Новая схема владения ТНК-ВР - участие госкомпании

Британская ВР может продать свою долю в ТНК-ВР. По сведениям осведомленных источников, BP получила предложение о покупке ее доли от российской госкомпании

Новая схема владения ТНК-ВР - участие госкомпании
Фото: Reuters

Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - BP в пятницу сделала эффектное заявление о возможной продаже своей доли в ТНК-ВР. При этом британская компания сохранила в тайне все подробности вероятной сделки, предоставляя рынку выдвигать множество версий относительно будущего ТНК-ВР.

Аналитики высказывают различные версии, но склоняются к варианту, что в итоге в составе акционеров ТНК-ВР будет госкомпания.

Роснефть равно Роснефтегаз

По мнению аналитика "Уралсиба" Алексея Кокина, вероятными кандидатами на выкуп доли BP - консорциум "Альфа-Акссес-Ренова" (AAР) и "Роснефть", несмотря на отрицание со стороны последней. Как полагает Кокин, обе компании при этом могут занять недостающие средства. Кроме того, компании-кандидаты могут занять средства под залог покупаемой компании. "У BP есть желание получить кэш. Чистый долг британской компании превышает $30 млрд и она могла бы его почти полностью закрыть полученными средствами от продажи пакета, что будет очень кстати", - полагает эксперт. С другой стороны, он отмечает, что британская компания потеряет почти треть добычи в результате осуществления сделки. "Я думаю, что ААР не хотел бы тратить такие деньги или навешивать долг на ТНК. Поэтому новым владельцем пакета может быть некий альянс, включая ААР и госкомпании, "Роснефть" или "Роснефтегаз", - считает аналитик "Уралсиба".

"Важно, чтобы в самом "ТНК-BP Холдинге" менеджмент оставался из команды ААР. Если придет второй инвестор, например "Роснефть", я думаю, что корпоративное управление останется в руках ААР", - полагает Кокин.

Неблагоприятно для ААР

По мнению аналитика ИК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, выход BP из состава акционеров ТНК-BP маловероятен в виду той большой роли, которую для британской компании имеет ее участие в ТНК-BP, в частности с точки зрения стратегических интересов, формирования прибыли (20%) и дивидендов материнской компании (около 90%). "Это основной актив британской компании в России, который с таким трудом завоевывался. В настоящий момент деньги быстро обесцениваются и, по-моему, большей ценностью являются реальные, осязаемые активы, чем бумажные деньги. Если у BP нет возможности быстро и выгодно их реинвестировать, то сейчас не самое подходящее время для таких транзакций. Но если все-таки BP выйдет из этого проекта, то это будет неблагоприятно для его российских акционеров", - считает эксперт.

Нестеров считает маловероятной ситуацию, при которой российские акционеры выкупят долю BP. "Вряд ли у ААР найдутся достаточные средства для выкупа пакета, и вряд ли российский ААР останется надолго 100-процентным собственником "новой" нефтяной компании", - полагает он.

По мнению эксперта, интерес к этому пакету со стороны государственного нефтяного бизнеса очевиден. "Очевидно, что интерес к ней проявляет государственный нефтяной бизнес. Судьба участия российских частных акционеров будет определяться характером структурирования возможного вхождения госкомпании в акционерный капитал. В любом случае новый акционер - госкомпания - наверняка будет добиваться реального контроля над новыми активами", - отметил Нестеров.

По его словам, если оплата приобретенных акций будет производиться в том числе и дивидендами от нового совместного предприятия, тогда какое-то время, например 5-7 лет, новый российский партнер будет заинтересован в выплате высоких дивидендов, которыми он будет расплачиваться с ААР за этот пакет. По оценкам эксперта, ни одна из крупнейших российских госкомпаний не располагает достаточными средствами (до $20-30 млрд), кроме "Сургутнефтегаза", для выкупа 50-процентного пакета. "В перспективе же партнерство с госкомпанией может быть чревато наращиванием инвестиций и сокращением дивидендов, что вряд ли понравится ААР. Я думаю, что с новыми российскими партнерами им будет не комфортно", - заключил В.Нестеров.

Лакомый крепкий орешек

ТНК-ВР - "лакомый кусочек" как нефтяная компания, но "крепкий орешек" в плане акционерных отношений.

Компания создана в 2003 году путем слияния нефтегазовых активов ВР и ААР. Является третьей по объемам добычи нефти в России, входит по этому показателю в десятку крупнейших частных НК в мире. Чистая прибыль ТНК-BP за 2011 год по стандартам GAAP составила $9 млрд (рост на 54%), добыча нефти и конденсата с учетом СП достигла 84,396 млн тонн (рост на 1,8%).

До минувшего года ТНК-ВР владела добывающими, перерабатывающими и сбытовыми предприятиями в России и Украине. В 2011 году она вышла на международный рынок, купив у ВР активы во Вьетнаме и Венесуэле, в 2012 году ТНК-ВР стала партнером бразильской HRT и теперь работает еще и в Бразилии.

Кроме завидно постоянного развития ТНК-ВР демонстрирует не менее завидные высокие выплаты дивидендов. В течение 2011 года ТНК-BP заплатила своим акционерам почти $8 млрд дивидендов - по 50% ВР и ААР.

К финансово-производственной деятельности и дивидендным выплатам ТНК-ВР у ее акционеров претензий никогда не было. Претензии копились друг к другу. Но если в первые 5 лет существования ТНК-ВР действующий на тот момент мораторий по продаже акций позволял поддерживать мир, то по истечению срока моратория сдерживающий фактор исчез.

Первый конфликт - за оперативный контроль над ТНК-ВР, разгоревшийся в 2008 году, британская ВР проиграла. Теперь остается гадать: кто из акционеров ТНК-ВР выйдет победителем из второй битвы, что именно можно назвать победой, и сколько она будет стоить.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });