Сбербанк прибил щит к воротам Стамбула
Сбербанк подписал соглашение о покупке турецкого банка Denizbank. Российский банк намерен сохранить команду турецкого, не планирует ребрендинг и активизировать его деятельность в качестве "турбанка"
Стамбул. 9 июня. INTERFAX.RU - Первая европейская кампания Сбербанка получилась скоротечной. Потренировавшись в декабре на небольшом швейцарском SLB, купленном у "ЛУКОЙЛа" за скромные $80 млн для оказания услуг крупным клиентам, в феврале Сбербанк заплатил 505 млн евро за набор локальных банков в Центральной и Восточной Европе (Volksbank International) и увенчал марш-бросок самой дорогостоящей сделкой в своей истории, приобретя у бедствующей группы Dexia турецкий Denizbank.
Лирическая сделка
Dexia купила Denizbank весной 2006 года, в те благословенные времена, когда Lehman Brothers еще процветал, а предложение купить успешный банк на развивающемся рынке меньше чем за 3-4 капитала могли принять за личное оскорбление. Dexia дала 3,9. "Тогда были совсем другие показатели", - грустно вспоминал на пятничной пресс-конференции глава Dexia Пьер Мариани.
Вскоре пришла пора расплачиваться за расточительность. Банковские группы Бенилюкса попали под удар среди первых, прошли через частичную национализацию, распродажу активов. В Dexia этот процесс продолжается до сих пор. Распрощаться с турецкой инвестицией пришлось не потому, что она оказалась неудачной, а потому, что долги налогоплательщикам надо возвращать.
Сбербанк, наверстывающий упущенный за последние годы темп зарубежной экспансии, заинтересовался выставленным на продажу Denizbank. Однако в минувшем декабре стало известно, что покупка не состоится из-за волатильности на рынке. Весной переговоры начались вновь, а в мае было объявлено, что Сбербанк получил от Dexia право эксклюзивности, то есть остался единственным претендентом на актив.
События развивались быстрее, чем в случае с VBI (и уж тем более - чем в эпической саге с "Тройкой Диалог"). В пятницу в Стамбуле состоялась церемония подписания документов по сделке.
Сбербанк покупает 99,85% Denizbank за 6,47 млрд турецких лир ($3,5 млрд). Сделку планируется закрыть в четвертом квартале этого года, а сумма может увеличиться до 7,09 млрд лир ($3,86 млрд). В сделку включены "дочки" Denizbank в Австрии и России.
Консультантами Сбербанка выступили Rothschild, Deutsche Bank и "Тройка Диалог", консультантом Dexia - Bank of America Merrill Lynch.
Denizbank обошелся Сбербанку дороже VBI не только в абсолютном, но и в относительном выражении - 1,33 капитала против 0,85.
Сбербанк намерен максимально сохранить команду Denizbank. "Что касается продолжения работы Хакана Атеши (предправления - ИФ) или всей команды, это было одно из наших условий, и мы рады тому, что мы предварительное согласие на эту тему получили. Окончательную конфигурацию Denizbank мы еще выстроим. Для нас критически важным моментом является качество команды, которую мы в результате получаем, и сохранение банка, поэтому мы сделаем все, чтобы команда была сохранена", - сказал глава Сбербанка РФ Герман Греф.
Ребрендинг Denizbank пока не планируется. "Мы считаем, что это достаточно сильный бренд в Турции", - сообщил зампред Сбербанка Сергей Горьков журналистам.
Турбанк
Denizbank занимает 10-е место по размеру активов среди турецких банков. У него более 500 отделений и 2,8%-ная доля на рынке депозитов.
Присутствие Denizbank в первую очередь планируется расширять там, где это даст наибольший мультипликативный эффект для Сбербанка, в том числе там, где будут работать российские компании и проводить время граждане России, сообщил Г.Греф.
"Насколько мне известно, примерно 3,6 млн туристов в год посещают Турцию, поэтому одно место присутствия очевидно - это туристическая, курортная зона Турции", - сказал он.
Из этих 3,6 млн россиян 70% Сбербанк считает своими клиентами, сказал С.Горьков. Если все они воспользуются услугами Denizbank, у него добавится порядка 3 млн клиентов.
"Кроме того, сейчас в стадии реализации находится целый ряд крупнейших инвестиционных проектов российских компаний на турецком рынке. Эти проекты исчисляются десятками миллиардов долларов, и мы видим расширение присутствия турецких компаний в России", - добавил Г.Греф.
Примеры масштабных российских инвестиций в Турции действительно есть, но не все они успешны. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) вера в перспективы местного рынка подвела - построив металлургический комплекс на берегу моря более чем за $2 млрд (и даже выкупив долю в проекте у турецкого партнера), ММК только за четвертый квартал минувшего года получил в Турции отрицательный показатель EBITDA в $67 млн. Теперь ММК хочет перепродать выкупленную у бывшего партнера долю, однако аналитики очень сомневаются, что в теперешней ситуации он сможет это сделать без большого дисконта к цене покупки.
Помимо миллионов отдыхающих в Турции россиян и амбициозных проектов крупного бизнеса, Сбербанк в Denizbank привлекает технологическая платформа. Сбербанк не исключает, что частично технологии могут быть заимствованы и задействованы в российском банке, а также в VBI.
"При проведении due diligence мы увидели ряд технологий, которые мы можем экспортировать, и ряд технологий, которые мы можем импортировать из Denizbank", - отметил С.Горьков.
Несмотря на возможную интеграцию технологических платформ Denizbank и VBI, Сбербанк пока не планирует объединять банки в один холдинг. "Это разные рынки. VBI управляется через Вену, управление турецким активом будет вестись из Москвы", - подчеркнул зампред Сбербанка.
Пока хватит
Глава Сбербанка подтвердил планы на два года приостановить международную экспансию. "Это самая большая сделка по размеру для нас (покупка Denizbank - ИФ), мы понимаем, что после этой сделки мы должны будем остановиться в наших новых приобретениях в силу того, что большой объем интеграции, который нам предстоит, это очень серьезная управленческая задача. Поэтому в ближайшие пару лет нам предстоит большая работа по интеграции, по повышению эффективности группы, по извлечению синергии из этого бизнеса, и пока каких-то новых приобретений мы не планируем", - сказал он.
Дальше загадывать тяжело, добавил Г.Греф, однако уже понятно, что владельцам польских и прибалтийских банков - этими рынками Сбербанк также интересовался - в ближайшее время не стоит ждать щедрых предложений из России.
Покупка Denizbank может снизить достаточность капитала Сбербанка примерно на 0,6 процентного пункта, сообщил Г.Греф.
"Естественно, у нас капитал уменьшится, но влияние на наш капитал не очень большое, не драматическое", - сказал он.
А вот прибыль Сбербанка, напротив, должна вырасти. "Мы будем консолидировать прибыль, это очень хороший, прибыльный банк", - отметил Г.Греф. В итоге планы Сбербанка по доле зарубежных активов в суммарной прибыли будут, скорее всего, перевыполнены.
"С этой покупкой мы видим, что у нас есть возможность заработать 7-8% чистой прибыли за рубежом", - сказал Г.Греф (стратегия банка предусматривала доведение этого показателя до 5% к 2014 году).
Занимать на эту сделку Сбербанку не придется. "У нас достаточно собственных средств, мы управляем своей ликвидностью, и когда стали понимать, что сделка может произойти, мы планово готовились. У нас есть запас ликвидности", - сказал глава Сбербанка журналистам. Не потребует фондирования от нового собственника и сам Denizbank.