Кого боится Марк Цукерберг
Facebook опубликовал форму S-1, которую обязаны предоставлять в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) компании, желающие получить листинг на американских биржах. Она позволяет больше понять о бизнесе компании, которой предстоит крупнейшее IPO в интернет-индустрии
Москва. 3 февраля. INTERFAX.RU - Выход Facebook на биржу ожидался с нетерпением - не только из-за открывающейся широкому кругу инвесторов перспективы заработать на успехах одного из лидеров мировой интернет-индустрии, но и из-за возможности узнать подробности бизнеса компании, которая, пользуясь непубличным статусом, до сих пор не баловала рынок открытостью.
Форма S-1, которую обязаны предоставлять в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) компании, желающие получить листинг на американских биржах, была опубликована Facebook в среду. Этот документ позволил приблизиться к пониманию бизнеса компании, которой предстоит крупнейшее IPO в интернет-индустрии.
Учиться монетизации
Размещение Fаcebook ожидается в мае, компания еще не объявила, на какой площадке будут торговаться ее акции - NYSE или NASDAQ. Ведущими организаторами сделки выступят Morgan Stanley, JPMorgan и Goldman Sachs, соорганизаторами - Bank of America-Merrill Lynch, Barclays Capital, Allen Company.
IPO сопровождает небывалый ажиотаж, ожидается, что компания будет оценена в $75-100 млрд, а объем привлечения может достигнуть $10 млрд. К настоящему времени пальму первенства в высокотехнологичных размещениях удерживает Google, который в 2004 году продал акции на $1,67 млрд при оценке компании в $23 млрд.
При огромных масштабах бизнеса финансовая модель Facebook вызывает ряд вопросов. По данными eMarketer, на Facebook приходится 28% размещений онлайн-рекламы в США, однако доля соцсети в расходах рекламодателей на онлайн-рекламу составляет лишь 16,3%.
С момента основания Facebook Марк Цукерберг ставил на первое место интересы пользователей, а уж потом - рекламодателей, пишет Wall Street Journal.
"Многие из наших рекламодателей тратят лишь относительно небольшую часть своих бюджетов в Facebook", - отмечает компания в проспекте, добавляя, что некоторые рекламные продукты Facebook расцениваются ими как экспериментальные и не доказавшие свою эффективность.
Чистая прибыль Facebook составила в прошлом году $1 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 65%, при выручке в $3,71 млрд. Почти 85% доходов, которые за год выросли на 88%, было получено от рекламы, остальное - за счет игр и других выплат. Рекламные доходы выросли на 69%, до $3,15 млрд. Показатели компании оказались ниже, чем ожидало большинство аналитиков, которые ожидали выручку в $4-4,5 млрд.
Компания потратила в прошлом году на разработки и исследования $114 млн против $9 млн годом ранее. Число сотрудников Facebook выросло до 3200 с 2170 годом ранее.
По состоянию на конец прошлого года у Facebook было 845 млн пользователей, которые хотя бы раз в месяц совершали действия со своего аккаунта. Это на 39% больше показателя 2010 года - 608 млн. Количество ежедневно активных юзеров выросло на 48%, до 483 млн. Пользователи Facebook образовывают более 100 млрд дружеских связей и ежедневно генерируют в среднем 2,7 млрд "лайков" и комментариев.
В письме инвесторам 27-летний глава Facebook отметил, что видит свою задачу в том, чтобы сделать мир более открытым и взаимосвязанным, а не просто в создании бизнеса: "Скажу проще: мы не создаем сервисы, чтобы зарабатывать, мы зарабатываем, чтобы создавать более хорошие сервисы".
Это утверждение представляется справедливым - как отмечает Financial Times, соцсеть находится лишь в начале пути к монетизации своей громадной аудитории. Facebook получает с каждого пользователя $5,1 выручки, в то время как у Google этот показатель составляет $27.
Facebook также назвала среди рисков для своего бизнеса быстрый рост количества пользователей, использующих для доступа в соцсеть мобильные устройства. В декабре прошлого года таких пользователей было 425 млн и их количество продолжает расти. Сейчас Facebook почти не демонстрирует этим пользователям рекламу и не научилась на них зарабатывать, говорится в документе.
"Если со мной что-то случится", или страховка от русских
"В мире более 2 млрд интернет-пользователей. Наша цель - подключить их всех", - заявляет Facebook. Россия наряду с Японией и Южной Кореей входят в число наиболее перспективных рынков для Facebook, так как сейчас проникновение социальной сети в этих странах в разы меньше, чем в США и Великобритании.
В России, Японии и Южной Корее проникновение составляет менее 15% от общего числа интернет-пользователей. В США и Великобритании этот показатель достиг около 60%, в некоторых странах, таких как Чили, Турция и Венесуэла, превышает 80%, а в Индии, Бразилии и Германии - 20-30%. В Китае Facebook запрещен, однако в будущем компания рассчитывает выйти и на этот рынок.
Среди своих основных конкурентов Facebook называет как глобальные компании (Google, Microsoft, Twitter), так и локальные сервисы с сильными позициями на местных рынках - "Вконтакте" (Россия), Cyworld (Корея), Mixi (Япония), Orkut (принадлежит Google, Бразилия и Индия).
Любопытно, что вторую по величине российскую соцсеть "Одноклассники" Facebook ни разу не удостоила упоминанием в проспекте.
Российский интерес Facebook отнюдь не исчерпывается многообещающими перспективами работы - крупные пакеты акций компании принадлежат структурам с российским капиталом.
Фонды DST, созданные Юрием Мильнером, Алишером Усмановым и их партнерами, владеют 5,5% голосующих акций Facebook. Mail.ru Group Ltd., среди совладельцев которой те же А.Усманов и Ю.Мильнер, владеет 2,3% голосующих акций Facebook. Доли Mail.ru и DST по специальному соглашению акционеров считаются не аффилированными между собой.
Facebook пока не объявила параметры IPO и не сообщила, сколько акций будет размещено. Представители DST и Mail.ru отказались комментировать планы своих компаний по участию в IPO. Исходя из максимальной на данный момент оценки Facebook в $100 млрд, стоимость доли DST может составить до $5,5 млрд, Mail.ru - $2,3 млрд.
Акции Mail.ru и DST Global, кроме тех, которые могут быть размещены в рамках IPO, подпадают под lock-up - половину пакета запрещено продавать в течение 6 месяцев с настоящего момента, еще 25% - в течение 1 года, оставшиеся 25% - 1,5 года.
Mail.ru и DST входят в число инвесторов, права которых по участию в управлении Facebook ограничены. Компании заключили соглашение, по которому право голосовать их акциями получил М.Цукерберг. Соглашение также запрещает Mail.ru и DST приобретать активы Facebook, выдвигать кандидатов в совет директоров, формировать группы с другими акционерами.
Всего основатель соцсети, напрямую владеющий 28,2% голосующих акций, голосует 56,9%-ным пакетом.
Право голоса М.Цукербергу делегировали большинство крупных акционеров, в том числе фонд Accel Partners (владеет 11,4% голосов), Дастин Московиц (7,6%), гонконгский миллиардер Ли Ка-шинг, фонд Elevation Partners, основанный лидером рок-группы U2 Боно.
В случае с русскими инвесторами основатель Facebook не ограничился правом голосовать их акциям. С Mail.ru и DST заключено дополнительное соглашение, которое предусматривает, что в случае смерти М.Цукерберга или утраты им трудоспособности акции типа "В", принадлежащие этим компаниям, автоматически конвертируются в бумаги класса "А". Последние, в отличие от акций "В" предоставляют один голос, а не 10. В этом случае голосующая доля DST составила бы лишь около 0,4%.