Валютные войны, или игра "разори Европу"

Кризис не оставил камня на камне от прежних приличий: страны теперь, не стесняясь, начинают валютные войны. Обратной стороной такой поддержки является бесконтрольное расширение балансов центральных банков и ущерб для мировой экономики

Валютные войны, или игра "разори Европу"
Фото: Reuters

Давос. 28 января. FINMARKET.RU - На Давосском форуме валютные войны стали главным пунктом повестки дня. Разговоры, в основном, шли про Японию, которая прямо накануне начала Давоса решила сказать "хватит" крепкой валюте.

За последние несколько лет курс иены существенно укрепился, теперь правительство нового премьера Синдзо Абэ делает все, чтобы его ослабить, и это у него получается. За два месяца японская валюта просела на 10% к доллару и почти на 20% к евро.

Лидеры европейских государств уже заявили, что действия Японии не внушают им доверия. Несколько дней назад президент немецкого Бундесбанка Йенс Вайдман предупредил, что мир ждет очередной раунд валютной войны - бесполезного и даже опасного соревнования по занижению курса национальной валюты относительно валют стран-конкурентов. В Давосе немецкие чиновники туманно намекали на возможность "возмездия" для Японии.

Европейский ЦБ, фактически, последний крупный центральный банк на планете, который пока не играет в "разори соседа" и не заливает рынки ликвидностью, сбивая курс национальной валюты. Его политику поддерживает Мохаммед Эль Эриан, генеральный директор крупнейшего игрока на рынке облигаций - инвестиционной компании PIMCO -и бывший сотрудник Международного валютного фонда.

Мало какое государство в наши дни делает выбор в пользу сильной национальной валюты, а ключевые игроки мирового рынка уже не скрывают, что играют на понижение. Но обменный курс - величина относительная, а значит ослаблять все валюты мира просто технически невозможно.

От того, как в ближайшие годы будет разрешен этот экономический парадокс, зависят перспективы роста мирового ВВП и распределение доходов в глобальной системе, пишет Эль Эриан.

Разоряя соседа, разоряешь и себя

Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что валюты могут снижаться по отношению к стоимости золота, земли и других реальных активов, но по определению они не могут падать одновременно по отношению друг к другу. Если одна валюта дешевеет, значит, другая растет в цене. Здесь-то и начинается самое интересное и самое опасное, считает Эль Эриан.

В современном мире нет сколь либо значимой группы стран, заинтересованной в укреплении национальной валюты. Кто-то активно и открыто стремится к снижению курса, кто-то делает это более тонко и незаметно. Похоже, одна лишь еврозона пока готова принимать все последствия таких игр на себя, точнее, перекладывая их на курс единой валюты.

Существует множество исследований о том, почему политика "разори соседа" вредна для всех. Однако одно за другим государства затягивает в эту игру, которая представляет серьезную угрозу для всей мировой экономики. И самое плохое, что этот процесс не воспринимается серьезно на международном уровне и отсутствует в повестке дня влиятельных организаций.

Валютные войны - обратная сторона стимулирования экономического роста

Но если все же есть желание избежать серьезного ущерба для экономики, нужно понять, как будет дальше развиваться ситуация. Наиболее вероятный сценарий выглядит следующим образом:

  • Угроза замедления экономического роста и скачка безработицы на фоне бездействия правительств вынуждает какой-нибудь крупный центробанк, например ФРС, прибегнуть к монетарным методам стимулирования. Что мы и наблюдаем в реальности.
  • Бен Бернанке, председатель ФРС, в декабре вновь заявил о том, что инвесторов нужно "склонять" к риску. Это при нулевых ставках можно сделать, например, обеспечив "искусственный" рост активов в цене через вливание дополнительных средств на рынок. Таким образом будут простимулированы потребление, инвестиционные расходы и создание рабочих мест.

Центральные банки, проводящие программы стимулирования, расширяют балансы, и, при этом, немного разогревают инфляцию, вбрасывая новые порции денег на рынок. Расширение балансов центральных банков, таким образом, - мощное оружие валютных войн. Тот, кто его не использует, проигрывает, как, например, проигрывает евро, достигнувшее недавно 30-месячного максимума к доллару.

Баланс ЕЦБ сокращается, а курс евро - растет

Но на практике все оказывается не так просто. Обычно часть ликвидности, предоставленной ФРС или, например, банком Японии, перетекает на рынки других стран, провоцируя приток капитала в развивающиеся страны - ведь инвесторы любят делать ставку на высокую доходность, а здесь она как раз такова - в соответствие с риском. Осложняет ситуацию и тот факт, что эти потоки капитала быстро теряют связь с экономикой и финансами стран-получателей, превращаясь в источник спекулятивного дохода за счет необоснованного роста курса их валют.

Неудивительно, что все больше и больше правительств обеспокоены укреплением курса национальной валюты - ведь это бьет по конкурентоспособности промышленности и сферы услуг. И у властей все новых стран не остается другого выхода, кроме как начинать активно противостоять росту стоимости валюты или хотя бы замедлить процесс ее укрепления.

Решить проблему можно, только если центробанкам удастся договориться о согласованности своих действий и если власти стран осознают необходимость координации движения валютных курсов, заключает известный инвестор.

Война на словах, а не на деле

Когда официальные лица говорят о зависимости валюты от состояния рынков, они чаще всего имеют в виду состояние торгового баланса, объясняет Марк Чандлер, руководитель департамента валютных стратегий Brown Brothers Harriman - старейшего частного банка США.

Та же Япония с торгового профицита скатилась к дефициту. С учетом сезонного фактора сальдо торгового баланса перестало быть положительным с февраля 2011 года. В годовом выражении экспорт снижается с мая прошлого года. По расчетам ОЭСР на основе паритета покупательной способности иена сейчас переоценена почти на 15%.

  • В этой ситуации непонятно одно - почему у мирового сообщества вызывают негодование действия японского правительства, но они не обрушивают свой гнев на Швейцарию, которая в данной истории сыграла роль провокатора?
  • Швейцарский центробанк в конце 2011 г., чтобы предотвратить укрепление франка, привязал его курс к евро, практически мгновенно снизив стоимость национальной валюты относительно других ведущих валют. Если бы этого не произошло, Япония бы сейчас не была вынуждена идти на ослабление иены, считает Чандлер.

Тем не менее, настоящая валютная война миру вряд ли грозит - пока эта угроза остается на уровне слов. Глобальный экономический кризис синхронизировал замедление экономик и привел к общему ослаблению денежно-кредитной политики в мире. На ближайшем саммите стран "большой двадцатки", скорее всего, будет официальна подтверждена приверженность ведущих мировых экономик рыночным принципам формирования курса валют, что сильно ограничит Японию в выборе действий по ослаблению иены. К тому же, крупнейший торговый партнер страны и главный региональный соперник - Китай, - публично не выразил никаких претензий к заявлениям японских властей.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });