Пятилетие ОСАГО: прокаливание убыточностью

Кризиса на рынке ОСАГО удается избежать только благодрая принятой депутатами отсрочке введения поправок, усугубляющих ситуацию

Пятилетие ОСАГО: прокаливание убыточностью
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 10 июля. INTERFAX.RU - Если у символического страховщика обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) спросить, как он чувствует себя в пятилетнюю годовщину ОСАГО в России, тот мрачновато ответит: "Жив пока". В первом квартале 2008 г. показатель уровня выплат в ОСАГО сделал изумительный кульбит, взлетев почти на 10 процентных пунктов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Стремительного сближения с "красной линией" в этом году рынку ОСАГО удается избежать только в связи с принятой депутатами отсрочкой введения поправок, усугубляющих ситуацию. Одновременно снижается рентабельность операций в целом в сегменте автоКАСКО.

О чаяниях и тревогах, о настроениях первых месяцев года рассказали агентству российские автостраховщики.

Чуть помедленнее, кони...

В последнем квартале прошлого года исследователи могли наблюдать скачок роста показателя выплат по ОСАГО. Так, в первом квартале 2007 г. показатель составлял 54,7%, во втором - 48,6%, а в третьем - 55,4%. В четвертом квартале эта цифра достигала 58,5% (11,6 млрд рублей против 9,4 млрд рублей в четвертом квартале 2006 года - рекордный уровень). Показатель средней выплаты по ОСАГО в четвертом квартале прошлого года также оказался рекордным - 24 тыс. руб., увеличилась частота наступления страховых событий.

Как показал опрос российских автостраховщиков, они видят за этими процессами целый букет причин, связанных с естественным развитием рынка. Катализатором процессов, ускоряющих развитие убыточности в ОСАГО, может, по их мнению, оказаться введение в действие уже принятых депутатами поправок, предусматривающих прямое урегулирование убытков и упрощенную процедуру ущерба по мелким ДТП, и продолжение применения заниженных коэффициентов на убыточных в ОСАГО территориях РФ. Но пока введение поправок "заморожено" до 1 марта 2009 года.

"В качестве основных причин роста показателя выплат можно назвать повышение в течение года тарифов на ремонт транспортных средств, изменение практики судов, ужесточение требований к страховым компаниям со стороны контролирующих органов, активизацию мошенников. Добавьте к этому увеличение стоимости услуг независимой экспертизы в этот период практически на 30%", - отметил заместитель генерального директора ООО "СК "Цюрих. Ритейл" (до недавнего времени СК "НАСТА") Сергей Ефремов. По его мнению, в дальнейшем тенденция к росту убыточности сохранится.

Несколько причин для роста показателя видит и заместитель генерального директора СК "РЕСО-Гарантия" Сергей Бегров. "Во-первых, скачкообразный рост цен на нормо-часы в СТО на 15-20%, во-вторых, для безубыточных договоров, пролонгируемых в четвертом квартале, начал действовать максимальный бонус 20%, в-третьих, сказалась активизация страховщиков по получению возмещении в части КАСКО-ОСАГО со страховщиков виновников ДТП и рост количества самих ДТП в конце года", - уточнил собеседник.

Не стоит забывать о таком факторе, как инфляция, напоминает руководитель дирекции развития СК "МАКС" Светлана Гусар. Это еще один фактор роста выплат в целом и средней величины возмещения в ОСАГО. Специалист наряду с коллегами ожидает в этом году увеличения доли выплат по ОСАГО, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавших в ДТП, после выделения с марта 2008 г. лимита на каждого пострадавшего в 160 тыс. рублей.

Скачок показателей выплат по ОСАГО можно объяснить тем, что страховщики "закрывают итоги года" и происходят "задержанные" выплаты, высказал предположение генеральный директор ОАО "Русская страховая компания" (РСК) Геннадий Смирнов. Как правило, это крупные возмещения, для подготовки которых требуется больше времени (документов).

С погрешностью до 10% рынок ОСАГО приближается к ватерлинии в 2008 году

В тарифной ставке ОСАГО есть критическая черта по показателю выплат - 77%. К этому, грубо говоря, добавляется 23%, заложенных как расходы на ведение дел, и страховщик сработал по ОСАГО в "0". Дальше возникает зона убытков, на покрытие которых автостраховщику надо откуда-то брать деньги. Особенно остро стоит вопрос о присутствии компаний в сегменте ОСАГО на убыточных территориях.

По прогнозам начальника отдела страхования физических лиц центра страхования автотранспорта "РОСНО" Дмитрия Кузнецова, рынок может перешагнуть критическую отметку к концу 2008 года. По его словам, если судить по динамике уровня выплат за первый квартал 2008 года, который составил 63,8%, некоторые страховщики уже "успешно" преодолели этот рубеж, а половина участников рынка ОСАГО достигнет его по итогам 3-х кварталов 2008 года.

Согласно экспертной оценке Гусар из СК "МАКС", из 168 страховщиков ОСАГО треть сегодня балансирует на грани допустимого. В свою очередь Ефремов прогнозирует рост количества компаний, которые будут терять лицензии по ОСАГО в 2008 году. При этом, по его словам, многие будут покидать сегмент сами, без инициативы со стороны Федеральной службы страхового надзора. "Это, в первую очередь, касается мелких компаний. Я считаю, что в конечном итоге выживут только те из них, которые имеют разветвленную региональную сеть, которая позволяет балансировать убыточность, то есть покрывать убытки в одном регионе за счет другого. Думаю, что на рынке останутся в конечном счете только крупные игроки - 10-15 компаний", - заключил он.

Рынок ОСАГО устроен так, что проблемы коллег и даже их легкомыслие касаются всех игроков без исключения. За ушедших платят действующие. Если резервов Российского союза автостраховщиков (РСА) для этого не хватит, им, уже основательно затянувшим ремень, потребуется изыскать деньги для пополнения тающих общих резервов. По мнению Бегрова из "РЕСО-Гарантии", это очень даже заботит крупные компании.

Местные страховщики ОСАГО выдавлены убытками из 6 регионов РФ

После вытеснения трудностями ведения бизнеса ОСАГО местных страховщиков там присутствуют только компании федерального уровня. Считается, что они-то уж не покинут убыточные территории ни за что. По политическим соображениям, ради простого сохранения присутствия на рынке. Однако эта уверенность постепенно слабеет. Да и качество присутствия имеет значение.

Даже страховщики, входящие в первую десятку, уменьшили свою совокупную долю рынка примерно на 12%. И еще год назад некоторые компании допускали вероятность полного прекращения этой деятельности. Сформированных за четыре с половиной года резервов еще может хватить на год-полтора, если к тому же начало действия системы прямого урегулирования будет отложено, это даст рынку небольшой лимит времени. Но к вопросу пересмотра тарифов мы движемся неизбежно.

"По итогам прошлого года в десяти субъектах уровень выплат превысил 70%, а в Вологодской области - 85%, Мурманской - 89%, Республиках Адыгея и Саха (Якутия) - 89,4% и 89,8%", - отмечает генеральный директор компании "РУКСО" Александр Кобец.

В ряде регионов действительно наблюдается аномально высокая убыточность, подтверждает руководитель департамента автострахования "Росгосстраха" Дмитрий Пурсанов. "Связано это, прежде всего, с тем, что территориальный коэффициент, установленный постановлением правительства для регионов, явно недостаточен. Как следствие, уже сейчас наблюдается сворачивание операционной деятельности по ОСАГО ряда страховых организаций в проблемных регионах, причем это касается как региональных компаний, так и федеральных, входящих в ТОП 20", - отметил он.

"Запаса прочности уже нет, - признается Гусар. - Территории с коэффициентом 0,5 и 1 - убыточны. Эти регионы являются дотационными. А резерва для дотаций тоже нет".

Третий - не лишний, или верните 5 млрд рублей, друзья

В борьбе за снижение издержек в автостраховании, в том числе в ОСАГО - каждая копейка важна. Наиболее значимые издержки страховая компания несет на этапе заключения договора страхования и урегулирования убытков, считает представитель "Росгосстраха". "Учитывая тот факт, что страховой тариф состоит из нетто-ставки (платы за риск) и нагрузки (включающей в себя покрытие расходов на ведение дел компании и комиссионное вознаграждение партнеров), страховщики заинтересованы в снижении собственных издержек для создания более привлекательных и конкурентно-способных условий страхования", - добавляет Пурсанов.

"Мы находимся только в начале пути, - развил тему глава департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Виталий Княгиничев. - Российский рынок является быстро растущим. Как правило, на таком этапе развития тема снижения издержек не первоочередная. В целом на рынке снижение издержек проявилось только в централизации функции урегулирования убытков".

И все же по мере роста давления убытков борьба с издержками, а также возвращение всего, что выплачено по ответственности третьих лиц, становится крайне актуальными. В частности, одним из важных направлений для автостраховщиков КАСКО после уплаты возмещения клиенту, пострадавшему по чужой вине, оказывается получение компенсаций со страховщика виновника по ОСАГО.

