Россия готовится к новому автомобильному буму
Ernst & Young считает, что РФ останется одним из главных рынков сбыта для автопроизводителей, а рост продаж возобновится через год. В стране до сих ощущается нехватка машин, а автопарк устарел
Москва. 11 января. FINMARKET.RU - Рынок автомобилей в мире вырос в 2011 году на 3%, в Ernst & Young ожидают такого же роста и в этом году. Это связано с замедлением на развивающихся рынках, низким спросом в развитых странах и ростом цен на сырье. Россия же остается и для европейских и для азиатских производителей одним из главных рынков сбыта.
О перспективах российского авторынка и влияние на него вступления страны в ВТО рассказал Иван Бончев, руководитель автомобильной практики Ernst & Young в СНГ.
В 2012 году продажи автомобилей в России почти не вырастут, но уже до 2015 году среднегодовые темпы роста составят порядка 8%. В 2011 году было продано приблизительно 2,5 млн автомобилей, а к 2015 году продажи увеличатся еще примерно на миллион.
В этом году рост продаж замедлится по нескольким причинам:
- Прекратили действие механизмы поддержки рынка правительством, например, программы утилизация автомобилей и субсидирование ставки по автокредитам;
- В 2010 и в 2011 году был реализован отложенный спрос населения – в кризис люди не готовы были покупать автомобили, но за последние два года совершили эти покупки.
Будущее восстановление роста связано с тремя основными факторами:
- В России все еще недостаточная обеспеченность населения автомобилями. На тысячу человек приходится около 250 машин, в развитых странах – 450, а в Германии или США - до 600. Вряд ли мы достигнем того, чтобы на двух человек приходилась одна машина, но этот показатель вырастет до 300-400.
- В России достаточно старый автопарк, которому требуется обновление. Динамика обновления будет зависеть от регулирования отрасли: должны быть созданы законодательные стимулы для утилизации машин, а заниматься этим должны производители.
Продажи легковых автомобилей
Вступление России в ВТО приведет к ужесточению конкуренции на рынке, но переход будет постепенным - в ближайшие три года таможенные пошлины сохранятся на уровне 25%.
Вступление в ВТО вряд ли приведет к значительному оттоку инвесторов из России, ведь компаниям, уже вложившим средства в создание производства, выводить их невыгодно. Кроме того, для крупных рынков актуальна проблема логистики, которую решает создание собственного производства.
Наиболее остро конкуренцию почувствуют отечественные производители, например, АвтоВАЗ.
Для АвтоВАЗа растет конкуренция особенно с учетом того, что западные производители сумели выпустить на российский рынок недорогие автомобили, приспособленные для российских условий, например, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Kia Rio. Помочь российскому автогиганту сможет успешный запуск производства автомобилей на платформе Renault.
Корейские производители выступают прямыми конкурентами российским, при этом за годы после кризиса они смогли улучшить свое положение на мировом рынке: например, в Азии они потеснили конкурентов - японцев.
/Финмаркет/