Чиновникам запретят покупать иномарки. Но если они захотят...
Минпромторг подготовил запрет на покупку госорганами любых иностранных товаров, но сразу предусмотрел пути обхода этой нормы
Тольятти. 5 апреля. FINMARKET.RU - Премьер-министр Владимир Путин провел совещание - конечно же, в Тольятти - о том, как защитить автомобильную промышленность России от скорого вступления страны в ВТО.
Премьер все детали помощи автопрому раскрывать не стал, поэтому "Финмаркет" делает это за него. В распоряжении агентства оказался доклад министерства промышленности и торговли, на основе которого Путин и сделал свои обещания.
Из доклада следует, что, поспешив объявить о новых мерах поддержки, правительство толком не рассчитало ни ставок, ни дополнительных доходов, ни возможного влияния нововведений на рынок и карман автовладельцев. А главную меру - запрет на покупку иномарок госорганами, - можно будет легко обойти, та же мера может быть распространена на все импортные товары, а потому будет содержать поблажки для иностранных производителей "уникальной" продукции.
Обещания Путина
В последние несколько лет правительство оберегало автопром от конкуренции с импортом повышенными пошлинами на иномарки, а на подержанные машины и вовсе были установлены фактически заградительные пошлины на ввоз.
По условиям вступление в ВТО в России в течение семи лет придется снижать пошлины на импорт автомобилей. Путин лично несколько раз обещал, что будут задействованы все возможные меры, способные поддержать отечественных производителей в новых условиях. В Тольятти он перечислил их список:
- Чиновников обяжут закупать автомобили, произведенные только в России, Белоруссии и Казахстане (то есть на территории единого экономического пространства).
- Для "возрастных" автомобилей - вместо запретительных пошлин - будут введены повышенные ставки транспортного налога и коэффициенты ОСАГО. Последняя мера должна будет защитить рынок от "автомобильного хлама". Путин пообещал, что повышение сборов не должно затронуть физические лица, "чтобы гражданин, пенсионер, который имеет старенькую машину, не начал бы вдруг, в одночасье, в разы платить больше".
Черновик Минпромторга
Проект, разработанный Минпромторгом, содержит не только эти меры, но и возражения и оценки других ведомств:
Нет иностранной технике. В рамках антикризисной программы 2008 года государство уже пыталось помочь производителям отечественной промышленности. Тогда для отечественных участников аукционов и конкурсов на поставки по госзаказу была введена ценовая преференция в 15%. Однако, проанализировав данные поставок, Минэкономразвития пришло к выводу, что закупать российское никто не торопится - около 80% заказчиков требование не исполняли.
Минпромторг предлагает пойти самым простым путем - ввести прямой запрет на закупку иностранной автотехники, а заодно и всех остальных иностранных товаров. По крайней мере, в документе автомобили в отдельную категорию не выделяются - предложено "рассмотреть целесообразность введения запрета на приобретение иностранных товаров при осуществлении государственных и муниципальных закупок".
Российским товар будут считать, если добавленная на территории РФ стоимость превышает 70% его конечной цены.
Правда, исключения для иностранных поставщиков все же будут. Они смогут принять участие в тендере, если не подано ни одной заявки от поставщиков российской продукции, либо их заявки не соответствуют требованиям конкурсной документации. Еще одно исключение сделано для продукции, которой на территории России не производится. Соответствующие изменения должны быть внесены в действующий закон о госзакупках или в разрабатываемый - о федеральной контрактной системе.
Понятно, что поблажки предусмотрены в основном для производителей компьютеров и прочей техники, которая в России никак не может быть локализована на 70%. Но легко себе представить, что организаторы конкурса применяют ее и для дорогих автомобилей.
Сбор за хлам. Цель его введения - ограничение срока эксплуатации автомобилей. Утилизационный сбор должен распространяться и на импортную подержанную технику, и на новую - ввезенную или собранную в России. Платить его придется импортерам или местным производителям. На подержанные машины ставки должны быть выше, но насколько - этого Минпромторг не указывает.
Предложение вызвало серьезный межведомственный спор, докладывает министерство. Федеральная таможенная служба не хочет участвовать во взимании сборов с импортных машин, а предлагает передать функцию МВД при регистрации автомобилей на территории страны. МВД, в свою очередь, утверждает, что это "абсолютно невозможно". В среду на совещании глава таможенной службы Андрей Бельянинов сообщил, что готов взять функцию на себя. Минэкономразвития (отзыв министерства приводится) добавляет, что хотело бы увидеть развернутые обоснования по размерам утилизационных сборов, эффективности их применения и градации.
Налог на выбросы. Введение коэффициента транспортного налога в зависимости от возраста и экологического класса автомобиля. Про эту идею Минпромторг вспоминает регулярно и столь же регулярно получает отказ правительства ее рассматривать. Последний раз это произошло в 2010 году - тогда министерство предлагало для владельцев автомобилей с двигателем класса "Евро-4" ставку не менять, для "Евро-3" базовую ставку повысить в 1,2 раза, "Евро-2" - в 1,6 раза. Снизить налог на 30% предлагалось для двигателей класса "Евро-5" и выше.
Новый проект документа сейчас находится в разработке, пишет Минпромторг, расчеты ставок и дополнительных доходов региональных бюджетов (туда зачисляется транспортный налог) будут представлены позднее.
Дорогая страховка. Введение повышающего коэффициента ОСАГО для автомобилей старше трех лет. Здесь Минпромторг тоже получил немало замечаний. Минэкономразвития указало на отсутствие анализа того, насколько эта мера способна привести к обновлению автомобильного парка, а также последствий повышения стоимости страховки. Минфин попросил представить статистику о влиянии возраста автомобиля на увеличение уровня страхового риска. Сейчас Минпромторг собирает всю недостающую информацию совестно с Союзом страховщиков.
Ни в одном из пунктов о дополнительных сборах не сказано, что они будут касаться только юридических лиц. Варианта два: либо чиновники разделят плательщиков в ходе подготовки законопроектов, либо Путин просто успокаивает автолюбителей, не сообщив им, что часть цены за защиту автопрома им все же придется заплатить.