Цена кризиса - 46 рублей за доллар
Минэкономразвития разработало сценарий кризиса при падении цен на нефть до $60 за баррель. Главное отличие от катастрофы 2009 года - более масштабная девальвация, которая спасет бюджет и позволит государству потратиться на смягчение последствий спада
Москва. 4 августа. FINMARKET.RU - Основой антикризисной программы правительства должен стать специальный вариант бюджета на случай резкого падения цен на нефть (он должен быть готов к концу августа). Поскольку доходы от продажи нефти составляют сейчас половину всех доходов бюджета, считалось, что кризисное планирование выльется в тяжелую и безрадостную резню расходов. Однако Минэкономразвития, которому была поручена вся предварительная работа, разработало сценарий, при котором бюджет будет тратить даже больше, чем при высоких ценах на нефть (копия документа имеется в распоряжении "Финмаркета"). И это, по замыслу министра Андрея Белоусова, должно сгладить последствия кризиса для экономики. Оплатить операцию придется населению, которому придется минимум год прожить с курсом 46 рублей за доллар и инфляцией почти в 12%, подсчитало министерство. Два сценария кризиса Наряду с базовым "умеренно-оптимистичным" сценарием (он заложен в проект "обычного", не антикризисного бюджета), Минэкономразвития разработало два сценария разной степени пессимистичности. О том, какой из трех вариантов более реалистичен, сейчас остается только спорить. "Оптимистичный вариант" предполагает, что:- Европа каким-то чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса.
- для этого членам Еврозоны нужно пройти между Сциллой и Харибдой - ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны, позволило снизить цену заимствований, а с другой, не подорвало окончательно экономический рост.
- причем все страны должны действовать согласовано вне зависимости от их совершенно разных экономических интересов и политических проблем.
- тогда мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.
Согласно сценарию "мягкого кризиса" (в документе Минэкономразвития он именуется "вариант А"):
- остановить разрастание долгового кризиса не удастся. То та, то другая страна, охваченная рецессией, будет испытывать трудности с выплатой долга. Попытки бюджетной консолидации (снижения дефицита бюджета) будут загонять страны еще глубже в рецессию. Пострадает не только юг Европы, но и развитые экономики центра и севера.
- однако европейским лидерам удастся договориться о плане спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и поддерживая спрос.
- некоторые экономики продолжат расти и станут точками опоры для бедствующего континента, что предотвратит перерастание кризиса в неконтролируемый процесс.
- закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в 0,3-0,7% после 2014 года). Сильно пострадают от падения спроса и недостатка банковского фондирования страны СНГ и Восточной Европы. БРИК и США также замедлятся, а цена на нефть на некоторое время упадет до $75-80, но затем вновь начнет расти.
- темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться до 0,5-1,2%, а затем выйдет на траекторию 3-3,7% в год.
- курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей, инфляция (не надолго) вырастет до 8,6%, темпы роста доходов населения снизятся в реальном выражении до 1%.
Наконец, разработан сценарий А2, в общих чертах повторяющий показатели глобального кризиса 2008-2009 годов. По нему:
- бедствующие страны ЕС не могут восстановить платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а европейские лидеры - договориться о спасении евро.
- стоимость гособлигаций падает, что вызывает острый кризис банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис распространяется на весь ЕС.
- ЕЦБ и антикризисные фонды не могут действовать из-за разногласий политиков. В результате после долгих и безуспешны переговоров, богатые страны Европы предпочитают договориться о новом монетарном союзе без участия "слабых", нежели жертвовать своими интересами ради их спасения. Администрация США не вмешивается и наблюдает за падением Европы со стороны.
- потери банков США, БРИК и Японии также велики. Мировая экономика растет всего 1,2%, экономика ЕС падает на 2,8% и долго не может восстановиться, в США также начинается рецессия.
- происходит резкое падение цен на нефть. Это связано не только с падением спроса со стороны США, Китая, Индии и Европы, но и с действиями инвесторов на рынке производных нефтяных бумаг. Главные среди них - Morgan Stanley и Goldman Sachs, потеряв деньги в Европе, начнут выводить инвестиции и из нефтяных бумаг, что вызовет обвал цен на сырье.
- цены падают ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года. Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в 2009 году - $60.
Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не прекратятся вовсе. Причина - балансирующий механизм в виде гибкого курса рубля и готовность государства (по крайней мере в лице Минэкономразвития) этот механизм применить на полную мощность. Девальвация, по подсчетам министерства, в этом случае будет намного глубже, чем в 2009 году, когда ЦБ и правительства боролись за крепкий рубль до последнего, потратив $200 млрд. На сей раз, по мнению министерства, ЦБ будет сторонним наблюдателем роста доллара (15-16% в реальном выражении против 5,6% в 2009 году) и займется минимизацией последствий повышения инфляции (почти 12%). Доллар будет стоить 46 рублей.
- Безработица вырастет меньше, чем в 2009-ом, а вот реальные доходы населения упадут (в 2009 году наблюдался их слабый, но рост).
- Как и 4 года назад, в 2013-ом вырастет склонность к сбережениям (причем граждане из-за девальвации будут предпочитать долларовые активы, что усилит отток капитала).
- Потребительская активность, а вместе с ней и торговля, напротив, упадут.
- Отток капитала ($80 млрд за год) и снижение экспорта не приведут к тому, что в стране впервые за долгие годы станет отрицательным текущий счет - после девальвации импорт просто рухнет, что обеспечит сохранение торгового профицита.
Восстановление не займет 3 года, как в прошлый раз - уже через год, как только начнут расти цены на нефть (из-за снижения добычи странами ОПЕК), основные параметры "полета" будут в норме. Рост уже в 2014 году может составить 2-2,9%. Проблема только в том, что граждане и бизнес дорого заплатят за кризис - доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем были бы в случае отсутствия кризиса, что, как пишет Минэкономразвития, вызовет "нежелательные социальные последствия". Но, если положение граждан, вынужденных платить "инфляционный и девальвационный налоги", ухудшится, то положение бюджета, напротив улучшится. А потому министерство предлагает использовать бюджет для смягчения последствий кризиса. Бюджетный маневр в условиях турбулентности Доходы бюджета из-за снижения цен на нефть упадут в обоих сценариях кризиса.
- Снижение на $1 цены на нефть означает для российского бюджета потери в 70-75 млрд руб (по оценке Минэкономразвития)
- Следовательно, по "варианту А" (падение цен на нефть до $80 за баррель) казна должна потерять около 1,4 трлн руб, а по "варианту А2" ($60 за баррель) - почти 3 трлн руб. Однако из-за девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся значительно ниже.
- При "мягком кризисе" бюджет потеряет 150 - 300 млрд рублей, при "жестком" - 1,1 - 1,2 трлн рублей.
- Возникший дефицит бюджета будет покрыт за счет резервов, как и в 2009 году. "Вариант А2" за год уменьшит их, как минимум, на четверть: сейчас там примерно 4,6 трлн рублей, а останется около 3 трлн.
- Но Минэкономразвития считает, что бюджет в кризис может потратить и больше, чем запланировано на случай, если этого кризиса не будет.
- В 2009 году антикризисная программа обошлась правительству в 1 трлн рублей, сейчас она будет намного дороже.
- Только индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетников, исходя из инфляции на уровне 11% в год, потребует около 1,5 трлн рублей. Вслед за зарплатами бюджетников вырастут и зарплаты в других отраслях. Это простимулирует спрос и торговлю.
- Увеличение госинвестиций будет стоить еще столько же. Госинвестиции смогут частично возместить потери от уменьшения инвестиционной активности бизнеса и снижения кредитования.
- спад ВВП в 2013 году будет на 0,6 п.п. меньше
- падение инвестиций - на 2,3 п.п. меньше
- спад в торговле - на 1,2 п.п. меньше
макропоказатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Цены на нефть Urals (мировые в долл./баррель) | ||||
"Обычный" бюджет на 2013-15 годы | 115 | 97 | 101 | 104 |
Вариант А | 102 | 80 | 93 | 100 |
Вариант А2 | 102 | 60 | 75 | 85 |
Валовой внутренний продукт, в % | ||||
"Обычный бюджет" | 3,4 | 3,8 | 4,4 | 4,7 |
Вариант А | 3,2 | 0,5 | 2,2 | 3,1 |
Вариант А2 | 3,2 | -2,7 | 2,0 | 2,9 |
Курс доллара среднегодовой, рублей за доллар | ||||
"Обычный бюджет" | 29,2 | 29,7 | 30,5 | 31,5 |
Вариант А | 32,1 | 37,2 | 35,9 | 34,8 |
Вариант А2 | 32,1 | 45,9 | 44,8 | 41,7 |
Инфляция, в % | ||||
"Обычный бюджет" | 4,8 | 6,2 | 5,2 | 4,9 |
Вариант А | 5,1 | 8,6 | 7,0 | 5,1 |
Вариант А2 | 5,1 | 11,9 | 7,4 | 5,1 |
Реальные доходы населения, в % | ||||
"Обычный бюджет" | 5,0 | 4,5 | 5,3 | 5,2 |
Вариант А | 3,8 | 1,0 | 2,2 | 4,1 |
Вариант А2 | 3,8 | -3,7 | 1,2 | 3,3 |
Инвестиции в основной капитал, в % | ||||
"Обычный бюджет" | 6,6 | 6,4 | 7,3 | 7,8 |
Вариант А | 4,7 | 0,2 | 4,0 | 7,1 |
Вариант А2 | 4,7 | -9,1 | 3,7 | 7,0 |
Приток (+)/отток (-) в млрд долл. | ||||
"Обычный бюджет" | -25 | 15 | 30 | 40 |
Вариант А | -60-70 | -50 | 0 | 0 |
Вариант А2 | -60-70 | -80 | -20 | 0 |