Закупать по правилам
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, совершенствующий механизм государственных закупок, через который ранее "утекало" не менее 1 трлн рублей ежегодно
Москва. 21 апреля. Росинвестпроект - Действующую систему госзакупок, которая стала кормушкой для коррумпированных чиновников, подлатали. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, совершенствующий механизм государственных закупок, сообщила в четверг пресс-служба главы государства.
Новым законом вносятся изменения в федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На латание законодательных дыр ушло чуть более 5 месяцев. На необходимость доработки закона Дмитрий Медведев указал в ноябре 2010 года в послании Федеральному собранию, заявив, что на госзакупках в неизвестном направлении "утекает" не менее 1 трлн рублей ежегодно. Это, между прочим, сопоставимо с затратами на науку и инновации в 2010 году.
Концепцию закона разрабатывало Минэкономразвития, и после урегулирования разногласий с Федеральной антимонопольной службой документ был представлен президенту. Камнем преткновения стала концепция закона о Федеральной контрактной системе, которую представило Минэкономразвития. Она предусматривала признание утратившим силу закона о госзакупках (94-ФЗ, один из самых критикуемых нормативных актов), так как он обеспечивал только процедуру размещения госзаказа, но не учитывал требования к качеству работ и не позволял контролировать "контракты жизненного цикла". ФАС, в свою очередь, представила концепцию поправок в 94-ФЗ, решающую эти проблемы. Ранее представители антимонопольной службы заявляли, что предложения Минэкономразвития несовершенны и даже содержат даже коррупционные нормы. Концептуальные разногласия между ФАС и Минэкономразвития по созданию Федеральной контрактной системы и закону о госзакупках были сняты к 25 марта. В результате согласительных процедур Минэкономразвития подготовило поправки в сам закон о госзакупках, которые в конце марта были одобрены на правительстве, в апреле одобрены Госдумой и Советом Федерации. Теперь они утверждены и президентом.
В усовершенствованном законе о госзакупках прописывается, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и характеристиками, указанными в контракте.
В соответствии с законом расширяется перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика. Так, в него включены лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР); художники-постановщики, декораторы, гримеры. В перечень также включены заказы на изготовление декораций, сценической мебели, театрального реквизита.
Правительство получит право устанавливать единые дополнительные требования в отношении отдельных товаров и услуг, в том числе квалификационные требования к участникам размещения заказа для федеральных нужд, а также нужд субъектов РФ или муниципальных нужд. Соответствующие решения должны приниматься на заседании правительства.
Документом уточняется норма о размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. В частности, обязанность такого размещения в объеме от 10% до 20% общего годового объема поставок предусматривается для всех заказчиков, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства.
Законом устанавливаются общие требования к порядку и условиям обоснования начальных максимальных цен государственных и муниципальных контрактов.
Заказчики в обязательном порядке обеспечивают размещение этих сведений на официальном сайте госзакупок с обоснованием цены. При этом источниками информации о ценах на закупаемые товары, работы и услуги могут быть данные Росстата, официальный сайт госзакупок, реестр государственных и муниципальных контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты исследований рынка и иные источники информации. Заказчик также может использовать информацию исследований рынка. Такие исследования могут быть проведены по его инициативе, в том числе с привлечением экспертов по контракту или гражданско-правовому договору.
Заказчик вправе произвести и собственные расчеты начальной цены контракта, говорится в документе.
Предусматривается также возможность проведения закрытого конкурса в случае оказания услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, коллекций редких и ценных изданий.
Минэкономразвития уже разработало правила формирования типовых государственных контрактов и предлагает госорганам разработать такие соглашения для проведения госзакупок в 2011 году. Первые типовые контракты должны появиться в июне. Такие положения содержатся в проекте поручения правительства, опубликованном на сайте Минэкономразвития.
Как говорится в проекте документа, типовые контракты утверждаются правовыми актами федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Минэкономразвития и Минфином. Они должны размещаться ведомствами на собственных сайтах не позднее, чем за десять дней до их представления на согласование.
При разработке типовых контрактов ведомства должны учитывать специфику и характеристику закупаемых для госнужд товаров, а также замечания и предложения, полученные в ходе обсуждения на сайтах.
На сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru) должна быть размещена библиотека типовых госконтрактов. Минэкономразвития будет размещать типовые контракты в библиотеке в течение 5 рабочих дней с момента их утверждения.
После утверждения типовые контракты будут обязательны для использования федеральными органами исполнительной власти и федеральными бюджетными учреждениями. Если заказчик захочет заключить контракт, не соответствующий типовому, он должен будет обосновать причину на официальном сайте.
Типовые контракты по всем предметам госзакупок должны быть разработаны в 2011 году. Уже в июне-июле должны быть готовы типовые контракты для заказов в сфере здравоохранения и социального развития (поставка лекарств, медтехники, оказание услуг по повышению квалификации госслужащих), в сфере строительства, услуг связи, АПК (поставка продуктов питания, сельхозпродукции), транспорта (услуги транспортного обслуживания), страхования (услуги по страхованию КАСКО и ОСАГО).
Типовые контракты будут введены для исключения возможности подгонки требований под продукцию конкретного производителя или поставщика. В отношении их внедрения позиция Минэкономразвития совпадает с позицией ФАС, которая ранее критиковала ряд предложений ведомства Эльвиры Набиуллиной по реформе системы госзакупок.
Так что в перспективе система госзакупок обещает стать более совершенной и менее коррупциогенной. Пока же Генеральная прокуратура выявила нарушения закона при госзакупках в ряде федеральных ведомств, в том числе Минздравсоцразвития, Росавтодоре и Роскосмосе и ФАС. Причем, как говорится в докладе генпрокурора РФ Юрия Чайки, с которым он выступит в Совете Федерации 27 апреля, "нарушения закона выявлялись практически на всех стадиях закупочной деятельности, включая организацию и проведение торгов, заключение контрактов и их исполнение". В числе нарушителей оказались как государственные и муниципальные заказчики, так и участники размещения заказов - поставщики, исполнители, подрядчики.