БРИК не смогут спасти мир от нового кризиса
Россия, Индия, Китай и Бразилия уже вытащили планету из рецессии во время прошлого кризиса, но шансов повторить этот трюк нет: у них слишком мало денег и слишком много своих проблем
Пекин. 23 июля. FINMARKET.RU - Четыре года назад страны БРИК, как по команде, почти одновременно запустили масштабные программы стимулирования своих экономик. Это и спасло мировую экономику от разрастания кризиса: снова выросли цены на сырье, спрос получил мощный импульс, международная торговля начала оживать.
На этот раз все будет совсем по-другому, уверены аналитики банка HSBC во главе с Карен Уорд. Страны БРИК расплатились за стимулирующие пакеты ростом инфляции и пузырями на своих рынках и повторить это, даже во имя блага всей планеты, они не смогут.
Страны БРИК не станут драйвером новой волны роста
Дело в том, что изменилась не только общая экономическая ситуация, но и сами страны БРИК. Их экономики уже не могут генерировать рост, прибыли, выпуск с такой же скоростью, как и четыре года назад.
1. Фундаментальные показатели экономики в 2008-2009 у развивающихся стран были намного сильнее, чем у развитых. Это касается балансов банков, корпораций и домохозяйств.
- Сейчас эта ситуация изменилась и стимулирование для некоторых стран невозможно. Например, в Индии приближается конец кредитного цикла, страна уже столкнулась с двойным дефицитом - счета текущих операций и бюджета.
- Снизились предельные доходы от производства продукции в странах БРИК. Потенциал их роста теперь намного меньше. Рост можно искусственно стимулировать, но платить за это надо будет ростом инфляции и политической стабильностью.
- На рынках труда стран БРИК больше нет неограниченного предложения: безработица в этих страна остается рекордно низкой, компании поднимают зарплаты, чтобы привлечь новых сотрудников. В наибольшей степени от этого страдает Бразилия, но похожая ситуация уже наблюдается в Индии и России: рост зарплат в этих странах приведет лишь к росту инфляции.
- У Китая, правда, возможность увеличивать выпуск за счет роста зарплат остается. Более того, стране это поможет быстрее перейти к модели экономики, основанной на спросе.
2. Стимулирование было щедрым и быстрым. Пакеты стимулирующих мер были очень большими и доставлялись очень быстро, например, один Китай потратил на стимулирование 4 млрд юаней. Это помогло уже к концу 2009 году восстановить внутренний спрос в стране.
Такие масштабные меры по стимулированию экономики сейчас не возможны
Новые программы будут значительно меньше по объему, а регуляторы будут тратить больше времени на их подготовку и реализацию. Осмотрительность необходима: обратная сторона стимулирования - это инфляция и пузыри на стимулируемых рынках.
3. Новизна мер. Меры стимулирования были новы для мировой экономики и в целом имели достаточно четкие цели. Помогли и потоки дешевых денег из западных стран благодаря снижению процентной ставки до нуля, например, бразильцы впервые смогли получить дешевые кредиты.
4. Спрос на сырье. Программы стимулирования увеличили спроса на сырье и привели к росту торговли между развивающимися странами.
- Сейчас увеличивать эту торговлю развивающимся странам невыгодно: из-за инфляции и перекосов в торговых балансах.
- Китай намерен снизить зависимость роста от увеличения объема инвестиций в страну. Значит, спрос на сырье со стороны Китая снизится, а вот потребительский спрос в самом Китае - вырастет.
- У Бразилии, Индии и России совсем другая проблема. Им нужно наоборот снизить зависимость роста экономики от роста внутреннего потребления и привлекать все больше и больше инвестиций.
Стимулирование БРИК привело к росту торговли среди развивающихся стран
Россия: нет денег - нет роста
- Россия не пострадает от европейского кризиса напрямую, но основным каналом его передачи станут цены на сырье и нефть, которые заметно снизятся. Еще одним фактором замедления ВВП станет замедление роста внутреннего спроса.
- Потенциал роста российской экономики - 2,5-3%. Пока рост российской экономики выше потенциала, но, скорее всего, во второй половине года он будет либо опустится до этого уровня, либо упадет глубже. В 2013 году HSBC прогнозирует снижение роста до 2,5%.
Россию ждет замедление роста экономики и высокая инфляция
- Возможностей для стимулирования у правительства нет: бюджет страны уже исполняется с трудом, а резервов для значительных стимулирующих программ и сохранения текущего объема социальных выплат не хватит.
- Монетарное стимулирование также вряд ли возможно, инфляция уже значительно выросла в первом полугодит, а отток капитала заставляет рубль дешеветь.
- Единственный способ увеличить потенциал роста российской экономики - это реформы, которые улучшат деловой климат, снизят давление государства на экономику и уровень коррупции.
Китай: новое стимулирование спроса
- Рост Китая замедляется уже шесть месяцев подряд, во втором квартале он достиг 7,6%. Причина замедления - сокращение внешнего и внутреннего спроса. Последний стал сокращался из-за борьбы правительства Китая с инфляцией и попыток взять под контроль пузырь на рынке недвижимости. В итоге, упал не только спрос, но и инвестиции.
- Пекин уже снизил процентные ставки и ставки резервирования. До конца года Пекин еще раз снизит норму резервирования на 200 б.п., чтобы влить побольше ликвидности в экономику и заморозить выпуск векселей Народного банка Китая.
- У Китая достаточно возможностей для агрессивного снижения налогов и увеличения расходов благодаря низкому уровню долга и большим резервам. Китай уже снизил наполовину налоги для малого бизнеса. А местная налоговая инспекция объявил о новой политике по стимулированию потребления - это касается НДС, налогов на бизнес и доходы, импортных тарифов и других.
- Также правительство собирается тратить деньги на строительство новых объектов инфраструктуры и жилья.
- В итоге, второй квартал 2012 года станет циклическим дном китайского роста, который во второй половине года вновь ускорится. Во втором полугодии рост составит 8,2%, а в 2013 году - 8,8%.
Индия: европейские проблемы с азиатским колоритом
- В первом квартале рост составил всего 5,3% - это самые медленные темпы роста с 2004 года.
- Возможностей для монетарного стимулирования экономики у правительства нет: инфляция все еще остается высокой. Банк Индии ограничен в возможностях смягчить монетарную политику из-за поздней стадии кредитных циклов, дефицита счета текущих операций и низкого текущего уровня ставок.
- Правительство Индии не пыталось взять под контроль растущий дефицит страны, а также не проводило структурных реформ, например, не пыталось либерализировать цены на топливо. Сегодня госдолг Индии составляет 72% ВВП, а дефицит общего бюджета 8,9% ВВП в 2011-2012ом финансовом году. Без реформ госдолг снизить не удастся.
- Если структурные реформы все же будут проводиться, а ситуация в мире стабилизируется, то экономика Индии в 2012 году вырастет на 5,9%, а в 2013 году - на 7,1%.
Бразилия: слишком мало бразильцев для роста
- Рост ВВП Бразилии во многом пострадал от снижения цен на сырье и снижения притока прямых иностранных инвестиций.
- Бразилия стала главной среди БРИК жертвой плохой динамики рынка труда. Рост количества рабочих мест сейчас должен равняться росту численности населения - лишь этот фактор замедлит рост ВВП Бразилии на 0.8 п.п. в ближайшие годы. А рост расходов на рабочую силу снижает конкурентоспособность бразильских компаний.
- Правительство пока не осознает проблемы - они уверены, что это циклический спад, который можно преодолеть за счет очередного раунда стимулирования внутреннего спроса, как и в 2008-2009 годах. Центробанк уже снизил процентную ставку с 12,5% в августе 2011 года до 8%, а дальше, согласно прогнозу HSBC, снизит и до 7,5%. Кроме того, Минфин и ЦБ страны предпринимают шаги по снижению курса реала. Растет давление на банки, чтобы они снизили ставки по кредитам, вводятся дополнительные стимулирующие налоговые льготы, например, на покупку автомобилей.
- Власти Бразилии - единственные из БРИК, кто повторяет схему стимулирования экономики 2008-2009 годов. Но на этот раз она не сработает. Правительству нужно привлекать инвестиции, в том числе улучшая деловой климат. По прогнозу HSBC, рост экономики в этом году составит 2,5%, а в следующем - 3,8%.