Бензин: переход качества в количество
Минэнерго предлагает продлить оборот бензина Евро-3 до конца 2014 года, Евро-4 - до конца 2015 года. По словам главы министерства Сергея Шматко, это "шаг навстречу потребителям". Для компаний же перенос сроков вступления силу новых техрегламентов по топливу будет сопряжен с более жесткой ответственностью
Москва. 3 июня. FINMARKET.RU - Минэнерго планирует продлить срок действия техрегламента по обороту бензина Евро-3, заявил в пятницу в Госдуме глава ведомства Сергей Шматко. Эта мера является вынужденной, подчеркнул он. При этом оснований для дальнейшего роста цен на топливо министр не видит.
Шаг навстречу потребителям
Продлить срок действия техрегламента по обороту бензина Евро-3 министерство планирует до конца 2014 года. Оборот автобензина соответствующего Евро-4 министерство предлагает продлить до конца 2015 года, а оборот бензинов, соответствующих классу Евро-2, разрешить до 31 декабря 2012 года.
В отношении дизельного топлива министерство энергетики предлагает другие сроки. В частности, ведомство выступает за разрешение выпуска в оборот дизельного топлива класса Евро-2 до 31 декабря 2013 года, дизельного топлива, соответствующего классам Евро-3 и Евро-4, - до 31 декабря 2015 года.
Согласно действующему техрегламенту, с 1 января 2011 года введен запрет на оборот бензина Аи-95 класса ниже Евро-3, с сентября 2011 года вводится запрет на оборот бензина класса ниже Евро-3 по Аи-92. Переход на бензины и дизельное топливо класса Евро-4 был запланирован на 2014 год, переход на класс Евро-5 - с 2015 года.
Одновременно с изменением сроков по техрегламенту Минэнерго предлагает с 2012 года ввести большую дифференциацию ставок акцизов в зависимости от экологического класса топлива. Согласно расчету Минэнерго, это не приведет к появлению выпадающих доходов.
Изменение техрегламента, по словам С.Шматко, "это вынужденная мера, шаг навстречу потребителям, а не нефтяным компаниям".
Смягчение норм техрегламента позволит снять существенную напряженность на внутреннем рынке нефтепродуктов, считают в Минэнерго. Однако временная мера не должна оставлять в стороне важную стратегическую цель - скорейший переход на более экологически чистое топливо.
По словам С.Шматко, перенос сроков вступления в силу новых техрегламентов по топливу будет сопряжен с более жесткой ответственностью компаний.
"Если мы продлим регламент, то мы должны ввести и более жесткие штрафы и обязательства для компаний", - сказал министр на "правительственном часе" в Госдуме.
Российские нефтяные компании не смогли реализовать задекларированные около четырех лет назад планы по увеличению глубины переработки, отметил он. "По глубине переработки в ближайшие два-три года нашим компаниям надо совершить существенный скачок", - заявил он.
Вместе с тем, по словам С.Шматко, структура переработки в РФ изменилась в лучшую сторону. Если в 2005-2006 годах выпуск бензина Аи-80 составлял 42%, то сейчас это всего лишь 14%.
Как говорится в письменных материалах министерства, подготовленных для депутатов Госдумы, в рамках работы штаба Минэнерго совместно с нефтяными компаниями и отраслевыми консультантами был подготовлен прогноз спроса и предложения на 2011-2013 годы. Анализ выявил существенную нехватку производства автобензинов и зимнего дизельного топлива, соответствующего нормам действующего техрегламента.
Минэнерго предлагает в ближайшем будущем подписать со всеми крупными НК протокол, в соответствии с которым нефтяники возьмут на себя обязательства по модернизации производств для обеспечения внутреннего рынка необходимым количеством топлива класса 3 и выше. Кроме того, НК совместно с министерством должны взять на себя обязательства по обеспечению ежегодного аудита выполнения компаниями обязательств по выработке нефтепродуктов, использованию мощностей вторичных процессов и выполнению инвестпрограмм.
В дальнейшем данные обязательства будут закреплены федеральным законом "Об основах государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов", разработанном Минэнерго и в настоящее время проходящим процедуру согласования с ведомствами.
Нет причин для роста цен
Оснований для дальнейшего роста цен на топливо нет, считают в Минэнерго. Правительство РФ реализовало ряд мер, направленных на преодоление дефицита топлива, напомнил глава министерства.
"Рассчитываем, что эффект от их реализации скажется и на ценах. Могу твердо заявить, что сегодня экономических оснований для дальнейшего роста цен в сегменте переработки нет", - подчеркнул С.Шматко.
Он отметил, что ведомство организовало двухканальную систему мониторинга: на уровне регионов и на уровне отдельных АЗС. В рамках этой системы ежедневно анализировались данные 200 тыс. 100 заправок.
Количество закрытых по причине отсутствия топлива АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний за май в целом по России сократилось до менее чем 1%. Количество таких же закрытых независимых АЗС уменьшилось с почти 5% до 1,75%.
"Значительные очереди - а значительной мы называем такую очередь к заправке, часть которой выходит на проезжую часть, отмечается не более чем на 2,4% АЗС", - добавил министр.
Он подчеркнул, что при проведении мониторинга Минэнерго столкнулось с рядом проблем анализа работы независимых операторов, информацию от которых получить достаточно сложно.
Национализация не дает гарантий
К идее национализации нефтеперерабатывающих заводов министр энергетики относится отрицательно.
"Скажу вам прямо, к идее национализации НПЗ и в целом нефтяной и газовой промышленности я отношусь отрицательно. Не считаю национализацию гарантией эффективного управления", - сказал С.Шматко, отвечая на соответствующий вопрос депутата в рамках правительственного часа в Госдуме.
По его словам, режим "ручного управления" является вынужденной мерой, необходимостью более оперативно получать детальную информацию.
Он также отметил, что объем инвестпрограмм нефтегазовых компаний РФ составляет более 2,5 трлн рублей в год.
Как сообщалось, Минэнерго предложило "Роснефтегазу" выкупить некий независимый НПЗ мощностью около 6 млн тонн в Центральной части России для переработки нефти мелких и средних компаний по давальческой схеме. Ранее по такой схеме работали Уфимские нефтеперерабатывающие заводы, однако позже их выкупила АФК "Система". После этого компания стала перерабатывать на них собственную нефть, а также перешла на заключение долгосрочных договоров с крупными нефтедобытчиками.
Стимуляция дифференциацией
Минэнерго разработало и направило на согласование проект постановления правительства о снижения предельной ставки экспортной пошлины на нефть до уровня 60% с действующей ставки в 65% и установлении ставки экспортной пошлины на нефтепродукты на уровне 66% от ставки на нефть, сообщил С.Шматко.
"Такая дифференциация ставок создаст стимулы к строительству современных нефтеперерабатывающих модностей", - сказал он.
Как сообщалось, Минэнерго разработало проект "60/66" в январе 2011 года. Он предполагает отказаться от поэтапного уравнивания экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и уже в 2011 году установить единую для них пошлину в размере 66% от пошлины на нефть. Одновременно будут снижаться экспортная пошлина на нефть путем сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с 65% до 60%.
Позже министерство признало, что данная система не работает при цене нефти выше $100 за баррель, а Минэкономразвития предложило вариант системы расчета пошлин для высоких цен на нефть. В нем разница между мониторингом и ценой отсечения будет составлять 55%, а пошлины для нефтепродуктов будут составлять 86% от пошлины на нефть - проект 55/86.
Согласно письменных ответам министерства на вопросы депутатов Госдумы, по мнению ведомства, для действующих месторождений нефти, долгосрочным ориентиром на следующие 3-5 лет является снижение предельной ставки экспортной пошлины на нефть до 55%, но только в привязке к результатам внедрения системы 60/66.
В то же время Минэнерго отмечает, что для новых месторождений нефти, месторождений высоковязких нефтей, выработанных месторождений (КИН более 80%, обводненность 90% и выше) данный уровень ставки экспортной пошлины не является достаточным для рентабельной разработки. "Для таких месторождений потребуются специальные адресные льготы либо введение налоговой системы, предусматривающей частичную замену фиксированных рентных платежей на налогообложение финансового результаты", - поясняет ведомство.
Дело о неправильных торгах
Между тем замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров заявил журналистам в пятницу, что ФАС на следующей неделе возбудит дела против двух нефтепродуктовых бирж за нарушение правил торгов. "В частности, сделки заключались до того, как подаются заявки", - уточнил он.
Речь идет о двух биржах: СПБ МТСБ (Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа) и МБНК (Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса). По словам А.Кашеварова, на этих биржах, кроме заключения сделок до подачи всех заявок, также распространены случаи, когда продавец продает дешевле, чем предлагает покупатель. "Это адресные сделки по заниженным ценам", - сказал А.Кашеваров. Среди других нарушений бирж он отметил задержки прохождения заявок отдельных заявителей, а также периодическое заключение сделок по несовпадающим заявкам.
В свою очередь, другой замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин оценивает количество адресных сделок на нефтепродуктовых биржах в более чем 50%. А.Голомолзин также сообщил журналистам, что некоторые результаты проверок бирж будут использованы и против нефтяных компаний в рамках "третьей волны". "Некоторые результаты, которые мы получили в ходе проверок, будут использованы в рамках "третьей волны". Первая проверка была проведена в четвертом квартале 2010 - начале 2011 года, вторая проверка продолжается сейчас", - сказал А.Голомолзин.
Ситуацию с ростом оптовых цен на топливо в апреле-мае 2011 года ФАС рассматривает в рамках "третьей волны" антимонопольных дел, отметил он. "Мы собрали достаточную информацию по четвертому кварталу 2010 - началу 2011 года и одновременно в рамках "третьей волны" оцениваем ситуацию с ценами в апреле-мае. Это требует запросов дополнительной информации", - сказал он, объясняя, почему переносятся дела против "Роснефти" "ЛУКОЙЛа" и "Газпром нефти".
А.Кашеваров также заявил, что ФАС в течение двух недель сформулирует предложения по совершенствованию биржевой торговли нефтепродуктами.
В частности, среди нерешенных на сегодняшний день задач он отметил отсутствие анонимности торгов, отсутствие единых стандартов одинаковых марок бензина, отсутствие единого базиса поставки.
Также ФАС видит в конечном итоге единую площадку для торгов нефтепродуктами. Сейчас, кроме Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, есть еще биржа МБНК и биржа "Санкт-Петербург". В качестве промежуточного этапа ФАС видит существование биржевого пула под руководством единого администратора биржевых торгов. "Должен быть какой-то биржевой пул, у этого биржевого пула должен быть свой администратор торгов, который на себя возьмет функцию организации этой единой торговой сессии. И дальше этот пул должен быть открыт для присоединения к другим инфраструктурным объединениям", - сказал А.Кашеваров.
Также он предлагает создать сеть терминалов в разных регионах страны для удаленного доступа к торговле нефтепродуктами. "Смысл ЕТС (единая торговая система) - это использование инфраструктуры других бирж, чтобы быстро решить проблему удаленных терминалов. Речь идет о том, чтобы максимально быстро создать широкую сеть точек доступа для торговли, для покупателей в первую очередь, по всей стране", - сказал А.Кашеваров.
/Финмаркет/