ММВБ присоединила конкурента
Многолетняя конкуренция ММВБ и РТС завершена: с понедельника ОАО "Фондовая биржа РТС" прекращает существование как юрлицо в результате присоединения к ЗАО "ММВБ"
Москва. 19 декабря. INTERFAX.RU - ОАО "Фондовая биржа РТС" утром в понедельник прекратит свое существование как юридическое лицо в результате присоединения к ЗАО "ММВБ", так завершится многолетняя конкуренция между двумя крупнейшими российскими биржевыми площадками.
Торги на РТС стартовали в 1995 году на классическом рынке, который предоставлял участникам возможность торговать в долларах и не требовал предварительного депонирования. Организатором торгов выступало некоммерческое партнерство РТС (НП РТС), все участники торгов должны были стать членами партнерства. Кстати, это условие сохранилось и после того, как торги были переведены на ОАО "РТС".
ЗАО "ММВБ" было создано в 1992 году для проведения валютных торгов, рынок акций на бирже появился в 1997 году. Основными акционерами ММВБ, естественно, стали ЦБ РФ и коммерческие банки.
Первые шаги
Необходимость организации торговли возникла после проведения приватизации. Тогда многие брокерские компании собирали в регионах приватизационные чеки, которые затем превратились в акции. Это положило начало торговле ценными бумагами, которая проходила через телефонные звонки. Но долго так продолжаться не могло.
Председатель совета директоров компании "Олма" Олег Ячник (один из основателей РТС) в книге "РТС - биржа, формирующая рынок 15 лет" вспоминает, что 15 мая 1994 года в гостинице "Славянская" состоялось собрание, на котором представители 15 российских инвестиционных компаний учредили Профессиональную ассоциацию участников фондового рынка (ПАУФОР). Среди этих компаний, в частности, были "Олма", "Тройка Диалог", "Ринако плюс", "Тринфико", "Аналайз", "Атон", "Центринвестсекьюритиз", "Брансвик", "Восточная инвестиционная компания", "Российский брокерский дом", "Грант", "Кредит Свисс Ферст Бостон". Президентом ПАУФОР был выбран Дмитрий Пономарев.
Тогда в рамках ПАУФОР на грант международного фонда у NASDAQ была куплена торговая платформа, но не "боевая", а одна из резервных. "Естественно, она не очень подходила к действительности российского рынка. Алексей Телятников реанимировал эту платформу, а Дмитрий Пономарев обеспечил юридическую сторону вопроса", - рассказал агентству "Интерфакс-АФИ" Владислав Стрельцов, работавший в РТС с 1998 года, а в 2003-2004 возглавивший биржу.
Торговая система была запущена осенью 1994 года, но это еще не были биржевые торги. Система представляла собой информационно-котировальную доску, которая показывала индикативную цену.
По словам В.Стрельцова, в это же время регулятор запретил саморегулируемой организации заниматься торговлей, и из ПАУФОР были выделены Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и, собственно, само НП РТС. Д.Пономарев возглавлял НП РТС с 1995 по 2000 год, затем еще два года он был председателем совета директоров партнерства.
Кризис 1998 года
Биржа РТС, как и участники торгов, тяжело перенесла кризис 1998 года. Тогда индекс РТС достиг своего минимума в 38,53 пункта. На сегодняшний день индекс составляет чуть меньше 1400 пунктов. Максимальное значение индекса РТС было достигнуто в мае 2008 года - 2487,92 пункта.
"После кризиса на РТС была введена схема "поставка против платежа", и встал вопрос о создании расчетной системы", - рассказал В.Стрельцов. По его словам, сначала РТС работала по расчетам через ABN Amro, затем через JP Morgan Chase. При этом РТС продолжала оставаться местом для торговли с иностранными инвесторами, на рынке работал ограниченный круг участников - около 15, которые рассчитывались друг с другом в рамках выставленных лимитов. Это означало торговлю крупными пакетами ликвидных акций, а также ограниченный круг участников торгов, что не способствовало наполняемости системы новыми сделками и бумагами.
При этом фондовый рынок ММВБ показывал взрывной рост оборотов по ценным бумагам. "Практически ММВБ создала совершенную противоположность классическому рынку РТС: расчеты в рублях, преддепонирование, анонимные торги, клиринг", - рассказал агентству "Интерфакс-АФИ" Иван Тырышкин, который в 1998-2001 годах был главой НАУФОР, а в 2001-2003 годах - главой РТС.
По его словам, ММВБ ввела свой спотовый рынок в 1997 году, когда никто не хотел совершать сделки в нестабильном рубле. "Тогда все сомневались относительно успешности этого проекта. Сейчас очевидно, что РТС недооценила своего противника. Когда страна начала выходить из кризиса, и рубль начал стабилизироваться, рынок ММВБ показал взрывной рост оборотов. К этому времени РТС уже не имела технологических возможностей предоставить рынку аналогичный продукт", - сказал И.Тырышкин. На классическом рынке РТС в то время каждый день заключалось всего по 15-20 сделок на $50-100 млн.
"Сложилась ситуация, когда через РТС заходил иностранный инвестор, а локальный инвестор торговал на ММВБ, поскольку банки, торгующие на ММВБ, обеспечивали этому рыку ликвидность через широкие возможности маржинального кредитования", - пояснил В.Стрельцов.
Спасительный "Газпром"
РТС надо было найти новую бизнес-идею для дальнейшего развития, например, привлечь на торги к себе ликвидную бумагу, которая стала бы локомотивом спотового рынка. И такая бумага нашлась - это были акции "Газпрома". "В то время Борис Ельцин по инициативе Юрия Лужкова своим указом ограничил биржевую торговлю акциями "Газпрома". Они могли обращаться только на четырех биржах: две региональные, биржа "Санкт-Петербург" (тоже не очень сильная) и Московская фондовая биржа. Последняя в результате стала практически монопольной биржей по обращению бумаги одного эмитента", - рассказал он. Биржа "Санкт-Петербург" тогда не обладала расчетной системой по ценным бумагам, при этом на бирже в зачаточном состоянии находился срочный рынок.
Став монополистом, Московская фондовая биржа приняла решение о повышении тарифов, что заставило "Газпром" (искать другую площадку. "Мы совместно с биржей "Санкт-Петербург" предложили "Газпрому" свою площадку и расчетную систему. Образовался тройственный союз, в результате которого РТС и "Газпром" вошли в капитал биржи "Санкт-Петербург", - сказал В.Стрельцов.
Основную работу по договоренностям с биржей "Санкт-Петербург" провели Д.Пономарев и Константин Корищенко, возглавлявший РТС в 2000-2001 годах. "Вместе с Дмитрием Пономаревым мы практически завершили достигнутые ранее договоренности конкретными действиями и запустили с биржей "Санкт-Петербург" два проекта - один по акциям "Газпрома", другой - по срочному рынку", - вспоминает И.Тырышкин.
По первому проекту РТС предоставляла бирже "Санкт-Петербург" свою расчетную систему, клиринг и технический центр, по второму все было наоборот - РТС выступала организатором торговли, а биржа "Санкт-Петербург" исполняла функции технического центра. После этого в РТС перешли Роман Горюнов и Андрей Белинский, которые участвовали в создании срочного рынка на бирже "Санкт-Петербург".
По словам В.Стрельцова, все понимали, что при либерализации рынка акций "Газпрома", РТС потеряет спот-рынок. Поэтому были попытки привлечь на РТС и других крупных эмитентов, в частности была создана СГК (система гарантированных котировок) с расчетами в рублях и Т+0. Однако это не помогло, и при либерализации торги акциями "Газпрома" перетекли на ММВБ.
Срочный рынок
"РТС повезло, что либерализация рынка акций "Газпрома" произошла не сразу, это позволило заработать достаточное количество средств для развития срочного рынка", - отметил И.Тырышкин. Впоследствии ММВБ несколько раз совершала попытки запустить свой срочный рынок, однако они не удались, так же как и попытки РТС повторить спотовый рынок ММВБ. "На фондовом рынке работает правило первой ночи: услуга получает развитие только на той бирже, на которой она была первой предоставлена. Законодателем мод является лидер", - считает И.Тырышкин.
Однако при действующем тогда законодательстве развить срочный рынок было практически невозможно. В этот момент произошли изменения в регулировании фондового рынка. Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) была преобразована в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). Главой службы стал Олег Вьюгин, а его заместителем В.Стрельцов. "Нужны были изменения в законодательстве, не было даже возможности создать нормальные производные на индексы. И в этом большую роль сыграл Олег Вьюгин. В частности, он внес изменения в Гражданский кодекс по защите производных сделок, когда их перестали рассматривать как сделки пари", - сказал В.Стрельцов.
По его мнению, ММВБ не слишком претендовала на развитие срочного рынка, потому что этот рынок несет в себе большие риски, которые нежелательно брать на себя государственной структуре. С другой стороны, решения в РТС принимались более оперативно, поскольку их принимали сами участники рынка. "Произошло негласное разделение рынков, которое не предполагало конкуренции между биржами. Вся конкуренция была в головах советов директоров и исполнительных дирекций бирж", - отметил он.
Война депозитариев
"Конкуренция в головах" привела к продолжительному конфликту между расчетными депозитариями обеих бирж - "Депозитарно-клиринговой компании" (ДКК, входит в группу РТС) и "Национальным расчетным депозитарием" (НРД, ранее - "Национальный депозитарный центр", НДЦ, входит в группу ММВБ).
Противостояние двух депозитариев началось после кризиса 1998 года. До кризиса акционерами ЗАО "ДКК" были более 30 участников, каждому из которых принадлежало порядка 2-3%. После кризиса число акционеров сократилось, за счет этого РТС аккумулировала порядка 11% акций ДКК, а Росбанк (тогда - Онэксимбанк, выполнявший функцию расчетного депозитария ММВБ) довел свою долю до 28%. Чтобы не допустить дальнейшей консолидации акций депозитария в руках Росбанка, владельцы 52% акций ДКК передали свои пакеты в некоммерческое партнерство ДКК. Эти акции впоследствии купила РТС. Росбанк из-за того, что депозитарий ДКК был создан в виде ЗАО, не мог никому перепродать свой собранный пакет акций, поскольку должен был предложить его сначала всем остальным акционерам ДКК. Чтобы обойти это законодательное ограничение Росбанк подарил НДЦ одну акцию ДКК, а потом по полному праву продал свои 28% за $1 млн. В дальнейшем НДЦ удалось довести свой пакет в ДКК до 37,29%.
Конфликт между двумя депозитариями усилился, когда в Госдуму был внесен законопроект о центральном депозитарии, который устанавливал требования к собственному капиталу претендента на роль центрального депозитария в размере 1 млрд рублей. Представители НДЦ несколько раз блокировали решение совета директоров ДКК об увеличении уставного капитала. Этот конфликт удалось разрешить только в 2010 году после вмешательства главы ФСФР Владимира Миловидова. НДЦ согласился продать свой пакет акций депозитария РТС за 446 млн рублей.
Ошибка РТС
По словам И.Тырышкина, глава ФКЦБ Игорь Костиков в 2003 году однозначно заявил, что считает форму биржи в виде некоммерческого партнерства архаичной и дал ограниченное время для перехода на коммерческую основу. В декабре 2003 года совет директоров НП РТС принял решение о создании ОАО "Фондовая биржа РТС".
Всем членам НП РТС было предложено пропорционально приобрести пакеты акций в ОАО "РТС", однако многие члены партнерства отказались тратить дополнительные средства для участия в капитале биржи. После чего оставшийся пакет акций был предложен акционерам ОАО "РТС" исходя из их оборотов на бирже. Так РТС обзавелась крупными акционерами, такими как "Тройка Диалог". При этом акционеры РТС заключили джентльменское соглашение о том, что один акционер не может владеть более 10% капитала РТС.
"Я до сих пор не уверен в правильности этого шага (акционирования - ИФ). По-моему мнению, биржа может существовать в виде некоммерческого партнерства, потому что форма акционерного общества не смогла решить проблему, когда ряд участников, которые были на старте проекта, по разным причинам ушли с рынка. Вместо них пришли просто инвесторы, которым нет особого дела до инфраструктуры рынка и его развития как такового, поскольку не все проекты по развитию рынка несут коммерческую составляющую", - считает И.Тырышкин. Другими словами, акционирование РТС привело к тому, что среди крупных акционеров биржи оказались не участники торгов, а инвесторы, для которых приоритетом является увеличение капитализации актива.
Такого же мнения придерживается и В.Стрельцов: именно акционирование РТС сделало неизбежным ее поглощение со стороны ММВБ. "Как только биржа стала товаром, ею стали торговать. Это был только вопрос времени, когда тяжелая финансовая ситуация приведет к тому, что акционеры биржи продадут свои пакеты. Акционирование РТС было ошибкой", - говорит он.
С чем столкнется ММВБ?
Помимо вопросов, связанных с объединением рынков обеих бирж, депозитариев и расчетных палат, руководству "ММВБ-РТС" придется доказать правильность решения об объединении бирж. По мнению В.Стрельцова, для эффективного развития фондового рынка в России нужно объединять не биржи, а расчетные структуры - НРД и ДКК. "Бирж может быть множество, а расчеты едиными, при этом важно участие в капитале депозитария ЦБ РФ, который выступает гарантом предоставления ликвидности в критические моменты", - считает он. В этом случае, по его мнению, государству не пришлось бы брать на себя риски срочного рынка, который более эффективно и оперативно управляется участниками рынка, и в то же время государство смогло быть гарантом надежности расчетов. "Это будет главной проблемой в работе объединенной биржи, которая приведет к конфликту интересов государства и участников рынка", - отметил он.
Не менее важная проблема, которую руководству объединенной биржи придется решать, - одновременное существование двух спотовых рынков в рамках одной биржи: классического рынка РТС и спотового рынка ММВБ. Ликвидация классического рынка может закрыть для иностранных инвесторов выход на российский фондовый рынок.
Недовольных сервисом новой биржи ждут только за рубежом. "В России пока альтернативных торгов нет. Остается надеяться на рыночность самих объединителей и их готовность выстраивать корректное корпоративное управление новой структуры… Очень надеюсь на то, что участники рынка смогут быстро адаптироваться к новым условиям и форматам, и им не придется искать фондового счастья за рубежом", - написал в своем блоге председатель наблюдательного совета группы компаний "Алор" Анатолий Гавриленко.
"Для меня основным событием уходящего 2011 года является не объединение двух крупнейших бирж, а то, что осталось НП РТС, которое, как я надеюсь, сможет реализовать не менее амбициозные проекты, чем создание биржи РТС", - сказал И.Тырышкин.