ВТО: грядет новый торговый бум
Вступление в ВТО вызовет всплеск торговли, а отрасли, которые попадут под защиту государства, могут выйти из победителями из конкуренции с иностранцами
Москва. 20 августа. FINMARKET.RU - Аналитики "Тройки Диалог" решили, что в оценках последствий вступления России в ВТО пора перейти от теории к конкретике, и назвать, наконец, конкретные компании, которые выиграют (или проиграют) от этого процесса. Что касается теории, то все необходимые реформы, которые должны заставить ВТО работать на Россию, рано или поздно будут проведены, уверены аналитики.
После этого главными победителями станут розничные сети, например, М. Видео, Дикси, X5 и "Магнит" - их ожидает прибыль от снижения цен на импортные товары и роста реальных зарплат их клиентов. Кроме них выиграют некоторые транспортные компании и, как ни странно, сельхозпроизводители.
Экономика станет более привлекательной
Традиционно во всех странах вступление в ВТО встречают с большим скепсисом. Однако в большинстве стран оно заставляет провести реформы и делает эффективными местных производителей, которым приходится конкурировать в иностранцами. В итоге, это приводит к притоку иностранных инвестиций.
- Все 15 стран с переходной экономикой, которые присоединились к ВТО, в итоге провели более глубокие институциональные реформы, чем те, которые они планировали до вступления в организацию.
- Аналогично, вступление в ВТО может способствовать повышению эффективности российской системы регулирования экономики - это привлечет иностранных инвесторов. ВТО задает определенную программу действий.
- Российским компаниям также придется повышать эффективность из-за возросшей конкуренции с иностранцами.
- Увы, основные проблемы Россия - повальная коррупция, агрессивная бюрократия, правовой нигилизм и противодействие реформам, - ВТО никак не регулируются, но без их решения вступление в ВТО даст мизерный эффект.
Россия в связи с вступлением в ВТО берет на себя несколько ключевых обязательств:
- Средняя ставка таможенного тарифа будет снижена с 11,7% до 7,8%. Китай, например, смог выторговать для себя более выгодный тариф - 9,1%, а Латвия - 9,4%.
- Средневзвешенный тариф уменьшится с 12,4% до 6,5%. Это связано со значительным снижением тарифов на импорт пищевых продуктов, занимающих значительную долю в российском импорте.
- Треть тарифов будет снижена после вступления в ВТО, четверть - спустя три года, а остальные - через несколько лет. Наиболее долгие переходные периоды правительство выторговало для автомобилестроения, сельского хозяйства и страхования. Филиалы зарубежных страховых фирм будут допущены на российский рынок лишь в августе 2021 года.
Тарифы на некоторые продукты будут радикально снижены
Немедленная, но небольшая выгода
Три отрасли российской промышленности должны были получить немедленную выгоду от вступления России в ВТО. Это - черная и цветная металлургия, а также химическая промышленность. Другие страны будут вынуждены отменить запретительные пошлины на ввоз российской продукции, а российские власти снизить экспортные пошлины.
Правда, на деле это не приведет к резкому роста российского экспорта, ведь из-за замедления мировой экономики и потребления даже существующие сейчас квоты не выбираются.
ВТО - двигатель торговли
Предприятия торговли в наибольшей мере выиграют от вступления в ВТО: сразу же снизятся импортные пошлины, а также ограничения на ввоз некоторых продуктов питания.
Потребительский сектор ждет резкое сокращение тарифов
Дикси, М.Видео, Магнит, О'Кей, X5 Retail Group и Росинтер. Компании будут меньше тратить на закупку импортной продукции, однако рентабельность продаж вряд ли изменится - розничную стоимость товаров на российском рынке им придется снизить.
Но одновременно из-за вступления страны в ВТО вырастут зарплаты - причем как низкоквалифицированным рабочим, так и профессионалам с высокой квалификацией - их будут нанимать иностранные компании, приходящие в Россию. Это может привести к новому потребительскому буму. Потребители выиграют даже больше, чем продавцы - на рынке станет больше товаров высокого качества по более низкой цене.
"Аэрофлот", Глобалтранс, ТрансКонтейнер и Global Ports. От снижения пошлин также выиграют транспортные компании, которые получат возможность покупать более дешевое оборудование, средние ставки на которое упадут с 8,3% до 7,6%.
Группа ЛСР, ПИК, Мостотрест и другие. Также от вступления в ВТО выиграют строительные компании, которые смогут покупать более дешевые импортные материалы. Ставки на них сейчас в некоторых случаях достигают 20%, после вступления в ВТО они снизятся до 9%. Это совпадет с ростом инвестиций в строительство объектов к Олимпиаде в Сочи и Чемпионату мира-2018.
Борцы за выживание
ГМС, "Разгуляй", "Черкизово". С трудностями столкнутся компании и отрасли, впрямую конкурирующие с иностранными товарами на внутреннем рынке, но сейчас защищенные высокими импортными тарифами - пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность и производство строительных материалов.
На какое-то время компании из этих секторов воздержатся от инвестиций - пока не поймут, чем им грозит вступление в ВТО.
- Будущее каждой компании зависит от того, как она отреагирует на изменившиеся условия - для многих из них вступление в ВТО может началом бума.
- Сельское хозяйство. Средняя пошлина на импорт продовольствия снизится за 8 лет с 13,2% до 10,8%.
- Правительство также отказалось от прямого субсидирования отрасли, например, от скидок на топливо для сельхозпроизводителей (раньше скидка составляла 30%, благодаря этому в 2011 году отрасль сэкономила $780 млн) и от скидки на удобрения (в 2011 году - $117млн).
- Вместо этого будет введено целевое субсидирование, например, на улучшение качества молочной продукции. В 2013 году сельское хозяйство получит субсидий на сумму $9 млрд, а к 2018 году размер субсидий снизится до $4,4 млрд.
- У предприятий сельского хозяйства появится возможность также импортировать и более дешевую технику.
- В долгосрочной перспективе, если инвестиционная программа правительства будет реализована, то привлекательность сельского хозяйства резко повысится.
- От этого выиграют не только производители сельскохозяйственной продукции, но и, например, производители удобрений "Уралкалий" и "Акрон". У обеих компаний есть программы расширения производства и развития, а у "Уралкалия" - свободные производственные мощности, которые он мог бы загрузить.
Автомобилестроение. Россия может стать крупнейшим рынком по продажам автомобилей - в 2012 году продажи составит 3 млн против 2,7 млн в 2011 году. Тарифы на импорт легковых автомобилей снизятся с 30-35% до 15% к 2018 году, а подержанных - с 30% до 20%. Однако автопроизводители будут защищены новыми мерами вроде повышенных ставок сбора на утилизацию автомобилей для импортных машин.
- Главным пострадавшим станет Группа ГАЗ, на долю которой приходится 50% рынка легковых коммерческих автомобилей, тарифы на которые сразу после вступления в ВТО снизятся с 30% до 10%.
- В долгосрочной перспективе на отрасли благоприятно скажется стремление государства локализировать производства. От этого выиграют производители стали, прежде всего, ММК.
Вступление в ВТО не отразится на банках и на нефтегазовым секторе. Например, в России так и не разрешено будет напрямую работать зарубежным филиалам банков, так что от вступления в ВТО в банковской сфере мало что изменится. То же касается и нефтегазового сектора: монополии "Газпрома" и положению нефтяных компаний ничто не угрожает.
/Финмаркет/