В аутсайдерах среди emerging markets
Россия вновь уверенно заняла позицию среди аутсайдеров в рейтинге S&P, отслеживающем динамику фондовых индексов в развивающихся странах
Москва. 30 сентября. INTERFAX.RU - Российский рынок акций второй месяц подряд показывает одну из худших динамик среди emerging markets, для которых агентство Standard & Poor's рассчитывает страновые инвестиционные индексы S&P/IFCI.
Российский индекс S&P/IFCI за период с 1 по 29 сентября потерял 17,9%, показав 3-й с конца результат из 20 фондовых индикаторов emerging markets; при этом отечественный рынок упал сильнее других стран БРИК: снижение бразильского рынка составило 16,3%, китайского - 15,8%, а индийский рынок снизился на 5,5%. Аутсайдерами месяца стали фондовые рынки Венгрии и Польши, потерявшие по индексу S&P/IFCI 26,1% и 19,3% соответственно. Вместе с тем в лидерах роста оказался фондовый рынок Турции (+2,6%), остальные рынки закрылись "в минусе".
По итогам третьего квартала снижение российского рынка по индексу S&P/IFCI составило, по данным на 29 сентября, 26,9% (третий с конца результат), с начала года рынок потерял 22% (Россия оказалась в середине списка из 20 emerging markets).
Рынок акций и отток капитала
Индекс РТС по итогам прошедшего месяца снизился на 21,2% - до 1341,09 пункта, а индекс ММВБ упал в сентябре на 11,6%, опустившись до 1366,54 пункта. Значительный разрыв в динамике рублевого индекса ММВБ и долларового индекса РТС связан с резким падением курса рубля к доллару, произошедшим в сентябре.
Потери индекса РТС за третий квартал составили 29,7%, индекса ММВБ - 18%. С начала года индекс РТС снизился на 24,2%, а индекс ММВБ - на 19%.
Тенденция к снижению на российском рынке акций обозначилась с первых чисел месяца, но в первой половине сентября движение вниз было плавным и не вызывало каких-либо серьезных опасений, так как оно шло вслед за мировыми площадками из-за опасений рецессии в экономике США и долговых проблем в еврозоне. Во второй же половине месяца активность продавцов возросла на фоне усилившегося оттока капитала.
Среди негативных факторов первой половины месяца аналитики выделяют подачу главным регулятором ипотечных компаний США - Федеральным агентством жилищного финансирования (Federal Housing Finance Agency, FHFA) - исков против более чем десятка крупнейших банков страны по обвинениям в непредставлении клиентам полной и адекватной информации о качестве ипотечных ценных бумаг, которые продавались ими в преддверии и в ходе ипотечного кризиса в США. Среди ответчиков - Bank of America, JPMorgan Chase, Goldman Sachs, Deutsche Bank, а также еще несколько крупнейших игроков на рынке банковских услуг США.
Негативные сигналы поступали в этот период и с кредитного рынка Европы, где банки все более неохотно кредитовали друг друга на фоне опасений, что убытки финансовых компаний, связанные с долговым кризисом в еврозоне, увеличатся. Негативом для Европы стали также данные о заказах промышленных предприятий в Германии в июле, которые упали на 2,8% при прогнозах снижения на 1,5%.
Вместе с тем определенную поддержку рынку оказали сильные статданные по экономике Австралии (ВВП Австралии во II квартале вырос на 1,2% при прогнозах роста на 1%), данные об объеме промышленного производства в Германии, которое выросло в июле на 4% при прогнозах роста всего на 0,5%, а также неплохие данные из США о дефиците внешней торговли, который в июле сократился на 13,1% относительно июньского уровня - до $44,8 млрд при прогнозах снижения до $51 млрд (июньское отрицательное сальдо было пересмотрено до $51,6 млрд с ранее опубликованного уровня $53,1 млрд).
Очередное снижение мировых рынков произошло после выступления главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Бена Бернанке, разочаровавшего инвесторов в связи с отсутствием четких планов по предотвращению ослабления экономики. Б.Бернанке заявил, что американский ЦБ по-прежнему располагает инструментами для поддержки ослабляющейся экономики, однако не обозначил четких планов по стимулированию роста. В своем выступлении он также отметил, что Федеральный резерв ожидает медленного ускорения темпов восстановления экономики, несмотря на официальное понижение центробанком прогноза роста ВВП США на ближайшие кварталы.
В середине месяца рынок акций РФ сохранил повышенную волатильность колебаний, попытки "быков" вытащить его из "боковика" 1500-1550 пунктов по индексу ММВБ на ожиданиях оптимистичных новостей, касающихся возможного выделения Евросоюзом помощи Греции, не увенчались успехом.
Позитивную коррекцию мировых рынков вызвали заявления президента Франции Николя Саркози и канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что Греция останется в составе еврозоны, а также заявления Европейского ЦБ о предоставлении банкам дополнительной ликвидности. На пользу фондовым рынкам пошло и заявление министра финансов США Тимоти Гайтнера о том, что ведущие страны Европы не поставят свои финкомпании под угрозу из-за дефолта Греции и сделают все, чтобы его избежать. Кроме того, поддержку рынкам оказали заявления ЕЦБ о предоставлении европейским банкам долларовой ликвидности в рамках трех кредитных операций сроком на три месяца, чтобы гарантировать, что банки не столкнутся с нехваткой американской валюты в конце года. Эти кредиты станут дополнением к регулярным операциям ЕЦБ по обеспечению банков ликвидностью сроком на 7 дней и будут размещаться под фиксированную процентную ставку.
Вместе с тем оптимизм инвесторов был омрачен заявлениями премьера Госсовета КНР Вэня Цзябао о том, что правительства других стран "должны привести свои экономики в порядок" и не рассчитывать на помощь Китая. Вэнь Цзябао полагает, что развитые страны должны сокращать бюджетные дефициты и создавать рабочие места, а не надеяться на то, что Китай спасет мировую экономику. Вместе с тем премьер Госсовета КНР подтвердил, что Китай может "предоставить руку помощи" Европе за счет инвестирования средств в регион.
Также негативом стали известия о понижении агентством Moody's рейтингов двух французских банков - Societe Generale SA и Credit Agricole SA, а также продолжение пересмотра рейтингов BNP Paribas SA с возможностью понижения.
В начале третьей декады месяца рынок акций РФ продемонстрировал рекордное с кризисного 2008 года падение индексов на фоне массы негативных новостей из США, а также из-за зависшего в неопределенности вопроса о выделении помощи Греции. Главным негативом стали итоги заседания Федерального резерва США, который не смог внушить рынкам уверенность в решении проблем замедления американской экономики - инвесторы начали спешно избавляться от рисковых активов на опасениях возврата рецессии. Добавило негатива и снижение агентством Standard & Poor's рейтингов Италии и ряда итальянских банков, агентством Moody's - рейтингов трех крупнейших банков США.
ФРС не стала вводить QE3, а приняла решение изменить структуру баланса в пользу бумаг с большим периодом обращения. Аналогичный шаг американский ЦБ уже предпринимал в 1961 году, тогда он получил название "Операция "Твист". Таким образом, американский ЦБ рассчитывает еще больше усилить давление на уровень долгосрочных ставок и стимулировать кредитование реального сектора и домохозяйств. Объем мероприятий ФРС в рамках операции "Твист" составит $400 млрд, Центробанк США будет вплоть до июня следующего года продавать бумаги с периодом обращения менее 3 лет и приобретать US Treasuries со сроком погашения через 6-30 лет.
Негативом для рынков также стало понижение МВФ оценки роста мировой экономики на текущий и следующий годы до 4% (еще в июне фонд прогнозировал подъем мирового ВВП на 4,3% в 2011 году и на 4,5% в 2012 году), а также оценки роста экономики США до 1,5% (с 2,5%) в 2011 году и до 1,8% (с 2,7%) в 2012 году.
В конце месяца ситуация на российском рынке акций немного стабилизировалась на фоне новостей об увеличении Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) и неплохой статистики из США. Немецкий Бундестаг одобрил программу увеличения объемов и расширения EFSF с 440 млрд евро до 780 млрд евро, при этом участие Германии в фонде возрастет со 123 млрд евро до 211 млрд евро. Оценка роста ВВП США во II квартале была повышена до 1,3% в годовом выражении с 1% (ожидалось повышение до 1,2%), а число первичных заявок на пособие по безработице на прошлой неделе сократилось на 37 тыс. (до 391 тыс., ожидалось снижение на 3 тыс.).
Евробонды РФ упали
Рынок российских еврооблигаций в сентябре практически полностью повторял динамику рынка акций, поскольку факторы влияния были одними и теми же. При этом цены отечественных евробондов, державшиеся в первой половине месяца в боковом диапазоне, резко упали в третьей декаде сентября, что привело к заметному расширению суверенных спредов, так как в этот период активизировался спрос на казначейские облигации США. Цены самого ликвидного тридцатилетнего выпуска снизились по итогам месяца на 6% (до 112,5% от номинала), а их спред к десятилетним US Treasuries расширился за месяц на 150 базисных пунктов и 30 сентября составил 334 базисных пункта. Доходность выпуска "Россия-30" выросла по итогам сентября на 120 базисных пунктов и составила 5,26% годовых, в то время как доходность десятилетних казначейских облигаций США опустилась за месяц на 30 пунктов, составив в последний день месяца 1,92% годовых.
По итогам третьего квартала снижение котировок "Россия-30" составило 4,5%, а их доходность выросла на 85 базисных пунктов, с начала года снижение цен самого ликвидного выпуска составило 2,7%, а их доходность выросла на 44 пункта.
