2011: ВТО - сложное кончилось, интересное начинается
В 2011 г. Россия завершила один из самых сложных переговорных марафонов в истории – переговоры по вступлению в ВТО. Насколько эффективно Россия сможет воспользоваться бонусами, зависит только от нас самих
Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU - Министерская конференция ВТО 16 декабря одобрила присоединение России ко Всемирной торговой организации. 18-летний переговорный марафон завершен. Россия станет полноправным участником ВТО после проведения внутренних ратификационных процедур, но не позднее 23 июля 2012 года. Фанфары по поводу присоединяя уже отгремели. Для России наступает время "торговли по правилам".
История: от ГАТТ к ВТО
"Великая депрессия" 30-х годов прошлого века и, как следствие, виток протекционистской "гонки вооружений" привели ведущие страны мира и по совместительству - лидеров мировой торговли к пониманию необходимости принятия многосторонних правил, которые бы гарантировали сохранение рынков сбыта продукции.
В 1947 году 23 государства, включая основного массовика-затейника - США, подписали так называемое Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), главными функциями которого являлись снижение таможенных тарифов в странах-участниках, а также создание прозрачных правил регулирования импорта и экспорта. Целью ГАТТ была либерализация мировой торговли, так что СССР с его плановой экономикой и органическим неприятием "либеральности", естественно, оказался в стороне от соглашения.
Изначально предполагалось, что на основе ГАТТ сразу будет создана Международная торговая организация. Но США, основной идеолог ГАТТ, отказались ратифицировать устав МТО, в котором европейские страны прописали принцип "одна страна - один голос", а не пропорциональную систему голосов в зависимости от доли в мировой торговле.
Поэтому с 1947 по 1994 год обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходило в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. По мере развития процессов глобализации росло как число участников ГАТТ, так и количество вопросов, требующих регулирования и четких правил. В результате по итогам Уругвайского раунда МТП, прошедшего с 1986 по 1994 год, было принято решение о создании с 1 января 1995 года Всемирной торговой организации и расширении ее функций до регулирования доступа на рынок услуг, а также вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.
В соответствии с соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все члены ГАТТ (128 государств к 1994 году), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 153 государства, причем новичков среди них только 25: Эквадор, Болгария (1996 г.), Монголия, Панама (1997 г.), Киргизия (1998 г.), Латвия, Эстония (1999 г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдавия (2001 г.), Китай (2001 г.), Тайвань (2002 г.), Армения (2003 г.), Македония (2003 г.), Непал (2004 г.), Камбоджа (2004 г.), Саудовская Аравия (2005 г.), Вьетнам, Тонга (2007 г.), Украина, Кабо Верде (2008 г.).
В ближайшие месяцы полноправными членами ВТО должны стать Россия, Черногория и Самоа, присоединение которых было одобрено министерской конференцией 16-17 декабря.
Принципы ВТО
Соглашения Уругвайского раунда многосторонних переговоров, по сути, и являются правовым базисом современной международной торговли. Официальным высшим органом организации является Министерская конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. Между сессиями министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий из представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО, в структурных подразделениях которого занято более 600 человек. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.
Все члены ВТО берут на себя обязательства по выполнению основных соглашений, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, система ВТО представляет собой своеобразный пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов. Например, речь идет о генеральном соглашении о тарифах и торговле, генеральном соглашении о торговле услугами, соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, соглашении по сельскому хозяйству, соглашению по субсидиям и компенсационным мерам.
Два фундаментальных принципа ВТО - это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.
ВТО также контролирует выполнение соглашений, проводит многосторонние переговоры и разрешает торговые споры. Для выполнения последней задачи в рамках ВТО создана Комиссия по урегулированию споров - квазисудебный орган, призванный разрешать разногласия между сторонами.
Россия и ГАТТ/ВТО
Официальное заявление о намерении получить статус наблюдателя в ходе "Уругвайского раунда" ГАТТ СССР подал еще в 1986 году, но стал наблюдателем только в 1990 году. Это неудивительно, если вспомнить, что происходило в социалистических странах в конце 80-х годов, а ВТО хоть и заявляет о своей исключительно торговой сущности, так или иначе, зависит от политических веяний.
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой уже о присоединении к ГАТТ. Тогда же была создана рабочая группа, преобразованная после учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации в рабочую группу по вступлению РФ в ВТО.
Сам переговорный процесс по присоединению России начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках рабочей группы торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне.
В состав рабочей группы по присоединению РФ к ВТО входили 60 стран-членов этой организации, в том числе в переговоры по тарифным вопросам было вовлечено свыше 50 членов ВТО, а по доступу на рынок услуг - около 30.
При всех заявлениях об исключительной демократичности ВТО, исходящей из принципа "1 страна - 1 голос", в ней, естественно, существуют полюсы влияния, такие как США, ЕС или Кернская группа (страны-экспортеры сельхозпродукции). Поэтому достижение договоренностей с этими странами открывает прямой путь к вступлению в ВТО.
По сути, все двусторонние переговоры Россия завершила еще пять лет назад. В 2004 году было подписано соглашение о завершении переговоров с ЕС (кстати, подписывал его нынешний глава ВТО Паскаль Лами, который в те времена был комиссаром ЕС по торговле), а в ноябре 2006 года - с США. После этого еще оставалось согласовать ряд системных вопросов в рамках многосторонних консультаций, но зеленый свет был зажжен. Почему завершение переговоров потребовало еще 5 лет, это вопрос, наверное, в большей степени не к переговорщикам, а к политикам, прежде всего в России и США.
Военно-грузинская дорога
Ярко выраженную политическую окраску носили и двусторонние переговоры по ВТО России с Грузией. Официально соглашение об их завершении было подписано еще в мае 2004 года, но летом 2006 года Грузия отозвала свою подпись и стала выдвигать новые требования о своем контроле таможенно-пропускных пунктов на границе России с Абхазией и Южной Осетией.
Ситуация за пять лет, вобравших в себя все самое худшее за историю российско-грузинских отношений, в том числе и военный конфликт, практически зашла в тупик. Но осенью 2011 года представители ЕС, как сообщали западные СМИ, фактически поставили перед Грузией ультиматум - или она дает добро на присоединение России к ВТО, или вопрос о вступлении РФ выносится на голосование (исключительная, но не запрещенная мера для ВТО). Большинство голосов в этом случае Россия бы получила без всяких сомнений.
В результате был найден компромиссный вариант: независимая компания из третьей страны будет привлечена к аудиту данных о торговле на границах России и Грузии с Южной Осетией и Абхазией. Кому пришлось пойти на большие уступки для достижения этого компромисса, сказать сложно, да и вряд ли для мировой торговли этот вопрос имеет хоть какое-нибудь значение, ведь базируется он на чистой воды политике.
Таможенный союз и ВТО
Российские власти неоднократно намекали, что их раздражают все новые и новые препятствия, возникающие на пути к ВТО, и отсутствие у ключевых партнеров по переговорам реальной воли к их завершению. Нервное напряжение вылилось в 2009 году в решения, которые, казалось, заморозят процесс присоединения на долгие годы. В июне правительства России, Казахстана и Белоруссии заявили, что намерены присоединиться к ВТО Единым таможенным союзом, и от индивидуальных переговоров отказываются.
Как это часто бывает, после экспертной проработки и консультаций с ВТО выяснилось, что сделать это в среднесрочной перспективе практически нереально, хотя бы потому, что переговорные процессы трех стран находились в совершенно разных стадиях, особенно сильно отставала Белоруссия.
Поэтому через несколько месяцев это заявление трансформировалось в намерение продолжать индивидуальные переговоры по присоединению к ВТО, но с условием одинаковых обязательств (что в принципе и так следовало из логики Таможенного союза) и единовременности вступления в ВТО. Последнее требование также со временем улетучилось, осталось только одно вполне логичное решение - о единой переговорной позиции.
Как бы то ни было, переговорный процесс России был, по сути, на год заморожен и возобновился только в мае 2010 года.
В мае 2011 года был принят договор о работе Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, призванный обеспечить полноценное функционирование ТС при присоединении одного или нескольких его членов к ВТО. Документ вступит в силу с даты присоединения России к ВТО. Согласно его условиям, нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы ТС.
Кроме этого, договором устанавливается приоритет обязательств страны в рамках ВТО перед ее обязательствами в рамках Таможенного союза.
Прорыв
Принципиальный прорыв произошел в июле 2011 года, когда руководитель рабочей группы озвучил планы ВТО завершить переговоры до конца года.
Видимо, в ВТО понимали, что если Россия не присоединится в самые кратчайшие сроки, переговорный процесс может опять затянуться на долгие годы в связи с выборным президентским циклом в РФ и США. В условиях подступающей второй волны кризиса в ВТО были заинтересованы, чтобы Россия играла в торговой сфере по общим правилам.
В результате все оставшиеся вопросы были достаточно быстро урегулированы, включая режим "промсборки", субсидии сельскому хозяйству, разногласия с Грузией и ряд других. 10 ноября рабочая группа единогласным решением одобрила весь пакет документов о присоединении РФ к ВТО, включая итоговый доклад по системным вопросам, обязательства по доступу на рынок товаров и на рынок услуг.
Министерская конференция ВТО 16 декабря была уже формальностью, так как в истории организации не было случая, чтобы рекомендации рабочей группы по вступлении той или иной страны отклонялись. В торжественной обстановке были одобрены все документы, а глава ВТО Паскаль Лами и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина подписали протокол о присоединении РФ к этой организации. С этой даты России отводится 220 дней на проведение всех внутренних ратификационных процедур, и не позднее 23 июля 2012 года, через 30 дней после подписания президентом ратификационных документов Россия станет полноправным членом организации.
Некоторая интрига остается в том, кто именно подпишет документы о ратификации - успеет ли это сделать действующий президент Дмитрий Медведев, который постоянно пытался ускорить переговорный процесс на политическом уровне, особенно с США, или эта ответственность ляжет уже на нового лидера страны.
Условия присоединения
Тот факт, что Россия так долго вела переговорный процесс, дал отечественным компаниям дополнительный срок, чтобы лучше подготовиться к конкуренции с зарубежными производителями. Все условия по тарифам были согласованы еще в 2006 году, и длительный заключительный этап переговоров, по сути, прибавил порядка 5 лет к переходным периодам по снижению импортных пошлин, которые по большинству товаров составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным - до 7 лет.
Кроме того, снижение средневзвешенного импортного тарифа примерно на 1 процентный пункт по влиянию на экономику примерно соответствует укреплению реального курса рубля на тот же 1%, поэтому валютная политика в не меньшей степени влияет на конкурентоспособность компаний. И если российская промышленность и сельское хозяйство выдерживали практически десятипроцентное укрепление рубля в некоторые годы прошлого десятилетия, то постепенное снижение импортных тарифов в среднем на 3 процентных пункта за 7 лет тем более не должно никого пугать.
Естественно, речь идет в целом о секторах экономики, но некоторые компании, безусловно, попадут в зону риска. Традиционно от либерализации страдали во всех странах легкая и текстильная промышленность, некоторые сектора машиностроения и иногда - смежные с ними отрасли.
Россия с момента присоединения к ВТО снизит только так называемые "антикризисные" пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% с момента присоединения к ВТО (далее по ним предусматривается постепенное снижение в течение семи лет до 15%).
Средневзвешенный импортный тариф в РФ в 2008-2010 годах составлял в среднем 10,3%, в том числе 15,6% по сельхозтоварам и 9,4% - по промышленным. Условия, на которых Россия договорилась присоединиться к ВТО, даже несколько жестче: на момент вступления РФ может в среднем поднять импортную защиту до 11,8%, в том числе 15,2% по сельскохозяйственным и 11,2% по промышленным товарам. Затем в течение переходных периодов пошлины будут снижаться, и в результате средневзвешенный импортный тариф упадет примерно до 7,1%, в том числе до 11,3% по сельхозтоварам и 6,4% - по промышленным товарам.
Таким образом, в целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного, согласованного на переговорах, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентного пункта.
По оценкам Минэкономразвития, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут уменьшены не более чем на 5 процентных пунктов.
Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако в подавляющем большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования.
В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.
Обязательства РФ в области сельского хозяйства отличаются от стандартных, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, страна "связывает" общий объем поддержки, искажающей условия торговли, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.
Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять $9 млрд (что более чем вдвое выше уровня, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года - будет "связан" на нынешнем уровне.
Бонусы от ВТО
Самая очевидная выгода от присоединения к ВТО касается потребителей - это снижение стоимости жизни за счет уменьшения торговых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.
Подешеветь, к примеру, могут рыба, фрукты, овощи, орехи из тропических стран, шоколад, цветы, качественные вина и крепкие напитки, лекарства, текстиль, одежда, обувь, строительные материалы, ювелирные изделия, мебель, электроника и электротехника, медицинские приборы и оборудование, косметика, парфюмерия, моющие средства, автомобили.
Среди производителей первыми преимущества от присоединения к ВТО получат экспортоориентированные предприятия, прежде всего в металлургии, химической промышленности, энергетике, за счет снятия барьеров для доступа российских товаров на рынки членов ВТО, потери от которых, по оценкам, составляют более $2 млрд.
Членство в ВТО налагает много обязательств, лишает возможности просто по своему желанию повышать те или иные импортные пошлины, но и дает инструмент по защите интересов российских компаний на рынках третьих стран. Насколько эффективно Россия сможет этим инструментом воспользоваться, зависит только он нас самих. Поэтому самое интересное только начинается…