Италия у точки невозврата. Что дальше?
Европейский долговой кризис развивается по самому скверному сценарию из возможных. Волна недоверия инвесторов захлестнула Италию, а вопрос о том, сможет ли ей помочь Евросоюз, остается открытым
Москва. 10 ноября. INTERFAX.RU - Самые пессимистические сценарии, которые обсуждались два года назад, когда европейский долговой кризис только начинал набирать обороты, начинают сбываться.
Волна недоверия со стороны инвесторов, поглотившая Грецию, Португалию и Ирландию, теперь захлестнула и Италию, третью крупнейшую экономику еврозоны, переведя кризис в новую опасную фазу. Остается открытым вопрос, есть ли вообще у Евросоюза финансовые механизмы, чтобы помочь Италии, и какая из стран может стать следующей жертвой рынка.
Европа ждет, что Италия справится сама
Европейские официальные лица в среду говорили, что они ждут формирования в Италии нового кабинета, а не планируют чрезвычайные меры, чтобы развернуть ситуацию, пишет в четверг Financial Times. Решение не менять позицию, по-видимому, отражает точку зрения, что только сама Италия может изменить настроения на рынках, и молчаливое признание, что инструменты, имеющиеся в международном арсенале, становятся все более ограниченными.
"Европейский союз по сути ничего не может сделать в нынешней ситуации, - считает Сони Капцур из исследовательской фирмы Re-Define. - Надо дать (политической - ИФ) ситуации разрешиться".
В пятницу итальянский Сенат должен утвердить пакет мер по сокращению госдолга и стабилизации бюджета, после принятия которого премьер-министр страны Сильвио Берлускони уйдет в отставку. В Палате депутатов, нижней палате, аналогичная процедура пройдет либо в субботу во второй половине дня, либо в воскресенье. Первоначально голосование было назначено на середину следующей недели, однако парламентарии решили ускорить обсуждение вопроса и отставку С.Берлускони.
Как ожидается, после отставки С.Берлускони начнутся консультации по формированию нового кабинета, имеющего большинство в парламенте. Если этого сделать не удастся, будут объявлены внеочередные выборы.
Экономисты считают, что в своей основе итальянская экономика значительно крепче, чем греческая. Хотя уровень госдолга Италии и достигает 120% ВВП, бюджетный дефицит в стране находится на низком уровне, банковская система стабильна. В этой ситуации реформы, направленные на снижение долга и оживление экономики, смогут дать хороший эффект, пишет FT.
В частности, за счет программы приватизации на сокращение госдолга может ежегодно направляться до 5 млрд евро.
Учитывая рост стоимости заимствований, а также ситуацию в экономике, Италии могут потребоваться дополнительные бюджетные меры, чтобы выйти к 2013 году на сбалансированный бюджет.
Кто может спасти Италию
Возможность оказания полномасштабной внешней финансовой помощи Италии выглядит достаточно сомнительной, учитывая огромный масштаб ее экономики.
Международный валютный фонд (МВФ) и Европейский фонд финансовой стабильности могли бы пойти по более мягкому варианту и открыть Италии резервную (precautionary) кредитную линию.
МВФ может предоставлять такие займы странам, которые столкнулись с временными трудностями, но в целом имеют прочную экономику. Такое финансирование могло бы поддержать план реформ в Италии, однако одновременно оно могло бы еще больше напугать инвесторов. Кроме того, размер помощи, учитывая потребности Италии, будет недостаточным: объем ее заимствований при текущей стоимости привлечения средств должен составить в 2012 году 300 млрд евро, а МВФ и европейский стабфонд смогут дать лишь 50-80 млрд евро.
Еще одним вариантом является полномасштабная внешняя финансовая помощь, как это было в случае с Грецией. В этом случае кредиторы должны будут изыскать огромные суммы. Так, 130 млрлд евро, предоставляемые Греции на три года, обеспечат потребности Италии лишь в течение 6 месяцев. Между тем Европейский фонд финансовой стабильности пока имеет в своем распоряжении лишь 250 млрд евро, которые он может выдать в виде кредитов.
ЕЦБ пока помочь не может
Аналитики рассматривают также вариант поддержки Италии Европейским центральным банком (ЕЦБ), который выступил бы в этом случае в качестве кредитора последней инстанции. Однако это запрещено соглашениями, которые заключили страны еврозоны, против такого кредитования правительств выступает Германия. Берлин, как известно, выступал даже против ограниченной программы покупки суверенных облигаций.
Кроме того, даже ресурсов ЕЦБ может не хватить на спасение рынка облигаций Италии при развитии ситуации по наихудшему сценарию.
ЕЦБ утратит независимость и перестанет выполнять свои основные функции, если его начнут активно использовать как последнее средство спасения стран еврозоны от долгового кризиса, считает член совета управляющих ЦБ Юрген Штарк.
Как пишет MarketWatch, Ю.Штарк настаивает на том, что государства зоны евро сами виноваты в своих проблемах и потому должны самостоятельно привести свои бюджеты в порядок, не опираясь при этом на ЕЦБ.
Греция и Италия – "почти ничего общего"
"Ситуация в Греции не является картиной будущего Италии, у них нет почти ничего общего", - утверждает руководитель отдела валютной стратегии Brown Brothers Harriman Марк Чандлер.
Он не отрицает, что, возможно, поверхностное сходство Италии с Грецией, дефолт которой инвесторы уже давно считают неизбежным, существует, но "масштабы итальянских проблем намного больше, чем греческих, так как госдолг Италии больше, чем обязательства Греции, Ирландии, Испании и Португалии вместе взятых".
Весь рынок итальянских облигаций - это фантастические 1,9 трлн евро, он является третьим по величине в мире после рынков госдолга США и Японии. Отношение госдолга к ВВП Италии приближается к 120%.
"Когда кризис приобретает региональный характер в той степени, как мы наблюдаем сейчас, региональные финансовые договоренности перестают работать. Начинает действовать "перекрестное заражение" во всех сферах", - утверждает экс-руководитель МВФ, главный экономист Lisbon Council Алессандро Лейпольд.
На долю Италии приходится 20% ВВП еврозоны, поэтому (в отличие от Греции) Италия - системообразующая экономика Европы, и ее проблемы создают системные риски для всего мира, полагает главный рыночный аналитик JPMorgan Asset Management Ребекка Паттерсон.
В перспективе Италия находится в более выгодном положении, чем Греция, полагает М.Чандлер. В число основных причин он включил тот факт, что средняя срочность долговых обязательств Италии намного больше, чем в Греции, поэтому рост доходности создает не неотложную проблему, а растягивается по времени.
Налоговые поступления в Италии будут существенно выше стоимости обслуживания долга даже при стабилизации доходности 10-летних облигаций выше 7%. Совокупное долговое бремя в государственном и частном секторе в Италии существенно ниже, чем в большинстве развитых стран, при этом кредиторами по более чем 50% задолженности выступают итальянские физические и юридические лица, что дает правительству больше возможностей управления долгом.
И, наконец, "у Италии есть и другие источники финансирования", отметил М.Чандлер. Например, ее золотой запас является четвертым по величине в мире.
"Так что на самом деле проблема Италии - это проблема доверия, а не кредитоспособности", - сказал он.
Инвесторы опасаются цепной реакции
Доходность эталонных итальянских гособлигаций (срок обращения - 10 лет) подскочила в среду до максимальной отметки за все время существования евро - 7,25%, при этом в ходе торгов она повышалась до 7,48%. Греция, Португалия и Ирландия были вынуждены обратиться за финансовой помощью после того, как стоимость привлечения денежных средств для них превысила 7%.
В четверг Италии предстоит аукцион годовых векселей, в следующий понедельник - размещение 5-летних госбумаг. Эксперты уже называют эти аукционы "лакмусовой бумагой долгового кризиса".
Фондовые рынки на грани паники: европейские индексы в среду упали в среднем на 1,7%, американские индексы обвалились на 3,2-3,9%, азиатские площадки теряют капитализацию в четверг рекордными темпами за 2 месяца.
Банки и другие крупные инвесторы энергично избавляются от итальянских госбумаг, чтобы снизить объем рисков, что дополнительно увеличивает доходность бондов. Например, BNP Paribas с июля сократил вложения в обязательства итальянского правительства на 40% - до 12,2 млрд евро.
"Наше народное хозяйство находится в условиях войны. Я никогда не видел ничего подобного, ликвидность просто испарилась", - прокомментировал ситуацию председатель совета директоров итальянского банка Credito Valtellinese Джованни де Ченси.
"Раньше Италия была одним из самых ликвидных рынков мира, но теперь это не так. Не так давно инвесторы без проблем оперировали партиями итальянских облигаций на 500 млн евро и больше, а сейчас сложно пристроить бумаги больше чем на 50 млн евро", - утверждает руководитель отдела стратегии европейских процентных ставок RBC Capital Markets в Лондоне Питер Шаффрик.
"Двухскоростная Европа"
Панические настроения на рынках усугубляются слухами из Брюсселя о том, что Франция и Германия обсуждают "изгнание" некоторых стран из еврозоны. Официальные представители французского правительства поспешили опровергнуть эту информацию. По их словам, Франция и Германия ведут переговоры об изменении основных европейских соглашений, которые позволят усилить скоординированность экономического управления в еврозоне.
Великобритания и другие страны ЕС, не использующие евро, выступают против подобных изменений, а для их принятия требуется одобрение всех стран еврозоны. Германия предложила странам еврозоны принять новые бюджетные соглашения, которые дополняли бы общеевропейские рамочные договоренности. При этом эксперты считают, что усиление контроля в бюджетной сфере еврозоны может заставить более слабые страны отказаться от евро, хотя готовых стратегий выхода из еврозоны пока также не существует.
Даже если евро стабилизируется, предлагаемые Германией соглашения приведут к формированию "двухскоростной Европы" - в одну группу попадут 17 (пока еще) стран еврозоны, в другую - все остальные члены ЕС. И такое разделение не радует ни тех, ни других.
Заместитель премьер-министра Великобритании Ник Клегг заявил в среду, что страны еврозоны не должны "пытаться создать клуб внутри клуба" и ускорять интеграцию, чтобы спасти евро.
Между тем президент Франции Николя Саркози во вторник усилил волнения на рынках, подчеркнув, что "две скорости развития" являются единственным вариантом существования единой Европы. "Нас сейчас 27. Очевидно, что в какой-то момент, нам придется включить Балканы. Нас будет тогда 32, 33, 34 страны. Никто не думает, что федерализм и полная интеграция возможны с 33, 34 или 35 государствами", - заявил он на лекции для студентов Страсбургского университета.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в среду вновь призвал все страны Европы к единству и рекомендовал всем им перейти на евро. "Раздробленный союз не будет работать", - считает Ж.М.Баррозу.