Начало сентября для рынка российских еврооблигаций выдалось непростым, и хотя котировки тридцатилетнего выпуска держались в относительно узком диапазоне, суверенный спред расширялся за счет новой волны "бегства в качество". Определенную поддержку отечественным евробондам оказало заявление международного рейтингового агентства Standard & Poor's, которое подтвердило долгосрочный рейтинг Российской Федерации по долговым обязательствам в иностранной валюте на уровне "BBB", в национальной валюте - "BBB+" (прогноз рейтингов - "стабильный").
В то же время негативное влияние оказали данные с рынка труда США, оказавшиеся хуже ожиданий аналитиков. Согласно данным министерства труда США, число рабочих мест в экономике страны не изменилось в августе по сравнению с предыдущим месяцем (это наихудший показатель с сентября 2010 года), в то время как аналитики ожидали роста количества рабочих мест на 68 тыс. Безработица в августе осталась на уровне июля - 9,1%, как и ожидалось. Согласно пересмотренным данным, в июле количество рабочих мест в США повысилось лишь на 85 тыс., а не на 117 тыс., как сообщалось ранее.
Падение мировых площадок продолжилось после того, как Христианско-демократический союз (ХДС) Германии проиграл региональные выборы в земле Мекленбург - Передняя Померания - на родине своего лидера, канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Поражение ХДС усилило опасения, что властям еврозоны не удастся достигнуть консенсуса для преодоления долговых проблем. Однако ситуацию на рынке стабилизировало решение Конституционного суда Германии, который посчитал, что при выделении финансовой помощи Греции нарушений не было, в результате были сняты опасения относительно возможных проблем при принятии новых программ финансовой помощи периферийным странам еврозоны.
В начале третьей декады сентября падение российских евробондов ускорилось на фоне падения мировых рынков из-за сохраняющихся опасений инвесторов относительно дефолта Греции, негативного влияния долговых проблем еврозоны на банковскую систему, разочаровывающих итогов очередного заседания ФРС, на котором не была объявлена ожидавшаяся многими новая программа количественного смягчения QE3. При этом спрос на надежные активы, каковыми выступают US Treasuries, заметно вырос, что привело к существенному расширению суверенных спредов к доходности базовых активов.
В конце месяца, так же как и на рынке акций, ситуация в секторе валютных госбумаг РФ немного стабилизировалась. Приостановке падения российских евробондов способствовали надежды на предотвращение дефолта Греции за счет расширения EFSF. Тенденция к восстановлению в секторе российских еврооблигаций начала формироваться в период 27-28 сентября, когда падение на глобальных рынках капитала сменилось разнонаправленными колебаниями на фоне надежд, что европейские страны сумеют добиться прогресса в отношении поддержки Греции и других стран, оказавшихся в условиях долгового кризиса.
Рубль упал
Российский рубль продолжил падать в сентябре второй месяц подряд, в итоге валюта потеряла за месяц более 11,5% по отношению к доллару и свыше 7,5% к бивалютной корзине, продемонстрировав темпы снижения, невиданные с января 2009 года. Ключевой причиной падения российской валюты стало резкое ухудшение состояния мировых рынков в условиях обострения европейского долгового кризиса.
По итогам третьего квартала 2011 года доллар вырос на ММВБ на 15,5%, а бивалютная корзина (индикатор ЦБ РФ, включающий $0,55 и EUR 0,45) - на 11%. Падение рубля к доллару и бивалютной корзине за квартал оказалось примерно равным падению, наблюдавшемуся в четвертом квартале 2008 года и в первом квартале 2009 года.
Бивалютная корзина ускорила рост во второй половине сентября, и ее значения вплотную приблизились к верхней границе плавающего коридора ЦБ РФ, а в отдельные моменты достигали этих границ. Банк России вынужден был сдвинуть границы плавающего коридора вверх на 35 копеек, до 32,5 и 37,5 рубля. ЦБ РФ пришлось активно проводить интервенции, ограничивающие снижение рубля, т.е. продавать валюту на ММВБ.
По итогам месяца корзина поднялась на 2,63 рубля. За август стоимость бивалютной корзины выросла на 1,52 рубля, то есть по итогам двух месяцев рост корзины превысил 4 рубля.
К окончанию торгов 30 сентября курс доллара на ММВБ составил 32,23 руб./$1, это на 3 рубля 37,5 копейки, или на 11,7%, выше уровня, завершившего предыдущий месяц. Курс евро закончил месяц на отметке 43,29 руб./EUR1, поднявшись на 1 рубль 73 копейки, или на 4,2%. Бивалютная корзина составила 37,21 руб. - индикатор прибавил 2 рубля 64 копейки, или 7,6%.
Официальный курс доллара по итогам сентября вырос на 3 рубля 18 копеек, до 32,11 рубля; официальный курс евро прибавил за это же время 1 рубль 76 копеек, составив 43,42 рубля.
Основным фактором, вызвавшим резкое неблагоприятное движение российской валюты, стала дестабилизация на глобальных рынках в связи с эскалацией долгового кризиса в еврозоне, а также итоги заседания ФРС США, которые, вопреки ожиданиям некоторых участников рынка, не привели к новой масштабной программе количественного ослабления.