Президент поручил провести деофшоризацию
Администрация Путина написала для чиновников целевые ориентиры кампании по возвращению бизнеса из-за границы. "Принудиловки" не будет - нужно создать условия, чтобы сами предприниматели хотели вести дела дома
Москва. 9 февраля. FINMARKET.RU - Президент велел правительству до сентября придумать меры по деофшоризации российской экономики. Но одновременно создал в своей администрации группу, которая сама разработала меры и уточнила цели:
- К 2015 году почти все первичные размещения акций российских компаний должны проводиться на нашем внутреннем рынке (в 2011 году этот показатель был равен 6%).
- У нас же должны размещаться до половины компаний стран СНГ (сейчас этого не происходит вовсе).
- На отечественный фондовый рынок должно приходиться более 90% объема торгов ценными бумагами российских компаний (сейчас - 50%).
- В ценные бумаги компаний должно быть инвестировано около половины пенсионных накоплений россиян (сейчас - 1%). В акциях будет находиться примерно 15% средств российских резервных фондов.
Никаких принудительных мер по возвращению российского бизнеса из офшоров в свою юрисдикцию не предполагается, заверила в пятницу журналистов глава Экспертного управления президента России Ксения Юдаева. Речь идет о создании здесь не менее благоприятных условий, чем за рубежом, для чего требуется решительное повышение конкурентоспособности российской юрисдикции.
Уход российского бизнеса за рубеж происходит сразу по многим направлениям: там регистрируется собственность и проводятся сделки, там берется заемный капитал, все чаще наш бизнес обращается за рубежом в судебный арбитраж. Все больше зарубежные площадки используются для размещения акций. В 2011 году из 10 IPO наших компаний только одно крупное прошло в России; в 2012 году было три крупных IPO - и все вне России. С 2002 по 2012 год 40 российских компаний продали за рубежом акций на сумму $14 млрд.
Россия в этом отношении уникальная страна. Сравнить ее можно только с Украиной, но никак не с Бразилией, считает Юдаева. Акции российских компаний обеспечивают уже 18% оборота Лондонской биржи; 12% дел лондонского арбитража - это дела компаний из России (еще 4% - других стран СНГ).
Дополнительные издержки несет не только тот российский бизнес, который ищет защиты в зарубежных юрисдикциях, но и остающийся здесь, так как он работает в дискриминационном положении по сравнению с "зарубежными" конкурентами.
Рабочая группа администрации Путина предлагает следующие меры по исправлению ситуации:
Андрей Яковлев, проректор ВШЭ, директор Института анализа предприятий и рынков
"Для успеха политики деофшоризации нужны комплексные усилия всех ведущих стран мира. В этом есть определенная проблема. С одной стороны, тенденция давления на офшоры есть, но есть и огромное количество разногласий, нет единой позиции по поводу приемлемых мер воздействия внутри "восьмерки" и "двадцатки".
Достижение поставленных правительству индикаторов к 2015 году маловероятно. Пока все работы по улучшению инвестиционного климата в стране находятся на уровне деклараций. К сожалению, бизнес видит много тенденций, идущих в разные стороны. Например, есть проблемы балансировки федерального бюджета, бюджета Пенсионного фонда. И никаких путей их решения без повышения налогов или за счет роста экономики они не видят.
Такой рост, как был в 2000-х годах, в ближайшее время маловероятен. Даже если внутри страны будет реально улучшаться инвестиционный климат, неопределенность на глобальных рынках не будет способствовать ускоренному росту нашей экономики. Следовательно, угроза повышения фискальной нагрузки становится все реальнее. И это уже происходит.
Правительству надо вести равноправный диалог с бизнесом (а не с позиции начальник и подчиненный), чтобы бизнес тоже понимал, что работа в России может быть в его долгосрочных интересах, хотя в краткосрочной перспективе это может привести к ограничению его прибыли. Должно возникнуть доверие между властью и бизнесом".
Александр Захаров, партнер консалтинговой компании Paragon Advice Group
"Все действия российской власти должны быть направлены на восстановление доверия: а) населения; б) бизнеса; в) иностранных инвесторов.
Борьба с коррупцией не должна носить спорадический характер, быть точечной.
У нас отличные институты права, свобода договора у нас предусмотрена законом. У нас есть проблема правоприменения: у нас нет общей судебной практики, есть возможности для широчайшего коррупционного усмотрения судей. Пока судьи сами не будут бояться требовать, чтобы с ними договаривались, пока не будет посадок коррупционеров, а не только тех, кто передает деньги, у нас не будет доверия населения. Вот когда такие репрессивные действия пройдут, и для всех будут установлены единые правила игры, тогда может появиться убеждение, что интересы и государства и частных лиц защищены в полном объеме.
Говорить о создании только благоприятных условий для всех нельзя. Никакими льготами нельзя увеличить долю торговли акциями российских компаний на внутреннем фондовом рынке до 90%. Система налогообложения должна быть равной и справедливой. Она должна исключить возможность одних уклоняться от налогообложения, а на других взваливать налоговое бремя. У нас налоги платят сейчас в основном неимущие, средний класс, которого уже почти нет, а остальные могут вполне легально минимизировать свою фискальную нагрузку.
Репутация создается десятилетия. Это не итог работы нынешнего правительства".
Борис Хейфец, главный научный сотрудник Института экономики РАН
"В предлагаемых решениях задачи деофшоризации нет системности. Пока слишком много деклараций, выдергиваются отдельные аспекты и предлагается решение по ним. Многие вещи могут быть полезными, но это не системный подход.
Нет единства применяемых мер в равной мере для всех, превалирует селективный подход, а это не годится.
А самое главное, деофшоризация носит лозунговый, популистский характер, как и борьба с коррупцией. А для реальной борьбы по этим направлениям пока недостаточно политической воли".
- двигаться в том же направлении, что и большая часть Европы, до сих пор использовавшая, как и мы, континентальное право, но все больше заимствующая удобные для бизнеса инструменты из права британского;
- в первую очередь надо обеспечить свободу договора. В наших законах она уже провозглашена, но суды по-прежнему ориентируются на положения закона, а не на содержание договоров. Российское право больше приспособлено для наследования личных состояний, а не бизнеса. В этом отношении мы тоже должны двигаться вслед за Германией, где подобный элемент островного права введен. Понимание со стороны Минюста в этом вопросе есть, заверила Юдаева;
- для быстрого улучшения качества судебной практики предлагается создать Центр международного арбитража Таможенного союза, куда можно было бы приглашать лучших зарубежных специалистов. Наработанная там практика по наиболее крупным и сложным делам могла бы распространяться по национальной судебной системе;
- речь не идет о наделении новыми функциями суда Евразэс, который призван проводить арбитраж по торговым барьерам внутри Таможенного союза по аналогии с арбитражем внутри ВТО. Это должен быть обычный арбитражный суд по делам бизнеса. Пока признание решений международных судов в России - тоже проблема, отметила Юдаева;
- необходимо провести полную модернизацию фондовой инфраструктуры, которая создавалась у нас в стране в начале 90-х годов прошлого века. Развивать рынок длинных денег (пенсионных, страховых);
- возникла идея обязательной приватизации на российской площадке. Если правительство не проводит первичное размещение акций своих компаний внутри страны, то почему это должен делать бизнес? Другое дело, должны быть созданы условия, чтобы не было дисконта между ценой размещения внутри страны и на зарубежных площадках;
- правительству придется решить дискуссионный вопрос, нужно ли инвестировать на собственном рынке средства суверенных фондов. В мире эта практика достаточно распространена, отметила Юдаева. У нас эта задача может решаться в рамках создающегося Росфинагентства;
- провести выравнивание условий налогообложения доходов физических лиц от различного вида инвестирования. При всем нежелании что-либо навязывать бизнесу для его возвращения из офшоров, правительству ставятся вполне конкретные и амбициозные целевые показатели по повышению конкурентоспособности российской юрисдикции.