Россия начинает реформу рынка госзаказа

Закон о контрактной системе, вступающий в силу с 1 января 2014 г., затронет 500 тыс. компаний-поставщиков, 200 тыс. государственных заказчиков и контракты на сумму порядка 7 трлн рублей в год

Россия начинает реформу рынка госзаказа
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 апреля. INTERFAX.RU - Результатом реформы должны стать бОльшая эффективность расходования государственных средств, снижение коррупции и рост конкуренции, а также появление новых стимулов для развития бизнеса.

Когда на прошедшем в Москве в начале апреля масштабном форуме "Госзаказ-2013" провели голосование, кто считает, что нынешнюю систему менять было не нужно, среди 1000 человек руки подняли примерно 20. В то, что новая система будет лучше, верят, судя по поднятым в зале рукам, раза в 3 больше. А вот остальные заказчики и поставщики пока в раздумьях.

От отдельных процедур - к системе

Прежний закон о госзакупках охватывал лишь один этап - жестко регламентировал процедуру организации торгов. Новый, в котором почти 500 страниц, задает принципиально другой масштаб - он создает систему, охватывающую весь процесс от планирования и обсуждения закупок до оценки результата.

В соответствии с идеологией "полного цикла" заказчики должны будут заранее, на несколько лет вперед, объявлять о планах и обосновывать необходимость трат. Это позволит компаниям заранее готовиться к тендерам и расширять свой бизнес, а государству и общественности - контролировать ведомства на этапе, когда расходы еще только планируются (а не когда деньги уже потрачены).

Заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов сказал на форуме-выставке "Госзаказ-2013", что столица уже практически два года внедряет полный цикл планирования и контроля бюджетных расходов, и это дает реальную экономию госсредств. В частности, в городе сократилась доля закупок у единственного поставщика.

Заказчикам, согласно новациям закона, придется также осваивать новые методы определения начальной цены товара.

Начальная цена - одна из болевых точек рынка госзаказа. В прошлом году 83 тыс. контракта, по данным "СПАРК-маркетинг", были заключены по цене, на 50% ниже начальной.

Однако, несмотря на новые требования, в целом заказчики получают большую свободу действий: право расторгать контракт, вводить антидемпинговые меры для поставщиков, выбирать из более широкого перечня торговых процедур.

Учреждениям культуры разрешили использовать конкурс с выставлением высоких требований к компании (например, при реставрации объектов культурного наследия). Особый порядок вводится при закупках инновационной продукции. Появляется возможность заключать контракты "жизненного цикла", то есть на весь период реализации проекта.

Поставщикам же новая система должна обеспечить, прежде всего, более широкие возможности для сбыта. Доступная информация станет глубже, охватит все уровни госзаказа: от федерального - до регионального и муниципального.

Информационную платформу предполагается адаптировать для заказчиков и поставщиков в рамках единого экономического пространства.

Система, согласно закону, будет включать в себя планы закупок и графики торгов; информацию об исполнении контрактов; реестр банковских гарантий; реестр жалоб; результаты мониторинга и контроля в сфере закупок; каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; информацию о складывающихся на рынках ценах товаров и услуг...

Всего этого на официальном сайте zakupki.gov.ru сейчас нет.

Больше прозрачности - меньше откатов

Внедрение федеральной контрактной системы позволит ликвидировать "откаты" в сфере госзакупок, считает глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов.

В первую очередь, для этого предусмотрены системные меры. У контролирующих органов и общественности будет возможность превентивно оценить эффективность заказов. Созданы предпосылки для увеличения доли электронных торгов (они проходят анонимно, лишая тем самым заказчика возможности "подыграть" своим).

Запланировано внедрение системы нормирования, которая будет четко определять, что имеет право купить чиновник того или иного уровня, а что - нет.

"Для кого-то покупка машины за 1 млн рублей будет являться вполне нормальной, например, в городах федерального значения, но на уровне муниципалитета это может вызвать вопросы, поэтому мы будем подходить гибко", - заявил "Интерфаксу" замглавы Минэкономразвития Владимир Симоненко.

Функционал новой информационной системы позволит на технологическом уровне защититься от недобросовестных действий.

Одним из требований системы станет максимально формализованной формат данных, в частности, использование каталогов, рассказал директор департамента развития федеральной контрактной системы Кирилл Степанов. В результате невозможно будет выбрать "неправильный" код товара, ввести в текст латинские буквы или пробелы, что затрудняет поиск тендерной документации.

В 2012 году замена русских букв на латинские имела место в документации по 2,4 тыс. торгов на общую сумму 9 млрд рублей, свидетельствуют данные "СПАРК-маркетинг".

Благодаря информационной системе должна появиться возможность сравнивать цены (в перспективе - вплоть до зарубежных рынков). Это, например, позволит легко установить, что какое-нибудь западное патентованное лекарство реализуется в России на тендере в 5 раза дороже, чем "дома".

Рост прозрачности - инструмент повышения конкуренции на рынке госзаказа. Сейчас более трети государственных закупок осуществляется у единого поставщика, то есть вне конкурентной среды.

По данным "СПАРК-маркетинг", сейчас самая низкая конкуренция - по самым крупным контрактам (на сумму более 1 млрд рублей). В среднем в торгах здесь участвует всего 2,14 участника.

Требуется общественный контроль

Рост свободы действий заказчиков закон компенсирует радикальным расширением возможностей для общественного контроля.

Крупные контракты будут в обязательном порядке выноситься на общественные слушания.

Общественные организации получат право задавать вопросы о ходе выполнения контрактов и жаловаться в суд (сейчас на это имеют право только участники торгов).

Минэкономразвития обещает обеспечить доступ к информации из единой информационной системы в открытом, машиночитаемом формате. Это позволит независимым разработчикам и аналитикам скачивать все необходимые им данные и вести анализ, выделять типологию наиболее распространенных отклонений на рынке госзаказа.

Еще один новый механизм - третейское судопроизводство, которое обеспечит неотвратимость быстрой судебной ответственности недобросовестных контрагентов.

"Возможность разрешения споров по госконтрактам в третейских судах в кратчайшие сроки сделает систему госзакупок более привлекательной для бизнеса и сделает взаимоотношения ее участников более цивилизованными", - заявил "Интерфаксу" президент Союза третейских судов, председатель Арбитражного третейского суда Москвы Алексей Кравцов.

Что будет 1 января 2014 года?

"С 1 января все заказчики начнут проклинать новую контрактную систему", - предупреждает глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, который хорошо помнит нелегкий опыт внедрения действующего закона о госзакупках - 94-ФЗ.

Потребуется непростой период адаптации и обучения, чтобы реализовать все заложенные в новом законе плюсы, считает он.

Есть риски, что не будут заранее приняты все необходимые подзаконные акты, признают чиновники.

Правительство и министерства РФ должны принять в этом году 37-40 документов, чтобы обеспечить вступление в силу закона. А всего за три года нужно подготовить 67 подзаконных актов, отмечают в Минэкономразвития.

По словам И.Артемьева, поправки могут потребоваться также в 223-ФЗ, который регламентирует закупки государственных компаний.

Хороших примеров исполнения этого закона пока немного, более того, многие естественные монополии просто его цинично игнорируют и больше думают о том, как "увернуться" от его требований, поэтому могут потребоваться дополнительные законодательные меры, предупредил И.Артемьев.

Реформа рынка госзаказа, который по объему превышает 12% ВВП, только начинается.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });