Нефтяная лотерея
Назначение главой "Роснефти" может обернуться для Сечина не только расширением влияния на государственный сектор в ТЭК, но серьезным увеличением ответственности за эффективность работы нефтяной компании
Москва. 23 мая. INTERFAX.RU - Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал директиву о назначении бывшего вице-премьера Игоря Сечина руководителем крупнейшей государственной компании - "Роснефти". Это назначение всегда казалось логичным, почти само собой разумеющимся, однако, в конечном итоге, оно стало неожиданным для нефтяной отрасли.
"Роснефть" для И.Сечина-нефтяника стала своеобразной alma mater. Возглавляя с 2006 года совет директоров этой компании, он получил свой первый опыт управления нефтяными активами. За это время "Роснефть", поглотив такого частного гиганта как "ЮКОС", превратилась из компании второго эшелона в самую большую нефтяную корпорацию России. А сам И.Сечин из замглавы администрации президента вырос до вице-премьера РФ, курирующего весь нефтегазовый комплекс России.
Настоящий куратор
И.Сечин был назначен вице-премьером РФ в 2008 году, тогда же ему были переданы функции куратора государственной политики в области промышленности и ТЭК. Несмотря на это назначение, предполагавшее соблюдение баланса интересов между всеми участниками нефтегазового рынка, он сохранил за собой должность предстателя совета директоров "Роснефти". Неудивительно, что за время его кураторства, правительство последовательно проводило политику поддержки государственных компаний в этой сфере.
За это время право разработки шельфа было окончательно, и, похоже, уже бесповоротно, закреплено только за "Роснефтью" и "Газпромом". Требования по выпуску качественного топлива и полезному использованию попутного газа неоднократно переносились во многом из-за неготовности госкомпаний. Последовательно вводились налоговые льготы для нефтяных месторождений Восточной Сибири, в которых больше всего нуждался Ванкорский проект "Роснефти". В 2011 году заработала система "60/66", которая позволила "Роснефти" направлять средства на модернизацию НПЗ без ущерба для добычи.
Даже после выхода из совета директоров "Роснефти" по решению Д.Медведева - президента РФ, И.Сечин продолжал оказывать серьезное влияние на работу компании. Он лично участвовал в подготовке соглашений о работе "Роснефти" с такими мировыми мэйджорами, как ExxonMobil, Eni и Statoil, которые позволили ей не только войти в зарубежные проекты, но и заняться освоением родных акваторий. Под реализацию этих проектов правительством были подготовлены решения о предоставлении налоговых льгот по шельфу.
И.Сечин же фактически заблокировал предложение первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова о полной приватизации "Роснефти" уже в 2012 году. По мнению И.Сечина, за государством необходимо, как минимум, сохранить контрольный пакет в 50%, а оставшиеся 25% акций если и продавать, то лишь в среднесрочной перспективе, когда стоимость ценных бумаг компании существенно вырастет. Авторитет И.Сечина в этом вопросе оказался настолько весомым, что даже после выхода его из правительства, от приватизации этой госкомпании решено было отказаться.
Контроль без посредников
Впрочем, кураторство ТЭКа, похоже, не обеспечивало И.Сечину полного влияния над работой "Роснефти". Участники рынка, например, неоднократно говорили о существовании экономико-управленческого конфликта между председателем совета директоров и президентом компании Сергеем Богданчиковым. По их мнению, это стало одной из причин увольнения последнего и назначения нового главы лояльного Эдуарда Худайнатова.
Кроме того, совмещение И.Сечиным должностей вице-премьера и председателя правления "Роснефти" один раз даже поставило под угрозу его контроль над управлением нефтяной компанией. Как известно, в апреле 2011 года президент Д.Медведев потребовал вывести представителей власти из советов директоров государственных компаний и И.Сечин вынужден был покинуть совет директоров как "Роснефти", так и ее материнской компании - "Роснефтегаза". Впрочем, уже тогда Э.Худайнатов говорил, что вице-премьер сохранит за собой прерогативу принятия стратегических решений в компании. "Абсолютно (влияние) сохранит, и даже, думаю, что усилит. Игорь Иванович (Сечин) курирует ТЭК. Мы компания с госучастием и напрямую подчинены нашему правительству через директивы, через другие административные рычаги. Мы в постоянном ежедневном контроле находимся у Игоря Ивановича", - говорил президент "Роснефти".
Можно утверждать, что переход из правительства в "Роснефть" стал еще одной покоренной вершиной политической карьеры И.Сечина. Тем более, что после смены главы правительства с Владимира Путина на Дмитрия Медведева многие злые языки ставили крест на вице-премьере, как политическом тяжеловесе.
Пророчество Трутнева
Назначение И.Сечина руководителем "Роснефти" прошло на фоне смены министра энергетики. Вместо атомщика Сергея Шматко главой ведомства стал финансист Александр Новак. Для него нефтегазовая отрасль станет совершенно новой областью. Не исключено, что помогать разбираться в ней на первых порах будет бывший президент "Роснефти" и пока еще замминистра энергетики Сергей Кудряшов.
При таком раскладе не исключено, что "Роснефть", взявшая на себя обязательства по освоению шельфа и выходу на международные рынки, превратится в основного разработчика государственной политики России в нефтегазовой области. Бывший министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев еще в марте с иронией предупреждал о таком варианте событий. "При таком подходе "Роснефть" становится чем-то больше, чем нефтяная компания. "Роснефть" превращается в эдакое министерство шельфа Российской Федерации и начинает выполнять государственные функции", - говорил он в интервью Агентству нефтяной информации.
Устроит ли такое положение дел оставшиеся в России частные нефтяные компании, сумеет ли новое правительство Д.Медведева соблюсти хотя бы номинальное равновесие при принятии определяющих для отрасли решений, остается под вопросом.
Тяжкий груз
Назначение главой "Роснефти" может обернуться для И.Сечина не только расширением влияния на государственный сектор в ТЭК, но серьезным увеличением ответственности за эффективность работы нефтяной компании. Риски от политических сделок, как например, затратные проекты в Венесуэле или неудачи при выборе таких стратегических партнеров, как например ВР, могут поставить под вопрос компетенцию руководства компании. Международное рейтинговой агентство Standard & Рооrs еще в марте предупреждало, что свободный денежный операционный поток "Роснефти" в 2012 году, и даже дольше, может оказаться отрицательным из-за больших капитальных затрат.
Так что после назначения И.Сечину все-таки придется выбирать между государственной необходимостью или финансовой состоятельностью "Роснефть".
Ловушка в собственных сетях
Надо сказать, что бывший вице-премьер с первых минут в новой должности уже столкнулся с проблемой государственного управления в отрасли. Глава правительства РФ Дмитрий Медведев сразу после объявления о назначении И.Сечина на должность главы "Роснефти" потребовал от компании стабильности в ценах на нефтепродукты. "Одна из ключевых задач - это обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктов по максимально стабильным ценам. Рассчитываю на вашу слаженную и компетентную работу по этому вопросу, конечно, с учетом реалий рынка ", - сказал президент. Остается следить, как И.Сечин выполнит это поручение, сохранив рентабельность розничной сети компании.