Volkswagen обогнал всех
В 2011 году Volkswagen стал лидером авторынка РФ по выручке, опередив Toyota и "АвтоВАЗ". Аналитики уверены, что и по итогам 2012 года до уровня Volkswagen, скорее всего, никто не доберется
Москва. 25 июля. INTERFAX.RU - Российский авторынок в 2011 году получил нового лидера в денежном выражении - им стал германский концерн Volkswagen, свидетельствуют данные базы "СПАРК-Интерфакс". Флагман отечественного производства "АвтоВАЗ" с первого места откатился на третье, пропустив вперед еще и Toyota.
Народный автомобильРоссийская "дочка" VW - ООО "Фольксваген Груп Рус" - в 2011 г. увеличила выручку на 67%, до 192,1 млрд со 115 млрд рублей.
ООО "Тойота Мотор", импортер автомобилей Toyota и Lexus и запчастей к ним, в прошлом году также показало впечатляющие темпы роста, однако увеличение выручки на 47% - с 122,85 млрд до 180,88 млрд рублей - позволило компании лишь отстоять прошлогоднее второе место. Прежний лидер "АвтоВАЗ", который один раз уже терял первую позицию (в 2008 г ее заняла та же Toyota), с показателем 175 млрд рублей стал третьим. Впрочем, если суммировать показатели всех членов альянса "АвтоВАЗ" - Renault - Nissan, все конкуренты останутся далеко позади
"Дочка" Nissan - ООО "Нисан Мэнуфэкчуринг Рус" - в 2011 г получила 97,8 млрд выручки (сравнение с 2010 г нерепрезентативно, так в 2011 г компания присоединила ООО "Нисан Мотор", которое раньше генерировало основную выручку концерна в России).
Практически вдвое - до 90,35 млрд с 46,3 млрд рублей - выросла выручка "дочки" Hyundai ООО "Хенде Мотор СНГ". Почти идентичный результат у партнера Hyundai - группы Kia, чья дочерняя компания ООО "Киа Моторс Рус" получила 89,1 млрд рублей выручки (правда, при более скромных темпах роста).
ЗАО "Форд Мотор Компани" нарастило выручку на 34,5% - до 74,8 млрд рублей. Еще 24,3 млрд в 2011 г пришлось на СП Ford с "Соллерсом" - ООО "Форд Соллерс Холдинг", которое с прошлого октября отвечает за производство, продажу и обслуживание автомобилей марки Ford в РФ.
"Дочка" Renault - ОАО "Автофрамос" - в 2011 г увеличила выручку на 73%, до 62,8 млрд рублей.
К показателям производителей бюджетных моделей приблизился Mercedes - выручка ЗАО "Мерседес-Бенц Рус" в 2011 г выросла на 43,5%, до 78,5 млрд рублей. Темпы роста у BMW были ниже (+30%, до 60 млрд рублей), однако именно ООО "БМВ Русланд Трейдинг" показало наилучшую на рынке рентабельность - 9,4% по чистой прибыли.
По-прежнему далеко от докризисных показателей ООО "Хонда Мотор Рус", которое в прошлом году увеличило продажи на скромные по меркам рынка 17% - до 22,7 млрд рублей, тогда как в 2008 году выручка компании составила 61,7 млрд.
Лидер надолго?
Отстав от конкурентов с более широким модельным рядом по объему выручки, по количеству проданных автомобилей "АвтоВАЗ" остается безусловным лидером - 578 тыс. штук в 2011 году (рост на 11%, вместе с партнерами по альянсу Renault-Nissan - 879 тыс.).
Показатель группы Volkswagen - 228,8 тыс. машин (+74%), GM - 243,2 тыс. (+53%), Hyundai - 163,5 тыс. (+88%), Kia - 152,9 тыс. (+47%), группы Toyota - 133,2 тыс. (+48%), Ford - 118 тыс. (+31%).
По мнению Дмитрия Баранова из ИК "Финам", перед "АвтоВАЗом" не стоит задача соревноваться с иностранными автопроизводителями по выручке. "Для "АвтоВАЗа" гораздо важнее, что компания показывает прибыль, гасит долги, перестраивает работу под западные стандарты", - считает аналитик. Шансов угнаться за VW у российского гиганта немного. "АвтоВАЗ" позиционирует себя как производитель массового автомобиля, и количество проданных машин у компании на российском рынке гораздо больше, чем у Volkswagen. Но стоимость автомобилей у германского производителя гораздо выше, и "АвтоВАЗ" даже за счет массовости не сможет перебить Volkswagen", - сказал он.
VW и по итогам текущего года останется лидером российского рынка, считает Д.Баранов. "В 2012 году до уровня Volkswagen, скорее всего, никто не доберется", - полагает аналитик, отмечая при этом, что рынок насыщается, и самому Volkswagen будет трудно повторить свой рекорд по темпам роста.
Позиции VW прочны, согласен Михаил Пак из "Атона". "В этом году Volkswagen продолжает наращивать продажи - рост на 58% за первое полугодие, поэтому не думаю, что он упустит пальму первенства", - сказал аналитик.
Финрезультаты некоторых дочерних компаний зарубежных автоконцернов в РФ, "АвтоВАЗа", "Автотора" и "ТагАЗа", РСБУ:
Название компании | Выручка, 2011 г, млрд руб. | Чистая прибыль (убыток), 2011 г, млрд руб. | Выручка, 2010 г, млрд руб. | Чистая прибыль (убыток), 2010 г, млрд руб. |
Фольксваген Груп Рус | 192,16 | 1,85 | 115,03 | 0,47 |
Тойота Мотор | 180,88 | 5,94 | 122,86 | 7,12 |
АвтоВАЗ | 174,84 | 3,1 | 137,94 | 2,11 |
Нисан Мэнуфэкчуринг Рус* | 97,82 | 2,34 | 21,09 | 0,22 |
Хендэ Мотор СНГ | 90,35 | 3,58 | 46,31 | 0,54 |
Киа Моторс Рус | 89,08 | 5,03 | 61,56 | 2,78 |
Мерседес-Бенц Рус | 78,53 | 4,77 | 54,74 | 3,26 |
Автофрамос | 62,86 | 3,75 | 36,22 | 4,20 |
БМВ Русланд Трейдинг | 59,96 | 5,65 | 46,24 | 3,62 |
Форд Мотор Компани** | 55,49 | 4,03 | 55,49 | 4,03 |
Джи Эм Авто | 30,02 | (2,18) | 13,27 | (3,52) |
Автотор | 25,72 | 0,04 | 16,19 | 0,01 |
Хонда Мотор Рус | 22,72 | 0,51 | 19,46 | 0,33 |
Джи Эм - АвтоВАЗ | 21,51 | 2,6 | 13,31 | 1,35 |
ТагАЗ | 13,59 | 0,3 | 14,15 | (0,50) |
Субару Мотор | 13,52 | 0,9 | 8,82 | (0,26) |
* - показатели 2010 года - без учета ООО "Нисан Мотор"
** - выручка и чистая прибыль ООО "Форд Соллерс Холдинг" за 2011 г. - 24,34 млрд и 1 млрд руб. соответственно