Сбер покупает "Яндекс.Деньги"
В среду будет подписано соглашение о покупке Сбербанком платежной системы "Яндекс.Деньги". Банк приобретает 75% минус 1 доля в ее капитале за $60 миллионов
Москва. 19 декабря. INTERAX.RU - Сбербанк покупает у "Яндекса" 75% минус 1 доля в капитале сервиса "Яндекс.Деньги" за $60 миллионов. Вся компания оценена приблизительно в $80 млн, сообщил журналистам глава "Яндекса" Аркадий Волож. Интернет-поисковик останется владельцем блокирующего пакета сервиса.
Соглашение о продаже доли в "Яндекс.Деньги" подписано в среду. Завершение сделки планируется на I квартал 2013 года. "Срок закрытия зависит от выполнения обычных для подобных сделок процедур, включая получение необходимых одобрений от регуляторов", - отмечается в совместном пресс-релизе компаний.
После сделки сервисом "Яндекс.Деньги" продолжит руководить Евгения Завалишина. В состав совета директоров войдут три представителя Сбербанка России (Денис Бугров, Виктор Орловский и Александр Торбахов) и два представителя "Яндекса" (Аркадий Волож и Евгения Завалишина).
Долгие поиски
"Около год назад мы стали искать партнера, с которым могли бы развивать сервис в офлайне, - сообщил глава "Яндекса" Аркадий Волож на встрече с журналистами в среду. - Изначально "Яндекс.Деньги" росли на сотни процентов, потом на 100%, потом все меньше и меньше - интернет-рынок для продуктов компании конечен. При совмещении возможностей "Яндекс.Денег" и стратегического офлайн-партнера рынок для новых совместных продуктов может быть бесконечным".
По словам Воложа, разговаривали о партнерстве в рамках "Яндекс.Денег" со многими игроками, но посчитали, что Сбербанк будет лучшим партнером для следующего этапа развития сервиса.
Завалишина в свою очередь рассказала, что в компанию приходили в том числе финансовые инвесторы, предлагавшие за "Яндекс.Деньги" более значительные суммы. "Но нам требовался именно стратегический, а не финансовый партнер", - сказала она.
Помимо финансовых инвесторов платежным сервисом "Яндекса" интересовались и другие игроки рынка - зарубежные банки, платежные системы, системы электронных денег. "Финальный выбор мы делали между Сбербанком и одним из зарубежных игроков, отметила Е.Завалишина. - Выбор в пользу Сбербанка был сделан потому, что в этом случае мы можем сразу переходить к созданию новых продуктов, а не выстраиванию в России совместного бизнеса с новым партнером".
"У коллег из банка есть огромный опыт и экспертиза в финансах, десятки миллионов клиентов, многие из которых еще плохо знакомы с интернетом. У Яндекса же - десятки миллионов интернет-пользователей и богатый опыт разработки массовых сервисов. Объединив усилия, мы сможем создавать уникальные продукты для всех", -приведены в пресс-релизе банка и поисковика слова Завалишиной.
"Яндекс" - одна из самых успешных российских компаний. Внимательно смотрим на развитие "Яндекса" и стараемся помогать ему развивать свои продукты", - заявил Греф журналистам на мероприятии, посвященном подписанию соглашения по "Яндекс.Деньги".
"Увеличение присутствия в цифровом пространстве и развитие онлайн-решений - одно из приоритетных направлений деятельности Сбербанка России. И в лице "Яндекса" мы нашли лучшего партнера для того, чтобы существенно усилить свою позицию на быстрорастущем рынке электронной коммерции и интернет-платежей", - приводятся в пресс-релизе слова Грефа.
Советниками Сбербанка по сделке выступили Sberbank CIB (финансовый советник), White & Case (юридический советник), KPMG (прединвестиционная финансовая, налоговая, коммерческая и ИТ-проверка). Советниками "Яндекса" - Morgan Stanley (финансовый советник), WilmerHale и "Ласета Партнерc" (юридический советник).
Большое будущее
"Технические специалисты "Яндекс.Денег" и Сбербанка уже начали подготовку к реализации совместных проектов. Новые продукты будут выпускаться под брендом и на основе технологий "Яндекс.Денег". После закрытия сделки пользователи money.yandex.ru останутся клиентами небанковской кредитной организации "Яндекс.Деньги", действующей на основании лицензии Банка России", - говорится в совместном сообщении партнеров.
Как сообщалось ранее, "Яндекс.Деньги" получили статус НКО в III квартале этого года.
Новые продукты компания планирует начать запускать в 2013 году. О самих продуктах и сроках их запуска представители компаний рассказать отказались. "Чтобы выйти на новый уровень - нужно предложить продукты, интересные нашим мамам, тетям и бабушкам, - считает Е.Завалишина. - Пока таких продуктов нет, но мы теперь представляем, как их можно создать".
По словам вице-президента Сбербанка Дениса Бугрова, банк заинтересован в запуске сервисов, популяризующих электронные платежи: денежные переводы между гражданами (pear2pear), платежные сервисы в области электронной коммерции.
По словам Д.Бугрова, Сбербанк и ранее искал возможность выхода на рынок электронных денег. В частности, рассматривал возможность приобретения зарубежных игроков. "Но посмотрели на "Яндекс.Деньги" и свернули поиск", - сказал он.
Параметры совместно разработанного среднесрочного плана развития "Яндекс.Денег" участники сделки не раскрывают. В то же время Бугров отметил, что банк видит "двукратный потенциал от синергии наших возможностей".
"Сделка, очевидно, очень сильно усилит позиции "Яндекс.Денег" на рынке, поскольку сервис получит доступ к инфраструктуре Сбербанка - его банкоматам, клиентской базе, карточным продуктам и прочее. Сбербанк, в свою очередь, за счет сделки получает доступ к многомиллионной аудитории "Яндекса", что открывает широкие возможности для кросс-продаж его продуктов", - прокомментировал "Интерфаксу" сделку один из основателей проекта PayCash (впоследствии "Яндекс.Деньги") и председатель ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.
Он добавил между тем, что быстрых качественных изменений на рынке ждать не стоит. "У других игроков есть свои инфраструктурные плюсы", - отметил он.
Сильными сторонами двух других крупнейших сервисов на рынке электронных денег участники рынка традиционно называют большую сеть терминалов у WebMoney и широкую линейка продуктов у Qiwi-Кошелек.
"Покупка сервиса "Яндекс.Деньги" является не только выходом Сбербанка на данный рынок, но и вообще первым случаем покупки подобного сервиса крупным игроком. Очевидно, что с выходом крупнейшего банка страны в сегмент электронных денег можно ожидать усиления конкуренции на данном рынке, что всегда является благом для конечного потребителя, так как приводит к улучшению качества и снижению стоимости услуг", - полагает председатель совета директоров Qiwi-банка (входит в группу Qiwi) Борис Ким.
"Вместе с тем, я не ожидаю, что данная сделка окажет непосредственное влияние на планы развития бизнеса сервиса электронных денег Qiwi-Кошелек. Осенью Qiwi-Кошелек заключил рамочное соглашение о сотрудничестве с платежной системой Visa, что отражает развитие масштабов бизнеса нашей компании", - отметил Ким.