Займем триллионы
Президиум правительства РФ одобрил с замечаниями основные направления долговой политики РФ на 2012-2014 годы. Минфин планирует занимать триллионы рублей в год, развивая при этом внутренний рынок госдолга
Москва. 11 августа. FINMARKET.RU - Президиум правительства РФ на заседании в четверг одобрил основные направления долговой политики РФ на 2012-2014 годы, сообщил агентству "Интерфакс" замминистра финансов РФ Сергей Сторчак. "Да, документ был одобрен", - сказал он. Пресс-служба правительства РФ позже сообщила, что документ был одобрен с замечаниями с учетом состоявшегося обсуждения.
Опубликованный на сайте Минфина проект документа предусматривает привлечение РФ в 2012-2014 годах на внутреннем рынке около 2 трлн рублей заимствований в год, на внешнем - по 200 млрд рублей в год.
Реализация долговой политики в эти годы, как планируется, будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста экономики РФ, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля.
Минфин ожидает, что высокий уровень цен на нефть ($93 за баррель - 2012г, $95 - 2013г, $97 - 2014г) обусловит относительно высокий уровень прогнозируемых доходов бюджета в эти годы. Однако с учетом опережающего роста расходов в перспективе будет сохраняться дефицитный бюджет (2,7% ВВП - 2012г, 2,7% ВВП - 2013г, 2,3% ВВП - 2014г), что не позволит накапливать суверенные фонды.
"Подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную долю - на пополнение Резервного фонда: в 2012 году - 3,3%, в 2013 году - 1,0%, в 2014 году - 0%", говорится в проекте. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в ближайшие три года вовсе не планируется.
Таким образом, подчеркивается в документе, основным источником финансирования дефицита бюджета РФ в 2012-2014 годах будут государственные заимствования, которые будут устойчиво расти в эти годы. Упор в заемной политике государства будет делаться на ОФЗ. В среднем 90% дефицита бюджета РФ будет покрываться за счет внутренних заимствований.
В материалах к заседанию президиума правительства указывалось, что в период 2012-2014 гг. Минфин России планирует осуществить государственные внутренние заимствования в основном путем выпуска государственных ценных бумаг на общую сумму 6333,7 млрд рублей, в том числе 1977,9 млрд рублей в 2012 г., 2082,2 млрд рублей в 2013 г. и 2273,6 млрд рублей в 2014 г.
При этом в условиях наращивания размещения ОФЗ развитие внутреннего рынка должно быть приоритетом политики. В связи с этим Минфин предложил провести ряд мер по модернизации и либерализации внутреннего рынка госдолга.
В частности, предлагается снять ограничения на открытие иностранным депозитариям счетов номинального держателя в российском депозитарии, допустить ОФЗ к обращению на фондовой бирже (это будет сделано с 1 января 2012 года, в настоящее время они обращаются в секции ГЦБ ММВБ), возможность внебиржевого обращения ОФЗ. Как говорится в материалах к прошедшему заседанию, объединение торговли корпоративными и государственными облигациями на фондовой бирже будет способствовать росту торговой активности и расширению круга инвесторов. Сосредоточение торгов на одной площадке позволит более не разделять ликвидность, что упростит доступ инвесторов к активам без временных лагов и дополнительных издержек.
Помимо этого ведомство предлагает унифицировать ставки налога на прибыль на купонный доход ОФЗ (сейчас 15%) и доход, получаемый при росте стоимости ОФЗ (20%). При этом все виды доходов по корпоративным облигациям облагаются налогом по ставке 20%.
Минфин планирует выпускать в основном среднесрочные и долгосрочные ОФЗ, облигации со сроком обращения до 1 года предлагается размещать только в исключительных случаях при "крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуре". Предложено продолжить выпускать 3-, 5-, 10-, 15- и 30-летние облигации.
Еврооблигации РФ в 2012-2014 годах планируется размещать в ограниченных объемах с учетом спроса. Целью выхода на внешний рынок будет сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала и поддержание постоянного доступа к ресурсам этих рынков.
Минфин также намерен ограничивать размещение на международном рынке капитала еврооблигаций в рублях.
В целом планируемый объем заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынке приведет к увеличению госдолга РФ с 11,2% ВВП в 2011 году до 17% ВВП в 2014 году. Однако показатель госдолга при этом все равно будет ниже порогового значения показателя долговой устойчивости страны - 25% ВВП.
В пятницу С.Сторчак рассказал, что президиум правительства оставил без изменения предложение Минфина в рамках основных направлений долговой политики РФ на 2012-14 годы по объемам. При этом замминистра не исключил, что при подготовке программ заимствований на внутреннем и внешнем рынке в конце года после принятия Госдумой бюджета РФ на 2012-2014 годы объемы заимствований могут быть скорректированы.
Как отметил С.Сторчак, премьер-министр РФ Владимир Путин "очень внимательно отнесся к тому, чтобы считать пороговым значением соотношение госдолга к ВВП 25%".
Он напомнил, что Минфин установил для себя данное пороговое значение для того, чтобы оценивать текущую долговую устойчивость страны. Данный показатель, заметил С.Сторчак, и представители Минфина, и другие члены правительства считают "очень консервативным".
Тем не менее премьер-министр настороженно отнесся к динамике показателя госдолг/ВВП. Ранее сообщалось, что Минфин в долговой политике рассчитал увеличение госдолга к 2014 году до 17% ВВП с 11,2% ВВП, прогнозируемых по итогам текущего года. "Это его по-настоящему задело. Мне кажется, что он помнит ситуацию начала его первого президентского срока, когда долг душил все и вся, не давал развиваться ни социальной сфере, ни экономической, затруднял диалог с зарубежными партнерами", - отметил С.Сторчак.
По его словам, премьер-министр не согласился с трактовкой, что уровень госдолга 25% ВВП - это очень консервативно. "Для экономики, которая сильно зависит от внешнего рынка, даже 25% - это достаточно серьезная вещь", - пояснил замминистра.
Тем не менее президиум правительства одобрил подходы Минфина и возможные объемы предполагаемых заимствований.
В результате обсуждения, по его словам, предложение Минфина поддержали, но это "было не автоматически, а была осознанная заинтересованная дискуссия членов правительства".
При этом С.Сторчак отметил, что основные направления долговой политики РФ - это аналитический документ, а не документ, который требует обязательного исполнения. "Этот документ показывает, где находится правительство с точки зрения долговой устойчивости", - пояснил он.
По состоянию на 1 июля 2011 года объем государственного долга РФ составил 4,6 трлн рублей, в том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн рублей, государственный внешний долг - $36,8 млрд (эквивалентно 1,0 трлн рублей).
Рынок государственных ценных бумаг за последнее время продемонстрировал устойчивый рост, по объему обращающихся ценных бумаг на рынок облигаций федерального займа (ОФЗ) сегодня приходится 37% всего долгового рынка России. При этом только за последние 2,5 года объем рынка ОФЗ увеличился с 1,1 до 2,5 трлн рублей, то есть более чем в 2 раза.
/Финмаркет/