Что мешает России строить "вертикаль власти"

Мировая экономика вошла в фазу "креативного разрушения", считают ученые, исследователи и эксперты. От последствий этого разрушения Россию не застрахуют даже деньги: чиновникам пора менять приоритеты

Что мешает России строить "вертикаль власти"
Фото: Reuters

Москва. 2 апреля. FINMARKET.RU - Собравшиеся в Москве на ежегодную весеннюю конференцию ВШЭ экономисты говорят о двух тенденциях, определяющих будущее России. Качество российской экономики все меньше соответствует требованиям XXI века, предлагаемые правительством способы ее лечения - бюджетные стимулы и смягчение денежной политики ЦБ - больше не сработают.

"Финмаркет" предлагает выдержки из их выступлений.

Евгений Ясин, научный руководитель ВШЭ

"Старая модель экономического роста основана, по мнению Всемирного банка, на высоких темпах роста мировой экономики и дорогой нефти. Сейчас ситуация складывается так, что мы не будем иметь высоких темпов роста мировой экономики, нефть, конечно, будет дорогой, хотя колебания возможны, но высоких темпов роста цен на нее, как до кризиса, наверняка не будет.

В России низкая база после глубокого трансформационного кризиса 90-х годов была хороша для демонстрации высокого экономического роста в 2000-х годах (80% в 2010 году к 2000 при среднем показателе развивающихся стран 84%, а развитых - 17%). Кроме богатой природной базы у нас нет других преимуществ:

  • У нас более дорогая, чем в развивающихся странах рабочая сила;
  • Развитым странам мы уступаем по темпам продвижения инноваций, за счет которых можно было бы преодолеть первый барьер.
  • Таким образом, Россия находится между двух полюсов и у этого есть свои отрицательные последствия.

Поэтому требуется новая модель экономического роста, иначе есть угроза, что мы впадем в кризис, который будет трудно преодолевать.

  • Консервативный и близкий к нему форсированный сценарии Минэкономразвития на самом деле представляют собой модернизацию сверху.
  • Инновационный сценарий, который, по словам сотрудников министерства, предусматривает те же институциональные преобразования, что и в форсированном - это модернизация снизу

.

Но сомнительно, что инновационные и институциональные изменения, которые вы планируете, сочетались с мерами политики резкого роста госрасходов. Об этом в прогнозе ничего не говорится.

Наш выбор - это сценарий постепенного развития на основании глубоких институциональных изменений. Он мне представляется единственно возможным.

Основные направления реализации новой модели экономического роста:

  • Реализация принципов верховенства права, культивирование независимости суда;
  • Налаживание взаимоотношений между бизнесом и всем правоохранительным блоком;
  • Укрепление местного самоуправления;
  • Активность гражданского общества;
  • Развитие сферы частных инвестиций населения (в сферы образования, здравоохранения, рынок жилья, пенсионную систему);
  • Демократизация политической системы.

Поддержать новую модель роста могут новый бизнес и новая бюрократия. Предшествующее развитие было связано с острыми кризисами взаимоотношения бизнеса и бюрократии. В 1997-1998 годах одержал победу крупный бизнес, а в 2003 году победила наоборот бюрократия. Теперь нужен новый механизм сотрудничества между элитами нового поколения.

Если мы хотим решить нашу пенсионую проблему, то мы должны принимать работающий во всем мире механизм - взносы должны делать сами работающие. Но если вы хотите ввести платежи для всех, то надо учесть, что примерно 2/3 населения не получают доходоа, которые позволяют делать эти взносы. Они также не могут оплатить взносы на медстрахование. Это касается и возможностей приобретения жилья, и даже оплаты электроэнергии.

Без инвестций в человеческий капитал и наделения всех граждан дополнительными возможностями и дополнительной ответственностью мы решить наши проблемы не сможем. Рано или поздно эти проблемы придется решать.

Дополнительные доходы населения не приведут к инфляции, если возникнут встречные финансовые потоки в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, которые уравновесят друг друга. Возможные инфляционные явления могут быть временными, денежные власти за этим должны следить".

Каушик Басу, вице-президент и главный экономист Всемирного банка

"Сейчас наблюдется подъем экономики развивающихся стран. Доля стран БРИКС в мировой экономике выросла с 15% до 25%. Конечно, основной вклад обеспечил Китай. Происходят тектонические изменения, в итоге мы увидим новый мир.

В отличие от обычной экономики, которая складывается естественным путем, еврозона была создана искусственно. Есть дефекты, которые заложены в саму конструкцию еврозоны. Считалось, что степень риска при заимствовании во всех странах еврозоны одинакова. Поэтому все страны заимствовали по одним и тем же ставкам. Но еврозона - это только монетарный, а не фискальный союз. Получалось, что более слабые заимствовали дешевле, чем должны были. Когда в кризис стало ясно, что страны разные, цена заимствований для ряда стран резко увеличилась.

Еврозона - великий эксперимент, но он не закончен.

Парадоксально, но снижение рейтинга США в 2011 году привело к перетоку денег в США. Как только возникает турбулентность, инвесторы вкладываются в самые надежные инструменты. А что может быть надежнее долговых бумаг самой мощной экономики мира, центральный банк которой в любой момент может напечатать нужное количество денег.

Нужно, чтобы конкуренция была в производстве автомобилей и одежды. Но орган печатания денег должен быть один. Одна страна - один орган.

В последнее время мир стал глобальной экономикой, где много центральных банков. Это создает трудности и проблемы для мира.

Нужны действия на опережение со стороны Всемирного банка, МВФ, большая координация экономической политики всех стран. Нужен новый орган координации. Для основных стран нужна более тесная координация кредитно-денежной политики. Если нужны вспрыски ликвидности, ее надо делать координировано. Небольшой уровень инфляции может позитивно сказаться и на экономике развитых стран. Нужна координация фискальной политики: от налоговых ставок до фискальных дефицитов".

Алексей Кудрин, глава Комитета гражданских инициатив

"Низкая ставка рефинансирования в США не приводит к росту объемов кредитования, росту производства, снижению безработицы. То же самое происходит в Европе.

Поэтому запущена программа выкупа с балансов банков ценных бумаг, прежде всего государственных. Это неизбежно усиливает риски роста инфляции, при этом возможно к этому времени не будут достигнуты целевые показатели по безработице. И ФРС, конечно, выберет сдерживание инфляции. Это целевой для всех ЦБ показатель. Будут расти ставки, уменьшаться эмиссия.

Россия находится в совершенно иной ситуации. Денежная база росла постепенно, достигнув в 2012 году 14% ВВП. Денежная масса достигла 40%, что немногим меньше, чем в США, где она 60-70%.

Но денежный мультипликатор у нас составляет два, иногда приближаясь к трем (в США до кризиса был около 8, сейчас около 5). У нас деньги не работают. Какие бы деньги ни пришли, они дают меньшую отдачу из-за низкого мультипликатора.

Рост ВВП у нас вялый, за 3% надо побороться. Безработица у нас одна из самых низких, значит цели ее снижения, как у наших зарубежных коллег, у нас нет. Инфляция у нас более высокая и в последние месяцы имеет тенденцию роста. Наш основной индикатор говорит о том, что ослабления денежной политики быть не может.

В чем причина? Ответ очень простой - инвестиционный климат.

Основные ресурсы для модернизации - это средства банковской системы. Кредиты ЦБ в пассивах банков составляют всего 5,4%, поэтому даже существенное увеличение их доли ничего не даст - основные источники ликвидности это средства физических лиц (30%), компаний (23%), собственные средства банков (16%). У всех ресурсов есть цена.

Странности долгосрочного прогноза Минэкономразвития:

  • Инновационный сценарий предполагает, что до 2016 года объем кредитования ЦБ будут наращивать и доведут до уровней равных проценту ВВП в пик антикризисной борьбы в 2009 году. Затем это кредитование будет снижаться, вместо него будет увеличиваться кредитование за счет внешних источников;
  • И по инновационному и форсированному сценарию у нас все годы происходит приток капитала до 1%; после 2016 года для замещения ресурсов ЦБ приток превышает $100 млрд, а по форсированному - $300 млрд после 2020 года;
  • Все годы в прогнозе предполагается увеличение резервов ЦБ, то есть регулятор не будет проводить политику инфляционного таргетирования. Вместо этого ЦБ будет покупать до $30-40 млрд в год.

Я бы призвал правительство вернуться к этому прогнозу, так как вся финансовая часть не является обоснованной, реалистичной, не отвечает нынешней кредитно-денежной политики, целям, которые были выработаны и поставлены ЦБ и предыдущими правительствами.

Если наш ВВП на душу населения в два раза ниже, чем в других странах мира, то нам придется играть по правилам рыночной экономики. Это требует модернизации, инвестиций в человека, образование, здравоохранение, в его положение в обществе, его свобод, его готовности раскрыться, не по блату, не по искаженным социальным лифтам, а по своим творческим способностям находить свое место в экономике.

Мы не сможем создать новую модель на основании государственного дирижизма, вертикали власти, закрытых контор по производству лучших технологий. Мы сегодня ближе к развитым рыночным моделям.

Наш экономический рост менее 3% - это стагнация и отставание от мировой экономики. Рост не может быть за счет монетарной накачки, нужно смотреть там, где у нас реальные проблемы".

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });