Необходимо добиться того, чтобы контролирующие органы работали на предупреждение происшествий
Начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры РФ Елена Глебова рассказывает о необходимости полноценного функционирования надзорных органов в сфере транспорта
Москва. 31 октября. INTERFAX.RU - Интервью с начальником управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры России Еленой Глебовой.
- Елена Алексеевна, разрешите начать с такого вопроса – для чего нужна транспортная прокуратура, почему ее надо выделять из общей системы прокуратуры?
- Не секрет, что транспортная сфера – это своего рода кровеносная система государства. Без ее полноценного функционирования невозможно говорить о совершенствовании экономических механизмов страны и развитии общества в целом. Кроме того, транспорт представляет собой сложный комплекс, каждый элемент которого сам по себе является источником повышенной опасности, требующим особого внимания. К сожалению, количество происшествий на воздушном, водном и железнодорожном транспорте в последнее время не уменьшается. Достаточно вспомнить недавние крушения на "Булгарии" и Як-42, теракт в аэропорту "Домодедово", другие транспортные аварии с человеческими жертвами, вызвавшие широкий резонанс в стране, чтобы осознать значение и роль отрасли и обеспечения ее безопасного функционирования.
С учетом всего этого руководство Генеральной прокуратуры в 2007 году приняло решение воссоздать системы специализированных транспортных прокуратур. Кроме того, не последнюю роль здесь сыграло и то обстоятельство, что прокурор, надзирающий за исполнением законов на транспорте, должен быть не только высокопрофессиональным юристом, но и обладать определенным багажом технических знаниями, пониманием технологических процессов на транспорте.
- Какие проблемы и направления этой сферы вашей деятельности Вы бы выделили в первую очередь, как наиболее значимые?
- У нас нет более значимых или менее значимых направлений - как известно, на транспорте мелочей не бывает. Но безусловным приоритетом, конечно, является надзор за соблюдением прав человека и гражданина на транспорте. Отсюда и основные направления нашей деятельности – обеспечение надзорными мерами безопасности эксплуатации транспорта, защищенности объектов инфраструктуры, качества работы контролирующих и надзорных органов, соблюдение прав несовершеннолетних и граждан с физическими ограничениями, а также защита прав потребителей.
В этом году, в частности, Генеральная прокуратура провела с привлечением транспортных прокуроров масштабную проверку соблюдения прав авиапассажиров. Обнаружены многочисленные нарушения. Так, люди не получали полной и достоверной информации о воздушной перевозке, допускались необоснованные задержки рейсов. Многие авиаперевозчики вопреки требованиям законов "О государственном языке Российской Федерации" и "О защите прав потребителей" электронные пассажирские билеты оформляли на иностранном языке без перевода на русский.
Особое внимание в рамках проверки уделялось вопросам ценовой политики перевозчиков. Мы вскрыли факты грубого нарушения антимонопольного законодательства при установлении тарифов на воздушные перевозки. Например, одна из авиакомпаний, выполнившая в 2010 году почти половину пассажирских перевозок по маршруту Ростов-на-Дону – Москва – Ростов-на-Дону, необоснованно взимала с пассажиров разную плату - от 4 до 7 тысяч рублей - за одну и ту же услугу. Как результат, за злоупотребление доминирующим положением на рынке авиаперевозчик подвергнут штрафу в размере 3,5 млн. рублей. Деньги, согласитесь, немаленькие. Теперь будут знать…
Для устранения выявленных нарушений приняты меры прокурорского реагирования, в частности, мы потребовали от руководителей Федеральной антимонопольной службы и Роспотребнадзора усилить контроль в сфере воздушных перевозок. Если говорить о цифрах - прокурорами внесено более 240 представлений, возбуждено 350 дел об административных правонарушениях, опротестовано 14 незаконных правовых актов, в суды направлено 24 исковых заявления.
- Елена Алексеевна, в этом году произошел ряд трагических событий, о которых мы уже говорили - теракт в "Домодедово", катастрофы с судами на воде и в воздухе. Насколько известно, по ним проводились прокурорские проверки. Что они показали?
- Начну с теракта. В последние годы в нашей стране в целом сформировалась система противодействия терроризму, основанная на взаимодействии правоохранительных органов и органов исполнительной власти всех уровней. Составная часть этой системы - обеспечение координации антитеррористической деятельности и повышение оперативности и эффективности реагирования на террористические угрозы. Важную роль здесь играют проверки, которые на постоянной основе проводят транспортные прокуроры. По их результатам принимаются меры по устранению выявляемых угроз.
Взрыв, прогремевший 24 января этого года в аэропорту "Домодедово", вскрыл ряд серьезных недостатков в обеспечении безопасности населения на транспорте, а также антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
По поручению Генерального прокурора Юрия Чайки мы провели проверки кадровой укомплектованности и технической обеспеченности подразделений транспортной полиции, проанализировали нормативную правовую базу в этой сфере. В результате вскрыт ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного решения.
В частности, практически во всех аэровокзалах страны из-за малочисленности сотрудников ОВД на транспорте досмотр пассажиров, транспортных средств и грузов проводился не так, как положено, а в ряде аэропортов досмотр вообще не производился. На территории Северо-Кавказского федерального округа – региона с повышенным уровнем террористической угрозы – из 155 железнодорожных вокзалов лишь на 65 имелись подразделения транспортной милиции.
Упущения обнаружены при издании нормативных правовых актов в сфере безопасности на транспорте, подобные документы приняты только после прокурорских проверок. В результате работники транспортной инфраструктуры не могли правильно оценить уязвимость и категорию объектов транспорта и транспортных средств, не разрабатывали планы обеспечения транспортной безопасности.
На большинстве вокзалов и аэропортов отсутствовали либо находились в ненадлежащем состоянии технические средства и инженерные сооружения. Повсеместно на железнодорожных вокзалах и станциях не было досмотрового оборудования и спецоборудования для контроля. Камеры наружного наблюдения находились в нерабочем состоянии или вообще отсутствовали. Вскрыты многочисленные случаи беспрепятственного доступа постороннего транспорта на перроны вокзалов.
Такое положение вещей просто недопустимо. Ведь понятно, что террористы ищут наиболее слабые и уязвимые места, ну а задача государственных органов и объектов транспортной инфраструктуры, сделать так, чтобы таких мест не было.
По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, ряд виновных должностных лиц привлечен к дисциплинарной ответственности.
- Катастрофы с транспортом случались и раньше, но количество происшествий с катерами и теплоходами в этом году, кажется, зашкаливало? Что происходит, вы разбирались?
- Конечно. Все эти события говорят о серьезных проблемах на воде. После расследования технических причин крушения теплохода "Булгария", обстоятельств гибели людей в Москве-реке и проведенных нами прокуратурой проверок можно резюмировать, что катастрофы стали следствием одних и тех же причин.
Во-первых, состояние речных судов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Более половины пассажирских теплоходов имеют возраст свыше 30 лет, степень износа объектов транспортной инфраструктуры крайне высока.
Во-вторых, судовладельцы в основной своей массе безответственно относятся к вопросам обеспечения безопасности плавания. Зачастую жажда наживы перевешивает необходимость соблюдения установленных норм и требований, нарушаются элементарные правила технического оборудования судов. Крайне низок, к сожалению, и уровень профессиональной подготовки плавсостава. Нередко учебные заведения обучают слушателей и курсантов знаниям и навыкам не в полном объеме, ссылаясь не нехватку финансирования, а на судах остается все меньше тех специалистов, у которых можно на практике перенять опыт.
И, в-третьих, у наших сограждан, к сожалению, недостаточно развито чувство требовательности к организациям, оказывающим различные услуги, в том числе на транспорте. Ведь люди часто видят плачевное техническое состояние теплоходов, но платят за сомнительные услуги деньги, порой немалые, и выходят в плавание на свой страх и риск.
Другими словами, когда эти причины сходятся в одно время в одном месте, вероятность трагических последствий многократно увеличивается. Причем, перечисленные проблемы характерны для всех видов транспорта.
- Не эти ли причины привели к катастрофе самолета Як-42 под Ярославлем?
- До тех пор пока не завершено расследование, проводимое Межгосударственным авиационным комитетом, комментарии конкретных причины авиакатастрофы некорректны.
Что касается нашей части работы, скажу, что Генеральной прокуратурой проведена проверка законности подготовки летных экипажей и выдачи свидетельств пилотов коммерческой авиации. Ространснадзора и Росавиации поручено проверить соблюдение лицензионных и сертификационных требований всеми российскими эксплуатантами самолетов Як-42. По поступившей информации контролирующих органов, проверены 15 авиакомпаний, осуществляющих перевозки на воздушных судах данного типа, приостановлена эксплуатация 10 самолетов Як-42, ряду авиакомпаний выданы инспекторские предписания.
Основная задача таких поручений – добиться того, чтобы контролирующие органы работали на предупреждение происшествий, а не только в рамках устранения причин уже случившейся катастрофы.
В заключение хочется сказать, что мы будем и впредь самым строгим образом спрашивать за неукоснительное соблюдение законов, пресекать нарушения прав наших граждан, в том числе на безопасное пользование транспортом.