2011: тяжелая вода

Водный транспорт и судостроение пережили год, который вряд ли кто-то назовет успешным. И именно "вода" становится главным тревожным индикатором состояния российской инфраструктуры

2011: тяжелая вода
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU - Уходящий год для водного транспорта, стивидорного сектора и судостроения никак не назовешь успешным. Отложенная или даже сорванная приватизация, затянувшаяся мыльная опера с судостроительными активами Сергея Пугачева и, наконец, череда катастроф, самой страшной из которых стала гибель теплохода "Булгария". Пожалуй, именно "вода" становится главным тревожным индикатором состояния российской инфраструктуры.

Приватизация со скрипом

Открытие "приватизационного года" началось в мае с аукциона по продаже госпакета акций (73,33%) одного из крупнейших стивидорных активов - ОАО "Ванинский морской торговый порт". Продажа "Ванино" объективно имела все шансы стать одной из главных удач Росимущества в не самом щедром на крупные продажи году, но получилось ровно наоборот.

На актив со стартовой ценой 934 млн рублей заявилось 15 претендентов, среди которых - структуры En+ Group Олега Дерипаски (владеют 27,8% акций порта), ИГ "Колмар", UCL Holding Владимира Лисина, СУЭК и "Сибуглемет". Борьба ожидалась жаркая - но действительность превзошла все ожидания. Участники торгов сделали более 700 шагов, взвинтив стоимость госпакета более чем в 10 раз, до 10,8 млрд рублей. Один из главных претендентов - En+ - вышла из схватки после отметки 5,6 млрд рублей. В итоге аукцион, который с каждым новым миллиардом все больше напоминал какой-то хитроумный фарс, выиграла малоизвестная компания "Сэлтехстрой", принадлежащая внуку советского государственного деятеля Анастаса Микояна Ивану Микояну.

Из стана победителей первое время раздавались реплики о намерении создать на базе "Ванино" и других активов целый транспортный холдинг, но реальные претенденты на порт пропускали их мимо ушей: по общему мнению, захватывающие торги были ничем иным, как осознанным срывом приватизации в интересах менеджмента. Тот благодаря спецоперации "Сэлтехстроя" сохранял контроль над портом на неопределенный срок.

Доказать именно эту мотивацию победителя торгов вряд ли кому-то удастся, но факт остается фактом: предложенную на аукционе сумму компания Росимуществу так и не заплатила (и потеряла задаток в размере около $3 млн).

Впрочем, на этом скандальная история с портом не завершилась. Сейчас менеджмент порта продолжает борьбу с одним из акционеров - En+.

En+ имеет целый ряд претензий к действующему менеджменту порта "Ванино" и пока безуспешно пытается отстранить его от управления. По мнению En+, порт постоянно снижает объемы перевалки, имущество выводится в аффилированные структуры, компаниям En+ отказывают в перевалке грузов - при том, что портовые мощности "Ванино" остаются незадействованными. В свою очередь, En+ хочет превратить "Ванино" в "полноценный транспортный хаб".

В связи с этим En+ пытается сместить действующего гендиректора порта и поставить своего представителя. Росимущество решение по этому вопросу еще не приняло, пока поддержав лишь смену председателя совета директоров. Советника руководителя Росимущества Анатолия Пащенко должен был сменить независимый директор Андрей Виньков (обозреватель журнала "Эксперт", в число акционеров которого входят структуры Олега Дерипаски).

К концу года борьба за контроль над портом вышла за рамки внутренних разбирательств. Более 500 сотрудников "Ванино" подписали открытое письмо Владимиру Путину, в котором обвинили En+ в сговоре с Росимуществом для того, чтобы поставить своих управленцев. Это, по мнению недовольных работников, свидетельствует о намерении компании получить контроль над портом в обход приватизационного законодательства.

Спустя месяц менеджмент получил ответный удар: дальневосточная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц порта о мошенничестве в особо крупном размере.

Тем временем заседание совета директоров "Ванино", на котором предполагалось рассмотреть вопросы о смене председателя совета директоров и гендиректора, так и не состоялось. По информации источника, знакомого с ситуацией, назначенное на 1 декабря заседание было перенесено после вмешательства губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта.

Дата повторного приватизационного аукциона пока не назначена, но уже известно, что проходить он будет с участием инвестбанка. Многие участники первых торгов уже заявили о своем намерении побороться.

Не состоялись в этом году и аукционы по продаже других госактивов. В частности, с двух попыток так и не были проданы госпакеты Амурского и Енисейского (по 25,5% уставного капитала) пароходств. Ни в первом, ни во втором случае желающих поучаствовать так и не нашлось

Приватизация блокпакета "Совкомфлота", самая, казалось бы, близкая к реализации сделка, была в итоге перенесена из-за плохой конъюнктуры рынка, которая, по признаниям руководства компании, вряд ли изменится в ближайшие годы.

Ложкой меда стала продажа контрольного пакета крупнейшего российского речного порта - ОАО "Осетровский речной порт". В октябре этот актив за 362 млн рублей купило ООО "Авангард". А уже в декабре Федеральная антимонопольная служба разрешила новому владельцу речпорта консолидировать 100% его акций. "Аванград" аффилирован с выходцем из ТНК Феликсом Любашевским. Именно ТНК-ВР наряду с "Сургутнефтегазом" и "Газпромом" эксперты изначально называли в числе потенциальных покупателей порта. Дело в том, что это не просто крупнейший речной порт России, но еще и единственный пункт Ленского бассейна, сообщающийся с железной дорогой (это преимущество он будет сохранять до тех пор, пока ветка не будет построена до второго по величине порта на Лене - "Якутского речного порта"). По сути - это стратегический порт для северного завоза.

Битва за наследство Пугачева

Увязла в корпоративных разборках к концу года и "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), пытающаяся получить контроль над активами "Объединенной промышленной корпорации" (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева - заводами "Северная верфь" и "Балтийский завод". Судостроительные активы ОПК были заложены по кредитам Межпромбанка, входящего в корпорацию и объявленного банкротом, на 32 млрд рублей.

Несмотря на то, что еще в октябре 2011 года ОСК получила от Центробанка доверенность на управление "Северной верфью" и "Балтзаводом", сразу взять их под контроль у госкорпорации не получилось. Если к концу года с "Балтзаводом" разобраться все же удалось и ОСК назначила там своего генерального директора, то контроль над "Северной верфью" пока остается у бывшего менеджмента, который госкорпорация никак не может сместить. В начале декабря ОСК даже подала в суд иск о понуждении "Северной верфи" созвать внеочередное собрание акционеров (рассмотрение искового заявления намечено на 26 января).

Впрочем, не дождавшись решения суда, 27 декабря совет директоров "Северной верфи" все же назначил внеочередное собрание акционеров на 4 апреля. В повестку дня включены два вопроса: о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров "Северной верфи" и об избрании нового состава совета.

Правительство предоставило "Северной верфи" гарантии по кредитам на 22,1 млрд рублей для выполнения государственного оборонного заказа. Именно с этими суммами связано упорство менеджмента, который не торопится отходить от дел, уверены в ОСК.

"Балтзаводу" же выпала честь стать одним из последних пунктов предвыборного маршрута Владимира Путина - туда он приехал 2 декабря. Премьер заявил, что поддерживает план спасения завода, предусматривающий банкротство и создание нового юрлица. И хотя профсоюзу идея банкротства не понравилась, Путин дал понять, что считает эту схему единственно возможной. "Мы делаем это для того, чтобы ни копейки не ушло на погашение каких-то левых схем и не осело в карманах людей, которые завели предприятие в такое состояние", - сказал он.

Те, на кого прозрачно намекнул премьер, угрызениями совести явно не страдают. В преддверии визита главы правительства на Балтзавод ОПК решилась в довольно жесткой форме напомнить о своих правах на судостроительные активы.

"Последнее время в СМИ циркулирует информация о том, что ЦБ РФ или ОСК на основании решения суда осуществляют доверительное управление акциями "Балтийского завода" и завода "Северная верфь", входящих в структуру "ОПК-Судостроение". Данная информация является ложной", - говорилось в заявлении ОПК. Высокому гостю "Балтзавода" в ОПК были явно не рады: целью своего пресс-релиза корпорация назвала "предупреждение о правовых последствиях распространения заведомо ложной информации, а также любого незаконного вмешательства в деятельность предприятий, находящихся в частной собственности, невзирая ни на какие надуманные объяснения, популистские лозунги и участие в противоправных действиях чиновников самого высокого ранга".

А вот контроль над еще одним заводом - "Красное Сормово" - ОСК к концу года все же получила, завершив 23 декабря выкуп доли у группы "Морские нефтегазовые проекты". Сумма сделки - 3 млрд рублей.

Череда катастроф

Любые корпоративные конфликты так или иначе разрешаются, а активы рано или поздно находят своих новых владельцев. А вот последствия катастроф, как правило, необратимы, и именно трагедии запоминаются больше всего и становятся мрачными символами уходящих лет. К сожалению, "вода" в 2011 году спорила с "воздухом" за первое место в черном списке потерь. Практически все ЧП объединяет то, что к общей изношенности фондов добавлялся весомый человеческий фактор. И именно это тревожит больше всего - ведь в обновление инфраструктуры можно вложить сотни миллиардов, но инвестиции в "железо" мало что дадут, если безответственность не уступит место профессионализму.

10 июля 2011 года пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария", построенный в Чехословакии более полувека назад, затонул на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинсукого района Татарстана. На борту находился 201 человек, спасти удалось 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Комиссия Ространснадзора пришла к выводу, что причинами аварии явились невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований безопасности, а также низкая квалификация и недисциплинированность экипажа. Не обошлось в этот раз и без арестов. В рамках расследования обвинение по части 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) было предъявлено главе компании-субарендатора затонувшего теплохода ООО "АргоРечТур" Светлане Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, которые сейчас находятся под арестом. Также за халатность были привлечены к уголовной ответственности руководители волжского управления Госморречнадзора.

Спустя три недели произошла еще одна катастрофа на реке. В ночь на 31 июля в районе набережной Москвы-реки у Лужнецкого моста произошло столкновение маломерного судна и баржи Ока-5. В результате столкновения катер с 16 пассажирами на борту затонул. Погибли девять человек, в том числе владелец и капитан катера. Как выяснится позже, владелец вообще не имел разрешения на перевозку людей.

И в том, и в другом случае суда не были застрахованы.

Закончился год еще двумя крупными катастрофами на воде.

18 декабря буровая нефтеплатформа "Кольская" затонула при буксировке в Охотском море во время шторма. На борту буксируемой платформы в это время находились 67 (!) человек. Спасти из воды живыми удалось 14 человек. Тела 17 погибших подняты из воды. Остальные 36 считаются пропавшими без вести. Cледствие еще не завершено, но, по мнению экспертов, с технической точки зрения главным фактором гибели буровой стал разрыв пряди буксирного троса и последующий дрейф, в ходе которого платформу поставило лагом к волне. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц").

24 и 25 декабря в Охотском и Японских морях затонули две рыболовецкие шхуны под камбоджийскими флагами "Success" и "Gingo". На обоих находились российские моряки. И если все 13 членов экипажа первого судна выжили, то рыбаков с "Gingo" удалось спасти не всех.

Учитывая количество катастроф и жертв, в Федеральном агентстве морского и речного транспорта в начале следующего года будет введена новая должность заместителя главы агентства, который будет отвечать за безопасность мореплавания и судоходства. Остается надеяться, что этот сильный ход сработает.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });