Германия оплатит создание мирового Госплана
Лидеры стран ЕС, наконец, договорились: должников общими усилиями спасут, не требуя от них затянуть пояса, и тем самым выиграют немного времени, чтобы попробовать укрепить Евросоюз
Москва. 30 июня. FINMARKET.RU - Мировые рынки прожили первый счастливый день за много месяцев, отметив его бурным ростом. В столице Бельгии случилось чудо: лидеры ЕС, наконец, сели и смогли договориться о том, как они собираются спасать Европу от кризиса.
Европу зальют ликвидностью: антикризисный фонд ESM предоставит банкам неограниченные финансовые ресурсы и начнет скупать долговые бумаги стран должников. От должников не потребуют выполнять предыдущие требования ЕС и МВФ относительно бюджетной дисциплины и экономии - вместо этого они подпишут малообязывающий меморандум, касающийся, в основном, политических вопросов. И самое главное чудо - платить за все это удовольствие будет Германия.
О том, что будет дальше лидеры, кажется, договориться не смогли. Президент ЕС Херман Ван Ромпей на итоговой пресс-конференции сообщил, что часть пунктов из "плана сказочников" обсуждалась и может быть одобрена: речь идет о полномочиях европейского ЦБ и, возможно, единой системе банковского и финансового надзора.
Оптимисты считают, что новый план - это первый шаг к спасению Европы.
Прямо накануне саммита банк ING написал шесть сценариев развития кризиса в Европе. Пока события в Европе развиваются, скорее, по второму сценарию: европейцы постепенно двигаются к сильному банковскому союзу. Вслед за общим регулятором будет создана единая система страхования депозитов и протоколы разрешения кризисных ситуаций. При этом монетарная политика будет смягчена.
Экономисты банка считают, что в результате экономика Европы вновь начнет расти благодаря тому, что финансовые рынки и банковский сектор успокоятся, а ставки по кредитам пойдут вниз. Следующим шагом может быть создание сильного бюджетного союза.
Впереди спокойное лето
По крайней мере, лидеры стран ЕС купили себе немного времени. Это лето могло бы стать периодом кризисов, падений и политической неопределенности.
Если бы не этот саммит, ближайшие месяцы выглядели бы ужасно: Испания и Италия объявили бы дефолты, снижение стоимости активов привело бы к кризису в банковской системе стран центральной Европы. К власти, в этом случае, могли бы прийти популисты, вроде Сильвио Берлускони, развал зоны евро был бы неминуем.
"Результат долгих и напряженных переговоров превзошел все ожидания", - пишет аналитик Unicredit Марко Валли. Этот саммит стал шагом в правильном направление, но этого недостаточно.
Валли уверен, что предложения европейцев во многом не доработаны, а чтобы их воплотить в жизнь нужны серьезные реформы:
1.Единый банковский надзорный орган - это один из трех элементов, которые необходимы для банковского союза. Европе не хватает механизма разрешения проблем банков и единой системы гарантий по депозитам - их европейцы пока не обсуждали.
2. ESM может оказаться неэффективным: для принятия решения о помощи необходимо, чтобы его одобрило квалифицированное большинство стран-членов фонда - 85%. Нужно изменить принципы работы фонда.
3.Фондам, между прочим, и раньше было разрешено покупать облигации проблемных стран, но они этого не делали из-за массы различных ограничений. Сейчас важно понять, какие именно ограничения будут сняты.
Но, самое важное - Германия и другие страны центральной Европы больше не будут призывать страны юга к внутренней девальвации, вместо этого они будет стимулировать рост.
Европейцы договорились обмануть рынки и налогоплательщиков
Однако не все комментаторы настроены так оптимистично. Николай Кащеев из "Сбербанка" уверен, что это лишь попытки одурачить рынки и превратить рыночную экономику в плановую.
- Экономист полагает, что надзорный орган для банков создается не просто так, тем более, в совокупности с возможностью давать деньги напрямую через ESM. Европейцы собираются "сейчас, немедленно, погрозив для порядку пальчиком, дать банкам средства, не подотчетные напрямую налогоплательщикам".
- Испания и Италия крайне раздражены тем, что рынок смеет оценивать их суверенные риски. Надо сделать так, чтобы они, будучи по сути по-прежнему плохими и очень плохими заемщиками, продолжали занимать так, словно они - Германия, без всяких дополнительных условий, уверен эксперт.
- Банки и финансовая система остались, по сути дела, единственными рычагом для управления экономикой, поэтому их надо холить и лелеять. Однако рыночная экономика еще возьмет свое, ведь правительства и так по уши в долгах и не смогут себе позволить содержать такой "мировой госплан". Не пройдет и года, как это станет ясно всем европейцам.
Германии предъявили слишком большой счет
От новых предложений пострадают, в первую очередь, немецкие налогоплательщики, уверен Кащеев. Джеффри Вуд, профессор Cass Business School в Лондоне также считает, что от Германии хотят неоправданно много.
- Все настаивают на том, что Германия должна платить. Однако никто не задумывается о том, сколько Германия сможет заплатить и сколько разумно с нее требовать.
- Типичный аргумент жаждущих денег немецких налогоплательщиков, такой: евро для Германии оказался довольно дешевым и это стимулировало экспорт страны. Другим европейским странам пришлось занимать, чтобы покупать немецкие товары. Германия стала чистым кредитором для всего остального мира.
- Однако Германия не так много выиграла от этой системы, как кажется на первый взгляд: товары, производимые немецкими фабриками, могли бы скупать и сами немцы, что повысило бы их уровень жизни. Однако взамен Германия экспортировала их в долг, который теперь ей не могут вернуть.
- Это изменила и экономику Германии: она производит товары, которые не нужны самим немцам. Ее может ждать болезненная трансформация.
- "По справедливости", сумма в счете, выставленном Германии, должна равняться нулю, уверен эксперт.
Вместо этого Ангеле Меркель выставили гигантский счет перед выборами. Вслед за спокойным летом может начаться сложная осень: историческая традиция, возможно, не будет нарушена и в сентябре грянет новый кризис.
А через год в Германии пройдут всеобщие выборы в Бундестаг, который выберет нового канцлера.