Нет нефти, нет бензина

Хабаровский НПЗ может встать из-за проблем с отгрузкой нефтяного сырья по железной дороге, проблемы есть и у других НПЗ, снабжающих топливом Дальний Восток

Нет нефти, нет бензина
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 16 мая. INTERFAX.RU - Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (входит в НК "Альянс") в течение трех суток может полностью остановить производство из-за невозможности подвоза сырья и вывоза мазута по железной дороге, что приведет к срыву обеспечения Дальневосточного региона моторным топливом. Причина возможной остановки - предписание Ространснадзора от 5 мая о запрете перевозки в вагонах-цистернах грузов, не входящих в перечень, разрешенный заводом-изготовителем. Такая информация содержится в письме НК "Альянс" в адрес и.о. министра энергетики РФ Сергея Шматко от 15 мая, сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) источник, близкий к межведомственной рабочей группе, созданной для решения этих вопросов и знакомый с содержанием письма.

Глава пресс-службы НК "Альянс" ("дочка" Alliance Oil Company) Андрей Румянцев сообщил АНИ, что на Хабаровском НПЗ компании во вторник вынужденно была остановлена установка первичной переработки нефти АТ. В результате объем переработки на НПЗ 16 мая сокращен более чем на 50% - с 11,2-11,3 тыс. тонн до 5,1 тыс. тонн в сутки. "Сегодня на заводе работает установка ЭЛОУ-АВТ, объем переработки - 5,1 тыс. тонн в сутки. Решение остановить АТ (т. н. "большую" установку) принято исходя из того, что ее можно быстрее остановить и запустить, в то время как установка ЭЛОУ-АВТ связана с вакуумным блоком, и ее остановка и пуск занимают больше времени", - отметил он.

По данным Румянцева, на заводе скопилось 61,517 тыс. тонн продукции, резервуары заполнены. В связи с сокращением объемов переработки сократились объемы сырья риформинга: загрузка производящей бензин установки риформинга снижена до минимально возможных 35%, до минимально возможной, что влечет за собой повышение технических рисков.

Хабаровский НПЗ снабжается нефтью только по железной дороге. В условиях существующей ж/д инфраструктуры на станции Хабаровск-1 завод традиционно отгружал мазут в цистерны, которые используются после слива нефти, других вариантов вывоза мазута с Хабаровского НПЗ нет. Предписание Ространснадзора сделало невозможными сдвоенные операции.

По информации источника, и.о. вице-премьера Игорь Сечин 11 мая поручил Минтрансу, Минэнерго, Минпромторгу и Ростехнадзору создать межведомственную рабочую группу с участием ОАО "РЖД" и АК "Транснефть" и принять необходимые меры по обеспечению ж/д перевозок. Рабочая группа провела первое заседание 12 мая, следующее назначено на 17 мая.

Источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что в результате предписания Ространснадзора из эксплуатации выведено 60 тыс. цистерн. Из-за проблем, связанных с подвозкой сырья по железной дороге, трудности могут возникнуть у Комсомольского, Новокуйбышевского и Уфимского НПЗ. В частности, по его данным, на Комсомольский НПЗ уже недопоставлено 80 тыс. тонн нефти. Кроме того, все заводы, скорее всего, столкнутся с трудностями по отгрузке мазута.

Несколько дней назад аналогичные проблемы наблюдались на станции Сковородино, через которую осуществляется поставка нефти в порт Козьмино (конечная точка системы Восточная Сибирь-Тихий океан), так как вагоны "Уралвагонзавода", работающие на данном направлении, были запрещены к эксплуатации. Однако, по информации собеседника агентства, ситуация разрешилась два дня назад.

Как сообщалось, ужесточить требования Ространснадзор решил после ряда крупных аварий на железной дороге. Последний инцидент произошел в конце января, когда в Амурской области с рельсов сошли 7 цистерн с нефтью. Причиной катастрофы РЖД тогда назвали "излом боковой рамы грузовой тележки производства "Азовэлектростали" (входит в "Азовмаш"). Этот же дефект в комплектующих украинского производителя вызвал несколько аварий в начале 2012 г. и более десяти - в 2011 г. Однако "Азовмаш" заявил, что причина катастроф - не в браке, а в непрофильном использовании цистерн. По техническим требованиям, "бочки" должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и "не ломало" при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом.

Хроники событий
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2065 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии121 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ25 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });