Россия и Венесуэла: нефти навстречу
Главы государств договорились о совместных проектах в области нефти и торговли газом. Правда, реальная выгода для российских компаний выяснится позднее
Москва. 23 июля. INTERFAX.RU - Энергетическое сотрудничество было одной из главных тем переговоров Уго Чавеса и Дмитрия Медведева, в частности президент Венесуэлы предложил российскому коллеге создать стратегический альянс в энергетической области. Сразу по приезду Чавес поделился своими оптимистичными заявлениями о стратегическом партнерстве с Россией в области нефти и военно-технического сотрудничества, что будет гарантировать суверенитет Венесуэлы в связи с угрозой со стороны США.
Президент России Дмитрий Медведев, не склонный выдавать столь же популистские заявления, после переговоров с Уго Чавесом отметил, что "Россия и Венесуэла - две очень крупные нефтегазовые державы", от чьих "согласованных действий зависит, в том числе, и обеспечение энергетической безопасности". "Мы будем работать взаимно, согласованно и корректно", - сказал российский президент, подчеркнув, что сотрудничество двух государств в этой сфере "не направлено против каких-то государств, оно взаимовыгодное". Президенты двух стран также договорились взять под личный контроль реализацию совместных ключевых проектов в области нефти, торговли газом, а также инфраструктурных проектов.
К более плотному сотрудничеству в энергетической сфере двух стран все шло давно и во вторник в присутствии президентов двух стран представители "ТНК-ВР", "ЛУКОЙЛ" и "Газпром" подписали ряд соглашений с министром энергетики и нефти Венесуэлы, президентом госкомпании Petroleos de Venesuela (PdVSA) Рафаэлем Рамиресом Карреньо.
Так, "ЛУКОЙЛ" заключил соглашение с PdVSA о совместном исследовании по блоку Хунин-3 в нефтяном поясе реки Ориноко на востоке страны. Следующим шагом станет создание совместного предприятия по разработке блока, переговоры по которому "ЛУКОЙЛ" рассчитывал завершить еще в прошлом году.
По словам президента "ЛУКОЙЛ Оверсиз" Андрея Кузяева, точный объем инвестиций в разработку пока определить трудно, но "он оценивается в миллиарды долларов". Блок Хунин-3 расположен в поясе тяжелой нефти (т.е. с более высоким содержанием серы, парафина, смолистых веществ), которая, соответственно требует более сложных технологий добычи и переработки.
Обязательства по предыдущему договору по блоку Хунин-3, подписанному в 2005 году, по оценке и сертификации запасов тяжелой нефти на блоке площадью 678 кв. м, компания выполнила.
"ТНК-ВР" и PdVSA подписали соглашение о совместном исследовании блока Айакучо-2 нефтеносной провинции Ориноко. И, наконец, венесуэльской госкомпанией и ОАО "Газпром Латинская Америка Б.В." было подписано соглашение о проведении сертификации и количественной оценки запасов месторождений еще одного блока нефтеносного пояса Ориноко - Айакучо-3.
Венесуэла сильно заинтересована в том, чтобы Россия как потенциальный протагонист США была стратегическим партнером страны. По словам аналитика "Велес Капитал" Дмитрия Лютягина, Уго Чавес сильно поспешил, рассорившись с западными нефтяными компаниями, которые потеряли контроль над венесуэльскими активами в результате программы национализации (в частности, Exxon Mobil).
Фактически "выгнав" западных нефтяных монстров, Венесуэла теперь нуждается в технологиях и инвестициях в добычу. Российские компании не столь опытны в вопросах разработки тяжелой нефти и шельфовых участков, как ведущие западные компании. По мнению Александра Назарова из ИФК "Метрополь", по большому счету о получении от российских компаний технологий речь идет в меньшей степени (все равно придется привлекать западных специалистов), но на инвестиции венесуэльская сторона рассчитывать может.
Для России сотрудничество с Венесуэлой достаточно перспективно. Рынки нефти и газа двух стран не пересекаются, но партнеры могут совместно продавать углеводороды потребителям на неохваченных ранее российскими компаниями рынках. Хотя российские компании давно присматривались к рынку Южной Америки, доходность венесуэльских проектов пока не очевидна. Реальная выгода для российских компаний будет ясна позднее, когда будут названы запасы углеводородов и выяснится, к насколько прибыльным месторождениям получен доступ, подчеркивают аналитики.
/Интерфакс/