Китай изобретает себе новый велосипед
Китай должен трансформировать устаревшую экономическую модель, которая не может жить без роста в 10% в год во что-то более современное, советует китайским властям The Economist
29 мая. FINMARKET.RU - Китай когда-то прозвали "велосипедным королевством". Это название актуально и сейчас - велосипед остается главным средством передвижения в стране. The Economist сравнил китайскую экономику с этим двухколесным транспортным средством и выяснил, что у них много общего.
В 1886 году британский путешественник Томас Стивенс проехал около 1000 км от южного Гуанчжоу до Севера Китая на велосипеде. Его велосипед вызывал у местных жителей разные эмоции - от восторга до страха и даже ярости. Ведь они таких странных приспособлений никогда не видели.
Сто лет спустя велосипед стал символом Китая. Правда, за последние годы многие жители страны сменили велосипед на личный автомобиль - своего рода символ стремительного развития Китая. Для местных бедняков он все еще остается важной вещью в хозяйстве, играя роль своеобразного вьючного животного. Для тех, кто перебрался в город, напротив, символизирует все то, что они хотели бы оставить в прошлом. "Лучше я буду плакать на заднем сидении твоего BMW, чем смеяться, сидя позади тебя на велосипеде", - так говорят китайские девушки-материалистки.
Некоторые мечтатели в правительстве считают, что возвращение к велосипедной езде поможет разобраться с такими проблемами, как загрязнение окружающей среды и пробки, и даже предлагают обязать чиновников приезжать на работу на велосипеде хотя бы раз в неделю, правда, если для этого им нужно преодолеть не более 3 км.
И хотя для китайского общества велосипед - скорее символ бедного прошлого, он остается отличной метафорой для устройства китайской экономики. Ведь велосипед, особенно если он сильно перегружен, держит равновесие, только когда он движется. То же самое можно сказать и об экономике Китая. Если она встанет на мгновение, - все рухнет. А с тех пор, как экономический рост стал единственным источником легитимности правящей партии, она рискует повторить судьбу экономики в случае остановки движения.
- За 1990-2008 гг. количество рабочих в Китае увеличилось на 145 млн человек. Многие из них проделали длинный путь от своих сельских "болот" до фабрик на побережье.
- В это период производительность росла примерно на 9% в год. Производство, использовавшее 100 человек в 1990 году, в 2008 нуждалось уже менее, чем в 20.
- Таким образом, рост экономики на 8-10% был не роскошью, а, по сути, необходимостью.
Но демографическое давление на экономику ослабевает. В прошлом году доля работоспособного населения сократилась. Вскоре начнет падать и число тех, кто может работать. Из-за демографических потерь Китаю больше не нужно расти так быстро, как это было прежде. Даже китайские власти понимают, что ежегодный рост в 8% уже не является самоцелью. В марте прогноз роста экономики был снижен до 7,5%, а пятилетний план для страны теперь предполагает средний рост на 7% в год. Китай имеет привычку делать эти свои "прогнозы" по нижней границе, тем не менее, их снижение означает, что правительство видит в двухзначных темпах роста экономики угрозу для стабильности, а не гарантии ее сохранения.
Здесь самое время вспомнить про Стивенса и его велосипед. Дело в том, что он у него был не совсем обычный - переднее колесо было непропорционально большим, а заднее, наоборот, - маленьким. И эта конструкция наиболее точно отражает то, как устроена китайская экономика.
- Большое колесо. Если спросить иностранца, что с его точки зрения, является движущей силой китайской экономики, чаще всего можно будет услышать ответ - экспорт. За пределами страны люди видят только китайские товары, расставленные на полках магазинов, и не видят того, что происходит в китайских городах и в китайских магазинах. Вклад внешнего спроса в прирост экономики Китая всегда был преувеличен. Китайской экономикой движет вовсе не экспорт, а инвестиции - их доля в ВВП в прошлом году составила около 48%.
- Доля потребления в ВВП страны - чуть более 30% - это второе, маленькое колесо экономики Китая.
Главный драйвер роста экономики Китая - инвестиции
Китайцы никак не научатся тратить накопленное
В 1880-е, когда Стивенс путешествовал по Китаю, его путь пролегал по извилистым дорогам, - прямых в стране не строили, чтобы не нарушить права частной собственности или не испортить участок с плодородной землей. Сейчас Китай не ищет длинных путей.
- В 2006-2010 гг. местными властями было открыто для инвестиций с перепрофилированием 22 000 кв.км сельхозугодий - это целый штат Нью-Джерси.
- Площадь китайских городов растет быстрее, чем их население. Быстрая урбанизация – одна из причин экономических успехов Китая. Но платить за них придется истощением природных ресурсов, испорченной окружающей средой и нарушением прав частной собственности.
Структурные дисбалансы делают экономику Китая крайне уязвимой. Кое-кто уже собрался смотреть, как гигантский китайский велосипед рухнет. В апреле промышленность страны показала худший с кризиса 2009 года результат, а строительство выросло всего на 4%.
Но китайская экономика выстоит. Государственные инвестиции не очень эффективны, зато государство это не волнует - оно продолжает инвестировать, даже когда уверенность бизнеса падает. Банковская система зарегулирована, но стабильна, хотя бы потому что нести свои деньги вкладчикам больше некуда.
Разноколесные велосипеды постепенно были заменены более современными собратьями с одинаковыми колесами. Изменения стали возможны благодаря изобретению цепного привода. То же должно произойти с уже изжившей себя моделью китайской экономики:
- По мере того, как будет сокращаться число трудоспособного населения, норма сбережений в экономике будет падать, а возможностей для инвестирования будет все меньше. Китаю придется более эффективно распоряжаться капиталом.
- Это потребует развития финансовой системы с более сложными связями между инвесторами и теми, кто сберегает деньги.
- Государство будет обязано тратить больше на здравоохранение, пенсии, жилье и борьбу с бедностью. Если китайцы почувствуют себя более защищенными, они станут тратить больше. Значит, есть шансы, что перекос экономики в сторону инвестиций может быть сбалансирован ростом потребления.
/Финмаркет/