"Страховщики КАСКО месяцами ждут средств от страховщиков ОСАГО, сумма не произведенных страховщиками ОСАГО выплат огромна - по моим прогнозам, это около 5 млрд рублей!" - сетует Гусар. "Именно по этой причине, наша компания инициировала в рамках РСА проведение глобальной сверки. После ее завершения станет понятен размер выплат, которые предстоят страховщикам ОСАГО. Последующие этапы предусматривают погашение всех обоснованно выставленных требований", - добавила она.

На фундаменте существующей практики взаиморасчетов по КАСКО - ОСАГО никакого клиринга под будущую систему прямого урегулирования (ту, что могла и не вступила в силу с 1 июля этого года - прим. ИФ) строить невозможно. Плавание автостраховщиков в этой новой спортивной дисциплине должно быть синхронным, стандарты понимания - едиными, а финансовая дисциплина - жесткой.

Зарабатываем на полутонах

Интересный бизнес - автострахование. Он съедает до половины и более страхового портфеля компаний, а говорят о нем так, будто вершится он не ради себя самого, а для грядущих побед в соседних секторах бизнеса - куда более рентабельных. Дескать, рано или поздно клиент приведет компанию к славному и богатому иному договору. Но действительность такова, что перекрестные продажи сами по себе не идут, ОСАГО тяжелеет убытками, да и автоКАСКО норовит последовать примеру обязательного собрата.

Как сообщил агентству Княгиничев из "Ингосстраха", анализ средней выплаты в автоКАСКО по ремонту, величину которой "Ингосстрах" отслеживает по десяти крупнейшим брендам, дает по прошлому году прирост с $907 до $991, то есть на 9,3%. В целом рост цен на ремонт колебался за это период от 5% до 22%. Средний убыток по автоКАСКО с учетом ущерба полной гибели и угона составляет $1339, за последний год, по данным компании, он вырос на 11,4%.

"Учитывая постоянно меняющуюся ситуацию с ценами, с инфляцией, КАСКО сегодня уже не столь рентабельно", - подтверждает глава "РУКСО". По его словам, тарифы в автоКАСКО нуждаются в повышении, оцениваемом в диапазоне 20-30%. "На мой взгляд, в 2008 г. кардинально ситуация еще не изменится. Имея дело с наиболее рисковым страхованием, приходится постоянно балансировать между умеренным тарифом, который чреват "перекосом" портфеля, и высоким, вытесняющим клиентов к конкурентам", - утверждает Кобец.

Автострахование без посредников - виртуальная премьера года

Свой "ответ Чемберлену" в части обретения конкурентных преимуществ в автостраховании за счет снижения издержек по моторному страхованию в этом году предложили сразу две компании. "В апреле 2008 г. на рынок автострахования вышли два новых страховщика, которые будут продавать полисы по телефону и через Интернет: мы и "Интач Страхование", - рассказал генеральный директор СК "Контакт-Страхование" Егор Волков. По его словам, пилотный проект имеет локальный характер и начат на территории двух столиц.

Активное развитие прямых продаж без участия посредников - агентов, брокеров и т.п., что значительно снижает цену страхового полиса. Большинство участников рынка оценивают перспективы этого вида продаж очень позитивно. Но эксперимент, за которым все следят очень внимательно, только начат. Пока "Контакт-Страхование" набирает портфель автоКАСКО, убытков практически нет. СК продает полисы ОСАГО партнерской компании - "Русские страховые традиции".

По словам Волкова, компания нашла способы снижения издержек по заключению договора страхования и урегулированию убытков в среднем в два раза по сравнению с большинством конкурентов. Траты страховщика сводятся лишь к оплате услуг специалиста по вызову, который производит осмотр и фотографирование автомобиля и вручает реальный полис автострахования клиенту.

Прямое урегулирование убытков с участием "Контакт-Страхования" - проект фонда прямых инвестиций Russia Partners. "В планах компании до конца этого года продать 4 тыс. полисов, а в 2009 г. довести продажи до 16 тыс. В течение ближайших двух лет компания планирует создать представительства во всех экономически развитых регионах страны, а в течение пяти лет - стать федеральной компанией прямого страхования в России с представительствами во всех регионах", - сообщил Волков.

Скептики и оптимисты одинаково внимательно следят за экспериментом в области виртуальных продаж. Он должен не только показать финансовую эффективность применения этой бизнес-модели для России, но и продемонстрировать волатильность предпочтений национальных автострахователей. Пока продажи полисов моторного страхования через Интернет редко пробивают 5-10%-ную планку в общем объеме продаж.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });