medicare, есть меры по сокращению дефицита и небольшой стимулирующий экономику пакет на $50 млрд, которые пойдут на строительство мостов, дорог и школ.

Что будет с бюджетом Обамы, пока не понятно. Обозреватель Politico.com Джейк Шерман описывает его, как бюджетный клинч с Конгрессом: половина Вашингтона (ФРС и администрация Обамы) спасает экономику, другая половина (республиканцы в Палате представителей и Сенате) делает все, чтобы помешать им.

По-сути, Обама идет ва-банк, надеясь изменить точку зрения части республиканцев с помощью уговоров экономистов, небольших жертв и политического давления.

Обама предложил Конгрессу бюджет скромного развития

  • Расходы бюджета должны составить $3,8 трлн. Обама предлагает отказаться от секвестра расходов, который был автоматически запущен в прошлом году и заменить его планом по сокращению дефицита бюджета на $1,8 трлн за 10 лет. В план входит сокращение некоторых федеральных программ и увеличение налогов с богатых.
  • Дефицит бюджета 2014 года $744 млрд - это 4,4% ВВП. Впервые за пять лет правления Обамы дефицит опустится ниже $1 трлн. По оценке CBO, в этом году дефицит составит $973 млрд, или 6% ВВП.
  • Администрация Обамы сократила прогноз по росту экономики до 2,3% против 2,7% (оценка июля 2012 года). Уровень безработицы к концу 2014 года должен снизиться с 7,7% до 7,2%.
  • Госдолг США снизится с 76,6% ВВП в этом году до 73% ВВП в 2023 году.
  • Обама просит Конгресс повысить налоги: бюджет может получить $580 млрд за счет введения налогов на богатых и закрытия некоторых "дыр" в налоговом кодексе. Домохозяйства с годовым доходом больше $1 млн должны платить не меньше 30% подоходного налога. Будут сокращены налоговые льготы для пенсионных накоплений выше $3 млн.
  • Обама предлагает потратить $50 млрд на строительство дорог, мостов и прочей инфраструктуры. $1 млрд пойдет на внедрение инновационных технологий в промышленности, еще $1 млрд - на реформу системы высшего образования.

В жертву Конгрессу Обама готов принести размеры выплат и покрытия по Social Security и Medicare: стоимость прав в обеих системах социального страхования будет индексироваться медленнее, выплаты станут немного меньше.

Лидеры республиканцев в Палате представителей уже заявили, что Обама предлагает им "слишком мало" и делает это "слишком поздно". Республиканцы Сената пока говорят о том, что проект бюджета надо проверить и пересчитать.

Американские президенты редко получают то, что хотят

Обама - далеко не первый президент, который не может добиться от Конгресса взаимности.

В блоге WonkBlog газеты The Washington Post изучили историю президентских проектов бюджета, начиная с 1945 года. Оказалось, что президенты США практически никогда не получают то, чего хотят.

Президенты США обычно не получают одобрения бюджета

Экономику, находящуюся в депрессии, нужно стимулировать бюджетными расходами

Известный американский экономист Брэд Делонг, профессор Университета Беркли,подсказывает Обаме и Конгрессу, как должна выглядеть бюджетная политика для экономики, находящейся в депрессии.

Предложения Обамы соответствуют его идеям, но далеко не полностью.

  • Шесть лет назад все считали, что бюджетная политика вообще ни на что не влияет. Центробанки пользовались только правилом Тэйлора, управляя занятостью и инфляцией, и не хотели, чтобы в это занятие кто-либо вмешивался. Тогда монетарная политика еще могла выполнить свою основную функцию.
  • Сейчас главы центробанков один за другим, в том числе и председатель ФРС Бен Бернанке, заявляют, что в одиночку они не справятся. Монетарная политика, конечно, помогает, но решить всех проблем она не может. А политики, концентрируясь на сокращении расходов и дефицитов, только подрывают рост. Представители ФРС просят заменить секвестр чем угодно, лишь бы оно предусматривало более плавное сокращение дефицита бюджета. Это жизненно необходимо, чтобы поддержать восстановление экономики.
  • Динамика роста госдолга США сейчас выглядит устрашающе. Выше, чем сейчас, госдолг был только во время Второй мировой войны. Однако вряд ли кто-то начнет распродавать американские бумаги - в мире нет более надежных активов.

Темпы роста госдолга США пугают

Но инвесторы все равно скупают госдолг США из-за нехватки безопасных активов в мире

Это не даст доходности по казначейским облигациям расти

  • Исторически наблюдается зависимость между размерами госдолга и темпами роста экономики: наличие долга замедляет скорость роста. Однако эффект не такой уж и большой: при росте госдолга с 75% ВВП до 85% ВВП, рост замедляется всего на 0,06 п.п. в год.
  • В целом высокое отношение госдолга к ВВП говорит о том, что с динамикой роста экономики не все в порядке. В этом случае высокие процентные ставки должны замедлить рост.
  • Но к США это вряд ли относится, ведь экономика растет не так уж и медленно, а ставки остаются низкими. В этом случае рост госдолга на 10% ВВП может замедлить рост экономики всего на 0,01 п.п. или 0,02 п.п.

Госдолг становится бременем для роста экономики не сразу

  • Гораздо опасней роста госдолга сами слабые показатели роста экономики, которые разрушают ее потенциал.
  • Это можно увидеть на известном примере: высокая безработица в долгосрочной перспективе вообще уводит людей с рынка труда. Часть из них теряет надежду найти работу, часть - лишается нужных навыков, размер рабочей силы при этом сокращается.

Из-за хронической безработицы свободных рабочих рук становится только меньше

  • Почему-то многие уверены, что экономике не требуется поддержка. Кто-то считает, что Бернанке лукавит и вполне способен справиться с проблемами самостоятельно. Другие полагают, что стимулирование приведет к росту ставок по госдолгу, неопределенности или к появлению других проблем. Но эти аргументы не имеют никакого смысла.

Неопределенность вокруг бюджетной политики не вредит росту

Из-за бюджетных мультипликаторов снижение расходов всегда замедляет рост

  • Бюджетная политика помогла сгладить удар, который был нанесен экономике в 2008-2009 годах. Тогда резко сократилась доля сектора жилой недвижимости в ВВП, но, благодаря бюджетному стимулированию, падение остальных секторов удалось смягчить.

Экономика США переживает период балансировки

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });