Средний класс скорее жив, чем мертв

В ближайшем будущем представителей среднего класса в мире станет больше, однако расти данная социальная группа будет за счет населения Китая и Индии

Средний класс скорее жив, чем мертв
Фото: Reuters

Москва. 11 июня. INTERFAX.RU - Государство среднему классу всегда уделяет большое внимание - он считается основой для роста экономики, оплотом социальных ценностей и базовым электоратом, наконец. В развитых странах данная социальная группа сужается на фоне нарастающего неравенства, констатируют эксперты Goldman Sachs, однако в общемировом масштабе картина прямо противоположна – средний класс стремительно наступает.

Мировой средний класс увеличивается за счет населения из стран с благоприятной демографической ситуацией - стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а также 11 потенциальных членов БРИК (страны N-11). К 2050 г., по прогнозу Goldman, большая часть доходов среднего класса (около 60% от общемирового ВВП) будет приходиться на шесть стран из N-11 (Египет, Филиппины, Индонезия, Иран, Мексика, Вьетнам) и три из БРИК (Китай, Индия, Бразилия).

Покупательная способность населения в экономических системах среднего уровня постоянно увеличивается. В основе этого лежит рост экономик развивающихся стран. Если еще в 1980 г. 7 крупнейших экономических систем в мире относились исключительно к развитым странам, то теперь данный список включает и Китай, а к 2025 г. может с легкостью объединить все страны БРИК (России при этом отводится 6 место). К 2050 г., по прогнозу Goldman, в семерке могут остаться только США.

Средний класс растет на 70 миллионов человек ежегодно, и уменьшения темпов роста пока не ожидается. Пик роста Goldman прогнозирует в 2030 г., когда ежегодный прирост будет составлять порядка 90 миллионов. Согласно прогнозам экспертов, к 2030 г. два миллиарда людей в мире смогут с гордостью говорить о принадлежности к среднему классу. Такие цифры затмевают даже стремительный рост данной социальной группы, наблюдавшийся в ныне развитых странах в XIX веке.

Особо авторы выделяют Китай и Индию - они считаются флагманами процесса, причем рост идет как за счет развития экономики, так и за счет увеличения численности населения, чем, к сожалению, не может похвастаться Россия, несмотря на оптимистичные прогнозы по росту ВВП (более $70 тыс. на душу населения к 2050 г., что выводит страну на 7 место в мире). В Китае процент людей, относящихся к среднему классу, увеличился с 1% в начале 90-х до 35% к настоящему времени, а к 2020 г. таковых будет уже 70% населения.

Нижний предел, по которому человека можно отнести к среднему классу, Всемирный банк определяет достаточно жестко - ежемесячный доход на члена семьи в $3600. Конечно, доходы тех, кто причисляет себя к среднему классу, в разных странах отличаются. Например, экономисты Duflo и Banerjee при исследовании среднего класса в ряде развивающихся странах использовали уровень потребления от $ 2 до $ 10 в день ($ 800-$ 3600 в год), хотя существование на доллар в день тот же ВБ считает экстремальным уровнем бедности. Эксперты Goldman в своих расчетах к среднему классу относят население с годовыми доходами в диапазоне от $ 6 тыс. до $ 30 тыс. в терминах ППС (рассчитанных по паритету покупательной способности).

Несмотря на то, что неравенство в доходах в отдельных странах высоко и будет расти дальше, общие доходы среднего класса в мире будет расти, и к 2050 г., по прогнозу Goldman, их доля вырастет с нынешних 30% до 40%.

Важно отметить, что сейчас в мире наиболее быстро растет доля людей, располагающих ежегодно от $3 тыс. до $6 тысяч. В следующие два десятилетия эту группу населения обойдут люди с доходами в диапазоне $9 тыс. -$12 тыс., а в 2030-2040 гг - от $15 тыс. до $18 тысяч.

В дальнейшем количество бедных в мире будет быстро сокращаться, опять же во многом благодаря Китаю и Индии, а основная масса наиболее бедного населения планеты уже к 2030 г. сосредоточится в Африке. По оценкам Goldman, количество тех, кто живет менее чем на $500 в год (5% населения в 2000 г.) к 2015 г. сократится почти вдвое, а к 2045 г. составит 1%. Число тех, кто располагает $1000 в год (17% в 2000 году) к 2015 г. составит всего 6% от населения земного шара.

Российским правительством поставлена цель повышения доли среднего класса среди населения до 50% к 2020 году. Пока же данная социальная группа малочисленна. Согласно последнему опросу ВЦИОМ почти половине россиян денег хватает только на еду и одежду, а к среднему классу, т.е. тем, кому денег хватает на все, за исключением вещей долгого пользования - машины, квартиры, причисляют себя лишь 16% населения.

Общепринятые критерии среднего класса - доходы, располагаемое имущество, наличие образования, профессиональный статус, также учитывается самоощущение респондентов. Согласно исследованию, проведенному в прошлом году Центром макроэкономических исследований, в России к среднему классу можно отнести 25–30 миллионов человек или около 20% населения. В расчет брались люди, располагающие доходом на члена семьи от 300–400 долларов в месяц. Примечательно, что для россиян характерна высокая самооценка при отнесении себя к среднему классу, несмотря на явное отставание по экономическим признакам. Однако реально к среднему классу - тем, кто, обладает полным набором базовых характеристик, можно отнести лишь 7% населения.

Хроники событий
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5583 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2065 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии121 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ25 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });