Прокуроры по бензиновую душу
Представители прокуратуры заявили, что ведомство примет меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли бензином. Эксперты же продолжают спорить о причинах кризиса
Москва. 27 апреля. INTERFAX.RU - Дефицит бензина начинает приобретать характер эпидемии - регионы один за другим сигналят о тревожной ситуации с поставками топлива. Нефтяные компании считают, что к дефициту привел рост спроса на бензин и снижение рентабельности НК из-за роста акцизов на топливо. Глава Минфина Алексей Кудрин уверен, что дефицит бензина связан с недостаточно оперативным реагированием производителей на изменение спроса.
Прокуратура принимает меры
Прокуратура примет меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли бензином, сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева. "Генпрокуратура РФ поручила прокурорам субъектов Федерации во взаимодействии с органами антимонопольной службы принять меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли нефтепродуктами", - отметила М.Гриднева.
Ранее глава ФАС РФ Игорь Артемьев заявил, что дефицит нефтепродуктов, проявившийся в последние дни в ряде регионов России, мог возникнуть в результате картельного сговора нефтяных компаний. "Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", - заявил он 25 апреля на совещании с представителями Российского топливного союза (РТС).
Как сообщил президент РТС Евгений Аркуша, наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и в Алтайском крае. "При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", - сказал он, отметив, что в данный момент в Центральном Федеральном округе на профилактические работы встали четыре нефтеперерабатывающих завода, а в Сибирском Федеральном округе предстоят ремонты в мае.
Дефицит топлива, по мнению РТС, спровоцирован несоразмерным снижением цен на оптовом и розничном сегментах. "Если крупные игроки, такие, как "Роснефть", "Газпром нефть" и другие снижают розничную цену на 5 рублей, то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 рубля. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит", - заявил президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко, чьи слова цитирует пресс-служба ФАС. По результатам совещания было принято решение направить предупреждения руководителям нефтяных компаний о необходимости стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, а также запросить с них объяснения о причинах возникновения товарного дефицита.
ФАС проинформирует премьер-министра РФ и Минэнерго о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов, говорится в сообщении ведомства. Ранее ФАС возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС.
Кто виноват?
Причинами возникновения дефицита топлива вице-президент НК "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун считает рост спроса на бензин и снижение рентабельности нефтяных компаний.
Запасы бензина в России "вымываются", но не потому, что он идет на экспорт, а из-за сильного роста спроса на него и ограничений цен на топливо, отметил он журналистам.
По словам Л.Федуна, "ЛУКОЙЛ" проблем с топливом не испытывает, так как перешел на трехлетний период ремонта нефтеперерабатывающих заводов и запустил новые мощности по производству 1,5 млн тонн в год бензина Евро-4.
"У нас ("ЛУКОЙЛа") нет проблем, хотя мы видим, что бензина не хватает, что запасы вымываются, и не потому, что он идет на экспорт, а из-за того, что идет гигантский спрос. И производства, которые в настоящий момент существуют, они не покрывают спрос. У нас очень много производства дизеля, производство мазута и недостаточное количество бензина", - пояснил он.
Вице-президент отметил, что рост продаж новых автомобилей на 30-40% в год увеличивает спрос на бензин на такую же величину. "Бензина не хватает, нужна глубокая модернизация заводов, а это процесс достаточно длинный", - подчеркнул Л.Федун. Он считает, что сложившейся ситуации отчасти способствовала программа утилизации автомобилей, которую запустило правительство. "Она выбросила на рынок миллионы новых автомобилей, которые хотят бензина", - сказал он.
Кроме того, еще одной причиной дефицита, по его мнению, является ограничение цен на бензин.
Напомним, на совещании, проведенном в начале февраля 2011 года премьер-министром РФ Владимиром Путиным, была отмечена продолжающаяся негативная тенденция роста цен на нефтепродукты. После совещания Федеральная антимонопольная служба (ФАС) инициировала "третью волну" антимонопольных дел в отношении вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Вслед за этим компании начали оперативно снижать розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на автобензин. После снижения цен производители не стали их повышать вслед за ростом мировых котировок нефти и нефтепродуктов. В результате весь март и апрель ВИНКи продавали топлива на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.
"Если ты ограничил цену, то есть отрезал рыночный механизм регуляции, то следующий шаг - строй систему распределения. В этот регион столько-то, в этот - столько-то. Это плановое задание, система контроля заданий, это другая система. Если ты исключаешь интерес спроса и предложения, ты должен включать другие рычаги", - отметил вице-президент "ЛУКОЙЛа". Следующим шагом могли бы быть "разверстки необходимого бензина в тех регионах, куда нужно", добавил он.
Более приемлемый способ - найти механизмы, которые будут поддерживать интерес к производству бензина внутри РФ. Он, в частности, поддерживает предложение ФАС снизить акцизы после роста цен на нефть после определенного значения. "Государство может снизить акциз, чтобы поддержать рентабельность бизнеса. Потому что если в прошлом году рентабельность маржи превышала 20%, сейчас она падает уже ниже 15%, а это нижняя норма", - сказал вице-президент НК.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин не согласен с таким объяснением причин кризиса. Дефицит бензина в ряде регионов РФ связан не с увеличением акцизов, а с недостаточно оперативным реагированием производителей на изменение спроса, считает глава Минфина.
"Рост акцизов никак не связан с проблемой дефицита бензина", - сказал он журналистам в среду. По его мнению, "факторы, которые могли возникнуть в некоторых регионах, исключительно связаны с администрированием и регулированием (производителями) своей деятельности".
Министр отметил, что в предыдущие несколько лет не принималось решений о повышении акцизов на бензин, в то время как цены на бензин росли более чем на 8 рублей в отдельные периоды. Таким образом, полагает министр, "основные факторы изменения цен на бензин не связаны с акцизами, они подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения". Соответственно, под эти тенденции, сказал А.Кудрин, и должны подстраиваться производители, "умело и своевременно реагируя на спрос".
Налоговые же факторы, по мнению А.Кудрина, не могут повлиять на появление дефицита бензина, особенно сейчас, "когда цена на нефть такая высокая и спрос на мировом рынке полностью не восстановился, а несколько начал притормаживать из-за высоких цен на нефть". "Никакого дефицита не произойдет из-за этого",- уверен министр.
Премьер Владимир Путин уже поручил руководителям всех соответствующих ведомств незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации и доложить о причинах возникшего в некоторых регионах дефицита. Фас накануне сообщила, что проверит объекты ВИНК в более чем 20 регионах с целью выявления фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов. Проверка будет проведена в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Воронеже, на Сахалине, в ряде регионов Сибирского и Центрального федеральных округов. Проверка коснется оптового, мелкооптового и розничного рынков топлива.
Прокуратура также примет меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли бензином.
"Генпрокуратура РФ поручила прокурорам субъектов Федерации во взаимодействии с органами антимонопольной службы принять меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли нефтепродуктами", - сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры Ма