"Зайцы" в электричках резко подорожают
Штраф за безбилетный проезд в электричке в пределах Москвы может вырасти до 1,3 тыс. руб., в Подмосковье - несколько меньше, свидетельствует законопроект правительства. Похожую сумму штрафов в виде пожелания ранее называли представители РЖД
Москва. 15 августа. FINMARKET.RU - Штраф за безбилетный проезд в электричке в пределах Москвы может вырасти до 1,3 тыс. руб., в Подмосковье - несколько меньше. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ и в Устав железнодорожного транспорта РФ предлагает внести правительство РФ (проект федерального закона направлен в министерство транспорта РФ и размещен на его сайте).
"За проезд в поезде пригородного сообщения без билета или при предъявлении бесплатного или льготного билета при отсутствии документа, подтверждающего право на его пользование, перевозчику уплачивается штраф в размере 50-кратной стоимости тарифа, действующего в той зоне, где обнаружен (безбилетник)", - говорится в тексте документа.
Сейчас в пределах Москвы цена проезда составляет 26 рублей, что соответствует штрафу в 1,3 тыс. руб. Тарифные зоны в Подмосковье начинаются от последних станций в пределах границ столицы (как правило - перед МКАДом), и стоимость проезда по ним несколько меньше. Например, из Выхино до Люберец можно добраться за 16,5 руб. - соответственно, "безбилетник" в случае утверждения поправок будет получать штраф на 825 рублей. Правда, в так называемых "экспрессах" придется платить больше.
Сейчас штрафов в электричках формально нет (как ранее сообщал президент РЖД Владимир Якунин, прокуратура запретила компании взимать их). Поэтому пойманных "зайцев" разъездные кассиры-контролеры просят оплатить проезд с учетом так называемого "сбора за оформление билета в поезде" (до 100 рублей) или покинуть состав.
С введением закона при отказе купить билет с такими условиями перевозчик вправе будет взыскать штраф. Нежелание купить проездной документ будет фиксироваться актом, составленным "уполномоченным работником" компании. Взимать штраф будут сами кассиры-контролеры ППК.
В то же время в проекте закона не прописывается, будет ли пассажир иметь право покинуть электричку. Отсутствие этой возможности может приводить к конфликтным ситуациям. Например, ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и его "дочки" - пригородные пассажирские компании (ППК), с 2011 г. оказывающие услуги в регионах, в большинстве случаев не указывают статус состава - является ли он обычным или более дорогим "экспрессом". Пассажир, имеющий билет, узнает об этом только в самом поезде. Без законодательно оформленной возможности покинуть состав человек, фактически, должен будет заплатить штраф не по своей вине.
Взимать "дополнительный сбор" ППК не будет иметь права лишь в случае, если на станциях, вокзалах и остановочных пунктах нет билетных касс или платежных терминалов или в работе касс имеются перерывы. Как пассажир будет доказывать этот факт разъездному кассиру, правда, так же не указано.
В поездах дальнего следования предлагается установить штраф в 2 тыс. рублей.
Напомним, что РЖД уже много лет жалуются на "зайцев", из-за которых, в том числе, работа пригородных электричек является убыточной. Компания считает приемлемым штраф для безбилетников в электричках в тысячу рублей, заявлял летом начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер. "Тысяча (рублей) - это уже неплохое начало", - уточнил топ-менеджер. В то же время М.Шнейдер подчеркнул, что введение больших штрафов бессмысленно без четкой системы их взыскания. По мнению РЖД, взимать деньги с безбилетников мог бы сам перевозчик - пригородная пассажирская компания, и чтобы ей же доставался и сам штраф.